ольга конопляникова
Статья «Основные направления работы с семьёй по формированию здорового образа жизни ребёнка дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Основные направления работы с семьёй по формированию здорового образа жизни ребёнка дошкольного возраста.
Составил: Конопляникова Ольга Владимировна, воспитатель ГБДОУ детский сад№ 40 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга
Цель: вовлечение родителей к совместной педагогической деятельности.
Взаимодействие и тесное сотрудничество с семьёй является основой работы педагога в ДОУ:
• Диалог с родителями;
• Совместная деятельность.
Публикация «Статья „Основные направления работы с семьёй по формированию здорового образа жизни ребёнка дошкольного возраста“» размещена в разделах
При совместной деятельности с родителями формируются их навыки:
• в умении взаимодействовать с ребёнком.
Направления работы с семьёй:
• Совместная деятельность с родителями;
• Консультирование родителей;
• Информирование.
Принципы работы с семьёй:
1. Системность работы;
2. Активность педагога;
3. Применение дифференцированного подхода в работе с родителями;
Основы здоровья закладываются в семье. Поэтому, вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей. Для планирования и проведения этой работы в начале учебного года можно использовать анкетирование.
(См. приложения в сноске)
Формы работы с родителями:
1. Общее родительское собрание.
2. Наглядные формы деятельности.
Можно подготовить для родителей в письменном виде информацию - показатели умственного развития детей по возрастам или предложить наглядный материал, на формирование памяти, внимания, мышления, воображения, а также варианты проведения дидактических игр с детьми.
3. Круглый стол.
Тема: «Двигательная активность ребёнка».
Участвуют: старший воспитатель, воспитатели групп, инструктор по физической культуре, психолог, и другие специалисты. Общение свободное. Данные мероприятия можно провести в каждой из возрастных групп, акцентируя внимание на задачи программы, работающей в ДОУ. Следует применять различные методы.
4. Консультации для родителей могут быть как устными, так и письменными, плановыми и не плановыми, так же как и тематика консультаций разнообразная.
5. Дискуссия по проблеме физического развития детей.
Данную дискуссию предпочтительно провести с родителями детей старшего возраста, заранее пригласив специалистов: воспитателей подготовительной группы, учителей начальных классов, психолога. Желательно использовать методы, соответствующие создавшейся ситуации или обстановке.
6. «Устные журналы».
Эту форму можно проводить регулярно с заданными рубриками, которые имеют место в том или ином журнале. Например, «Говорят дети», «Чем и как занять ребенка», «Советы специалиста», «Это интересно знать», и др. ; рубрики наполняются педагогическим содержанием по теме. Например, советы могут дать: врач, психолог, физиолог и другие специалисты. Главное — эти встречи должны быть неформальными, заинтересовать родителей, отвечать на волнующие их вопросы, преподносить материал убедительно, доступно, опираясь на их опыт.
7. К индивидуальным формам относятся:
одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей - это педагогические беседы с родителями. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена как в собрание, так и в посещение семьи.
Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; активное участие воспитателя и родителей и есть её особенность. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Родители заранее получают вопросы, на которые хочет получить ответы педагог. Планируя темы бесед, надо охватить, по возможности, все стороны воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.
Как правило, беседа начинается с общих вопросов, с приведением фактов, положительно характеризующих ребенка. Рекомендуется детально всё продумать, так как от этого зависит успех и ход. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям.
8. Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики, обучению грамоте и др. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет. Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. Эта форма получила отклик у родителей. Как показал наш опыт проведения «заочной» консультации, родители задавали разнообразные вопросы, о которых не желали говорить вслух.
9. В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей
Наименование формы:
1. Информационно - аналитические;
2. Наглядно – информационные;
3. Познавательные;
4. Досуговые;
Цель использования этой формы:
1. Выявление интересов, запросов, потребностей, родителей, уровня их педагогической грамотности;
2. Формирование у родителей, знаний о воспитании развитии детей. Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей;
3. Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей;
4. Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми Совместные праздники, досуги, участие родителей и детей в различных выставках.
