Папки-передвижки

Статья «Основные направления работы с семьёй по формированию здорового образа жизни ребёнка дошкольного возраста»

ольга конопляникова
Статья «Основные направления работы с семьёй по формированию здорового образа жизни ребёнка дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Основные направления работы с семьёй по формированию здорового образа жизни ребёнка дошкольного возраста.

Составил: Конопляникова Ольга Владимировна, воспитатель ГБДОУ детский сад№ 40 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга

Цель: вовлечение родителей к совместной педагогической деятельности.

Взаимодействие и тесное сотрудничество с семьёй является основой работы педагога в ДОУ:

• Диалог с родителями;

• Совместная деятельность.

Публикация «Статья „Основные направления работы с семьёй по формированию здорового образа жизни ребёнка дошкольного возраста“» размещена в разделах

При совместной деятельности с родителями формируются их навыки:

• в умении взаимодействовать с ребёнком.

Направления работы с семьёй:

• Совместная деятельность с родителями;

• Консультирование родителей;

• Информирование.

Принципы работы с семьёй:

1. Системность работы;

2. Активность педагога;

3. Применение дифференцированного подхода в работе с родителями;

Основы здоровья закладываются в семье. Поэтому, вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей. Для планирования и проведения этой работы в начале учебного года можно использовать анкетирование.

(См. приложения в сноске)

Формы работы с родителями:

1. Общее родительское собрание.

2. Наглядные формы деятельности.

Можно подготовить для родителей в письменном виде информацию - показатели умственного развития детей по возрастам или предложить наглядный материал, на формирование памяти, внимания, мышления, воображения, а также варианты проведения дидактических игр с детьми.

3. Круглый стол.

Тема: «Двигательная активность ребёнка».

Участвуют: старший воспитатель, воспитатели групп, инструктор по физической культуре, психолог, и другие специалисты. Общение свободное. Данные мероприятия можно провести в каждой из возрастных групп, акцентируя внимание на задачи программы, работающей в ДОУ. Следует применять различные методы.

4. Консультации для родителей могут быть как устными, так и письменными, плановыми и не плановыми, так же как и тематика консультаций разнообразная.

5. Дискуссия по проблеме физического развития детей.

Данную дискуссию предпочтительно провести с родителями детей старшего возраста, заранее пригласив специалистов: воспитателей подготовительной группы, учителей начальных классов, психолога. Желательно использовать методы, соответствующие создавшейся ситуации или обстановке.

6. «Устные журналы».

Эту форму можно проводить регулярно с заданными рубриками, которые имеют место в том или ином журнале. Например, «Говорят дети», «Чем и как занять ребенка», «Советы специалиста», «Это интересно знать», и др. ; рубрики наполняются педагогическим содержанием по теме. Например, советы могут дать: врач, психолог, физиолог и другие специалисты. Главное — эти встречи должны быть неформальными, заинтересовать родителей, отвечать на волнующие их вопросы, преподносить материал убедительно, доступно, опираясь на их опыт.

7. К индивидуальным формам относятся:

одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей - это педагогические беседы с родителями. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена как в собрание, так и в посещение семьи.

Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; активное участие воспитателя и родителей и есть её особенность. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Родители заранее получают вопросы, на которые хочет получить ответы педагог. Планируя темы бесед, надо охватить, по возможности, все стороны воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.

Как правило, беседа начинается с общих вопросов, с приведением фактов, положительно характеризующих ребенка. Рекомендуется детально всё продумать, так как от этого зависит успех и ход. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям.

8. Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики, обучению грамоте и др. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет. Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. Эта форма получила отклик у родителей. Как показал наш опыт проведения «заочной» консультации, родители задавали разнообразные вопросы, о которых не желали говорить вслух.

9. В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

Наименование формы:

1. Информационно - аналитические;

2. Наглядно – информационные;

3. Познавательные;

4. Досуговые;

Цель использования этой формы:

1. Выявление интересов, запросов, потребностей, родителей, уровня их педагогической грамотности;

2. Формирование у родителей, знаний о воспитании развитии детей. Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей;

3. Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей;

4. Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми Совместные праздники, досуги, участие родителей и детей в различных выставках.

Формы проведения общения:

1. Опросы, социологические срезы, организация «Почтового ящика»;

2. Организация дней открытых дверей, информационные проспекты для родителей, открытых занятий и иных видов деятельности детей, организация мини-библиотек, выпуск газет;

3. Семинары - практикумы, педагогическая гостиная, педагогический брифинг, проведение собраний, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей консультаций в нетрадиционной форме.