Формы проведения общения:
1. Опросы, социологические срезы, организация «Почтового ящика»;
2. Организация дней открытых дверей, информационные проспекты для родителей, открытых занятий и иных видов деятельности детей, организация мини-библиотек, выпуск газет;
3. Семинары - практикумы, педагогическая гостиная, педагогический брифинг, проведение собраний, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей консультаций в нетрадиционной форме.
4. Совместные праздники, досуги, участие родителей и детей в различных выставках.
1. Домашние задания позволяют решить сразу несколько задач: помочь организовать содержательное общение родителей с детьми, повысить двигательную активность детей, поднять отстающих. Они должны быть обязательно конкретными по содержанию, индивидуальными и небольшими по объему.
2. Совместные праздники, физкультурные и досуговые мероприятия, дни здоровья, туристические походы.
Все эти мероприятия обязательны, так как позволяют с пользой проводить свободное время, которое родители посвящают ребенку, пробуждают у родителей интерес к уровню двигательной зрелости их ребенка, являются источником радости, положительных эмоций, обогащают семейную жизнь.
Планирование работы педагогов с семьей включает в себя следующее:
• плановые беседы с родителями по обсуждению
индивидуального развития ребенка (не плановые беседы фиксируются в учете работы); например, в плане он отмечает: «Побеседовать с мамой Игоря Н. о необходимости выполнения режима дня» или: «Выяснить у мамы Наташи С. причины ее капризов»;
• наблюдения за характером детско-родительских отношений и особенностями поведения детей в моменты расставания и встречи с родителями;
• просмотр родителями разных видов детской деятельности, иногда видео, прослушивание аудиозаписи;
• вовлечение родителей в детскую деятельность как равных по общению партнеров детей (совместное рисование, лепка, конструирование, участие в Игре-драматизации, спортивных играх);
• привлечение родителей к знакомству с результатами продуктивных видов детской деятельности и творчества;
• проведение опросов, анкетирования родителей с целью изучения их ожиданий от детского сада, отношения к различным проблемам семейного и общественного воспитания детей.
Планирование работы с семьей предусматривает:
• ознакомление родителей с результатами диагностики физического развития ребенка и состояния здоровья, а так же с индивидуальным планом его оздоровления, необходимостью рационального режима и полноценного, закаливания, сбалансированного питания;
• формирование у родителей основ валеологической грамотности, знакомство с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду и в семье, обучение основным методам профилактики детской заболеваемости (разнообразным приемам дыхательной гимнастики, закаливания, массажа);
• обучение родителей разнообразным техникам общения с детьми.
Запланированные традиционные родительские собрания, «Круглые столы», «Устные журналы», фронтальные встречи с родителями детей, периодически проводятся воспитателем в течение всего учебного года. В календарном плане указывается тема встречи и форма ее проведения. Кратко можно обозначить методы активизации родителей.
Только при единых подходах к физическому воспитанию в детском саду и дома можно добиться успехов в укреплении здоровья и полноценном физическом развитии детей, а так же в повышении их двигательной активности. Однако во многих семьях потребность дошкольников в движении удовлетворяется далеко не полностью, предпочтение отдается телевизору, в лучшем случае настольным играм (мозаика, лото и т. п.). При этом, родители не принимают во внимание следующее: стать усидчивым ребенок сможет только в том случае, если будет полностью удовлетворена его естественная потребность в движении: дети овладевают сначала навыками управления движениями, а затем статикой.
Из выше сказанного, мы видим, что организация правильного двигательного режима ребенка с одновременным обеспечением разнообразия двигательной деятельности, как по содержанию, так и по составу движений является одной из главных задач взрослого. А для этого тесное сотрудничество семьи и детского сада необходимо.
Приложение (5 анкет) смотреть по ссылке: Ж. «Дошкольное воспитание» № 9 1998г. И. Григорьева, Л. Козлова «Как мы работаем с родителями»
(В полном объёме смотреть статью на личном сайте - журнал "Экстернат РФ")