4. Совместные праздники, досуги, участие родителей и детей в различных выставках.

1. Домашние задания позволяют решить сразу несколько задач: помочь организовать содержательное общение родителей с детьми, повысить двигательную активность детей, поднять отстающих. Они должны быть обязательно конкретными по содержанию, индивидуальными и небольшими по объему.

2. Совместные праздники, физкультурные и досуговые мероприятия, дни здоровья, туристические походы.

Все эти мероприятия обязательны, так как позволяют с пользой проводить свободное время, которое родители посвящают ребенку, пробуждают у родителей интерес к уровню двигательной зрелости их ребенка, являются источником радости, положительных эмоций, обогащают семейную жизнь.

Планирование работы педагогов с семьей включает в себя следующее:

• плановые беседы с родителями по обсуждению

индивидуального развития ребенка (не плановые беседы фиксируются в учете работы); например, в плане он отмечает: «Побеседовать с мамой Игоря Н. о необходимости выполнения режима дня» или: «Выяснить у мамы Наташи С. причины ее капризов»;

• наблюдения за характером детско-родительских отношений и особенностями поведения детей в моменты расставания и встречи с родителями;

• просмотр родителями разных видов детской деятельности, иногда видео, прослушивание аудиозаписи;

• вовлечение родителей в детскую деятельность как равных по общению партнеров детей (совместное рисование, лепка, конструирование, участие в Игре-драматизации, спортивных играх);

• привлечение родителей к знакомству с результатами продуктивных видов детской деятельности и творчества;

• проведение опросов, анкетирования родителей с целью изучения их ожиданий от детского сада, отношения к различным проблемам семейного и общественного воспитания детей.

Планирование работы с семьей предусматривает:

• ознакомление родителей с результатами диагностики физического развития ребенка и состояния здоровья, а так же с индивидуальным планом его оздоровления, необходимостью рационального режима и полноценного, закаливания, сбалансированного питания;

• формирование у родителей основ валеологической грамотности, знакомство с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду и в семье, обучение основным методам профилактики детской заболеваемости (разнообразным приемам дыхательной гимнастики, закаливания, массажа);

• обучение родителей разнообразным техникам общения с детьми.

Запланированные традиционные родительские собрания, «Круглые столы», «Устные журналы», фронтальные встречи с родителями детей, периодически проводятся воспитателем в течение всего учебного года. В календарном плане указывается тема встречи и форма ее проведения. Кратко можно обозначить методы активизации родителей.

Только при единых подходах к физическому воспитанию в детском саду и дома можно добиться успехов в укреплении здоровья и полноценном физическом развитии детей, а так же в повышении их двигательной активности. Однако во многих семьях потребность дошкольников в движении удовлетворяется далеко не полностью, предпочтение отдается телевизору, в лучшем случае настольным играм (мозаика, лото и т. п.). При этом, родители не принимают во внимание следующее: стать усидчивым ребенок сможет только в том случае, если будет полностью удовлетворена его естественная потребность в движении: дети овладевают сначала навыками управления движениями, а затем статикой.

Из выше сказанного, мы видим, что организация правильного двигательного режима ребенка с одновременным обеспечением разнообразия двигательной деятельности, как по содержанию, так и по составу движений является одной из главных задач взрослого. А для этого тесное сотрудничество семьи и детского сада необходимо.

Приложение (5 анкет) смотреть по ссылке: Ж. «Дошкольное воспитание» № 9 1998г. И. Григорьева, Л. Козлова «Как мы работаем с родителями»

(В полном объёме смотреть статью на личном сайте - журнал "Экстернат РФ")

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Петербургский цветок» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Петербургский цветок» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Петербургский цветок», для детей старшего дошкольного возраста. Автор: Мурахина Ирина Петровна воспитатель коррекционной.

Презентация к родительскому собранию на тему «Вырастим толерантного дошкольника» Материал для родителей. В презентации представлен материал по основным вопросам воспитания толерантности у детей дошкольного возраста. Материал.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Основные направления работы с семьёй по формированию здорового образа жизни ребёнка дошкольного возраста»
Опубликовано: 8 февраля 2015 в 18:25
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Статья «Основные направления работы с семьёй по формированию здорового образа жизни ребёнка дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем ольга конопляникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД