Екатерина Михайлова
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение Детский сад №3
Здоровьесберегающие технологии
в работе учителя-логопеда ДОУ
Подготовила:
учитель-логопед
Михайлова Е. П.
Детский сад №3
г. Нелидово Тверской обл.
Здоровье – бесценный дар,
потеряв его в молодости
не найдёшь до самой старости.
Народная мудрость.
Темочки:
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
В соответствии с законом РФ "Об образовании" (ст. 2; 51) государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. В этой связи весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий, то есть такой организации образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание детей происходят без ущерба их здоровью, а наоборот способствуют его укреплению.
Здоровьесберегающие технологии – неотъемлемая часть логопедической коррекционной работы.
Психологический портрет ребёнка, имеющего речевую патологию - это ребёнок с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью, с несформированной произвольностью психических процессов, да ещё и часто болеющий.
Особенности физического развития детей с речевыми недостатками:
- нарушение дыхания и голосообразования;
- нарушения общей и мелкой моторики;
- расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
- повышенная утомляемость;
- заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости;
- нарушение темпоритмической организации движений.
Преодоление этих трудностей возможно только через создание здоровьесберегающей среды и правильного выбора форм, методов и приёмов логопедической коррекции.
Цель использования здоровьесберегающих технологий в работе учителя – логопеда : обеспечение комплекса педагогического воздействия, направленного на преодоление и профилактику речевых нарушений, выравнивание и сохранение психофизического развития детей.
Задачи:
Развитие навыков общения, формирование фонетической стороны речи, обучение связной, грамматически правильной речи, подготовка детей к обучению в школе;
Создание благоприятного климата и рационального режима для детей с нарушением речи;
Ознакомление с простыми приемами по сохранению собственного здоровья;
Коррекция недостатков моторного недоразвития.
Принципы здоровьесберегающих технологий :
• принцип «Не навреди!»;
• принцип сознательности и активности;
• принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;
• принцип систематичности и последовательности;
• принцип доступности и индивидуализации;
• принцип всестороннего и гармонического развития личности;
• принцип системного чередования нагрузок и отдыха;
• принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
• принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса;
В своей работе мною активно используются как традиционные, так и нетрадиционные методы: артикуляционная гимнастика, биоэнергопластика, дыхательная гимнастика, развитие мелкой моторики, массаж и самомассаж, Су - Джок - терапия, кинезиологические упражнения, гимнастика для глаз, релаксацию, логоритмику и физкультминутки. Перечисленные методы являются составляющими здоровъесберегающих технологий.
1. Артикуляционная гимнастика - выработка правильных движений артикуляционных органов, необходимых для нормального звукопроизношения, а также укрепление мышц лица, языка, губ, мягкого нёба. Это неотъемлемая и очень важная часть логопедической работы.
Регулярное выполнение помогает:
• улучшить подвижность артикуляционных органов;
• укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
• уменьшить напряжённость артикуляционных органов.
Артикуляционная гимнастика с детьми мною проводится с использованием зеркал. Чтобы сделать процесс интересным, мною изготовлены наглядные комплексы упражнений в альбомах, фотографии для демонстрации упражнений, используются наглядные модели, накоплен материал комплексов упражнений в виде презентаций Power Point. Для ознакомления с органами речи разработано пособие «Домик веселого Язычка». После ознакомления с «Домиком веселого Язычка» ребенок знакомится со своим «домиком-ротиком», где «живут» разные звуки, и сравнивает его с «домиком-ротиком» Веселого Язычка. Во время автоматизации звуков использую «артикуляционную гимнастику Тру-ля-ля», «гимнастика со смешариками», пособие Е. С. Анищенковой «артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников», пособие Т. А. Куликовской «артикуляционная гимнастика в стихах и картинках», «Уроки правильной речи» Е. Косиновой, «Логопедические ходилки - бродилки».
Артикуляционной гимнастике – привет,
лучшее её в мире нет!
Что укрепит лучше рот и поможет речи?
Артикуляционной гимнастике – почёт,
вы уж мне поверьте!
(Неуймина Т. Б.)
2. Биоэнергопластика является одним из видов артикуляционной гимнастики. Биоэнергопластика включает в себя три понятия: био – человек, энергия – сила, пластика- движение. Биоэнергопластика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме. Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребенка улучшается кровообращение, при этом укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и соответственно речь.
Для проведения биоэнергопластики мною используются игровые пособия: лягушка Квака, домик «Веселого Язычка» и перчатки «Весёлые Язычки». Эти пособия позволяют более доступно объяснить детям и родителям выполнение сложных упражнений: "Чашечка", "Вкусное варенье" и др. упражнения для язычка. На каждое традиционное артикуляционное упражнение подбираются движения кисти руки (движения, имитирующие положение органов артикуляции). А чтобы детям было интереснее выполнять упражнения, используются стихи, адаптированные сказки
В. Сутеева, С. Прокофьевой, И. Пивоваровой и других авторов для занятий биоэнергопластикой (сюжетные линии в них сохранены, но герои подобраны в соответствии с названиями упражнений).
3. Развитие мелкой моторики. В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. С этой целью используются на уроке игры и упражнения на формирование движений пальцев руки.
Пальчиковая гимнастика - одна из форм оздоровительной работы. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Выполняя пальцами различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, что способствует развитию внимания, мышления, памяти, благотворно влияет на развитие речи и готовит руку к письму. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Игры и упражнения с пальчиками разнообразны:
- пальчиковые игры с мелкими предметами;
- пальчиковая гимнастика Е. С. Анищенковой, Т. П. Трясоруковой;
- пальчиковые игры со скороговорками;
- пальчиковые игры со стихами;
- пальчиковая гимнастика;
- самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна»;
- пальчиковый алфавит;
- пальчиковый театр;
- театр теней.
- для развития зрительно–тактильной координации применяется тренажер пальцевых прописей.
4. Массаж и самомассаж носа, щек, подбородка, ушных раковин, ладоней, предплечий мною используется для организации коррекционно - образовательного и оздоровительного процесса с детьми. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.
Нейрофизиологи говорят: «Руки и уши – вышедший наружу мозг»
Используются массажные движения:
• поглаживание,
• растирание,
• лёгкое надавливание,
• пощипывание,
• похлопывание,
• сгибание, разгибание пальчиков, как всех, так и поочерёдно.
• Взяли ушки за макушки
• (Большим и указательным пальцами с обеих сторон)
• Потянули (Несильно потянуть вверх)
• Пощипали (Несильные нажимы пальцами)
• Вниз до мочек добежали.
• (С постепенным продвижением вниз)
• Мочки надо пощипать:
• (Пощипывание в такт речи)
• Пальцами скорей размять.
• (Приятным движением разминаем между пальцами)
• Вверх по ушкам проведём
• (Провести по краю уха, слегка сжимая большим и указательным пальцами)
• И к макушкам вновь придём.
5. Су-джок терапия – это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су Джок –терапия оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.
Цель массажа: воздействовать на биологически активные точки по системе Су - Джок, стимулируя речевые зоны коры головного мозга.
Используются упражнения:
• катание одного грецкого ореха или шарика,
• катание ребристого карандаша,
• имитация скатывания колобка, палочек, как в лепке,
• сжимание резиновых игрушек разной плотности и др.
Чтобы совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать память, внимание разработала материал по этой теме, создала картотеку игр по су-джок терапии (стихотворный материал, сказки, рекомендации по проведению.
6. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения. Основателями кинезиологии являются американские педагоги, доктора наук Пол и Гейл Деннисоны.
В своей работе мною применяются упражнения А. Л. Сиротюк: "Колечко", "Кулак-ребро-кулак", "Ухо-нос", «Зеркальное рисование». «Зеркальное рисование» это рисование двумя руками одновременно, при выполнении этого задания расслабляются руки и глаза, способствует синхронизации работы полушарий головного мозга, что позволяет более эффективно корректировать отклонения в развитии речи детей.
Эти упражнения способствуют синхронизации работы полушарий головного мозга, что позволяет более эффективно корректировать отклонения в развитии речи детей.
1. «Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.
Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок.
3) «Лезгинка» - левую руку в кулак, большой палец в сторону, кулак развёрнут пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добиваться высокой скорости смены положений.
Кисть мы в кулачок сжимаем,
А другую разжимаем
А потом их поменяем
И лезгинку начинаем.
4) «Лягушки» - Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук, отрывая руки от стола. Усложнение упражнения состоит в ускорении.
Две весёлые лягушки
Ни минутки не сидят
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.
5) «Колечки» - соединяем пальцы руки в кольцо с большим, начиная с указательного сначала одной рукой, затем другой, затем двумя одновременно.
Пальчики соединяем
И кольцо мы получаем:
1/2 1/3 1/4 1/5
Поздоровались пальцы опять!
1/5 1/4 1/3 1/2
Закрепили кольца-снова!
7. Дыхательная гимнастика - закрепление навыков диафрагмального дыхания, развитие силы, плавности, длительности выдоха. Она предоставляет большие возможности в здоровьесбережении детей. Считается, что правильное дыхание избавляет человека от многих болезней и не допускает их появления. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Это очень актуально для маленьких детей, так как в большинстве своем это гиперподвижные, легковозбудимые. Кроме того, большинство из них имеют увеличенные аденоиды, хронический насморк, что приводит к привычке постоянно дышать ртом.
В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.
В своей работе использую дидактические пособия: султанчики, «Подуй ветерок», «Забей гол», «Прожорливые фрукты», «Обжорки».
8. Зрительная гимнастика способствует сохранению хорошего зрения. Упражнения с детьми нужно проводить в положении сидя, спина прямая, ноги свободно опираются на пол, голова в одном положении, работают только мышцы глаз.
Использование в непосредственно образовательной деятельности гимнастики для глаз должно стать нормой, правилом жизнедеятельности. За основу мною выбраны упражнения для профилактики нарушений зрения и активизации работы мышц глаз.
Упражнение «Любопытная Варвара»
Любопытная Варвара смотрит влево. Смотрит вправо.
А потом опять вперед - тут немного отдохнет.
Шея не напряжена и расслаблена. А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно - расслабление - приятно!
Шея не напряжена и расслабленна.
А теперь посмотрим вниз - мышцы шеи напряглись!
Возвращается обратно - расслабление приятно!
Шея не напряжена и расслабленна.
В профилактике нарушений зрения используется цветотерапия (хромотерапия).
Зеленый цвет успокаивает и расслабляет зрительную систему, помогает при утомлении глаз и головных болях.
Психологи рекомендуют зеленый при переутомлении, нервных срывах, синдроме хронической усталости. Он дает чувство уверенности, укрепляет иммунитет и охлаждает негативные эмоции. Кроме того, зеленый цвет положительно влияет на работу сердца.
Фиолетовый цвет полезен, но его излишек может привести к депрессии. Обостряет зрение. Фиолетовый успокаивает нервную систему, его можно использовать при всех нервных нарушениях при усталости и рези, боли в глазах. Поддерживает иммунную систему и успокаивает нервы.
Синий цвет наиболее полезен при лечении болезней глаз. Синий успокаивает, уравновешивает, уменьшает боль, снимает воспаление. Русский военный врач А. Минин считал, что именно синий цвет является лучшим болеутоляющим. Целебное действие синего ощутимо при болезнях горла, всевозможных спазмах, бессоннице. Он может оказать помощь при таких тяжелых психических состояниях, как меланхолия, эпилепсия, истерика.
Голубой охлаждает и успокаивает, снимает мышечное напряжение, регулирует работу сердца. Голубой помогает при волнениях и стрессах, способен снизить кровяное давление.
Желтый цвет оптимально воздействует на наш организм, но при этом стимулирует, улучшает зрение. Помогает при нервном истощении, укрепляет нервную систему. Оказывает очищающее действие на весь организм, лечит некоторые кожные заболевания, полезен при вялом пищеварении. Кроме того, желтый цвет способствует общению. Его хорошо использовать в детских комнатах.
Оранжевый цвет восстанавливает мышечные и нервные ткани, помогает при болезнях селезенки, мочеполовой системы, стимулирует щитовидную железу, полезен при любых нарушениях в деятельности желудочно-кишечного тракта. Однако, оранжевый очень быстро утомляет.
Розовый цвет гасит агрессивность, вызывает ощущение расслабления, покоя и уюта.
Красный оказывает возбуждающее, стимулирующее действие на нервную систему, стимулирует иммунитет, активизирует обмен веществ, положительно влияет на сердце. Настраивает на оптимизм. Помогает при спазматической головной боли. Избыток красного провоцирует головную боль, повышает давление, перевозбуждение нервной системы, усталость глаз.
9. Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоения во время занятий проводится мышечная релаксация.
Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата.
Например, упражнение «кулачки» :
Руки на коленях, кулачки сжаты
Крепко с напряжением,
Пальчики прижаты. Пальчики сильней сжимаем
Отпускаем, разжимаем
Знайте девочки и мальчики
Отдыхают ваши пальчики.
Обучение детей навыкам релаксации начинаю с игровых упражнений, которые позволяют ребенку почувствовать разницу между напряжением мышц и их расслаблением. Проще всего ощутить напряжение мышц в ногах и руках, поэтому детям предлагается перед расслаблением сильно и кратковременно сжать кисти рук в кулак, напрячь мышцы предплечий, икроножные мышцы и мышцы бедер и т. д. При выполнении упражнений на напряжение и расслабление необходимо учитывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление — достаточно длительным.
Упражнение «Штангист-тряпичная кукла»
Штангу с пола поднимаем. Крепко держим. И бросаем!
10. Песочная терапия – с помощью этой терапии ребенок может расслабиться, успокоиться.
Игры в песке развивают фантазию малыша. И неудивительно, ведь здесь проживается сказочная жизнь. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря этому происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития. Наблюдения и опыт показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, снимают психическое напряжение у ребенка. Трогая руками песчинки, ребёнок развивает мелкую моторику рук. Все это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития человека.
11. При проявлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру занятия включаю физкультурные минутки. Эта форма двигательной нагрузки является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.
Физкультурная минутка как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий достаточно широко применяется с детьми дошкольного возраста.
Цель проведения физкультурной минутки — повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии.
Виды физкультминуток:
1. Оздоровительно - гигиенические физкультминутки
Их можно выполнять как стоя, так и сидя расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, “поболтать ножками”.
2. Танцевальные физкультминутки
Они выполняются обычно под музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют, кто как умеет. Они выполняются под музыку, но отличаются более четким исполнением элементов.
3. Физкультурно-спортивные физкультминутки
Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц. Сюда можно включать бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте.
4. Подражательные физкультминутки
Зависят от фантазии и творчества учителя. Можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков, животных, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчел. Эти физкультминутки помогают детям переключиться и поднять настроение.
5. Двигательно-речевые физкультминутки
Дети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы, инсценируя их.
12. Игровая гимнастика (логоритмика) – используется для усвоения детьми различных движений, которые являются не только общеукрепляющими, но и коррекционно-развивающими. Логопедическая ритмика является составной частью комплексного метода преодоления речевых нарушений у дошкольников. Специализированная методика логоритмики является средством перевоспитания речи через тренировку и развитие необходимых качеств общей и речевой моторики. Весь курс логоритмических занятий, благодаря большому количеству двигательных заданий, способствует выработке более тонких динамических характеристик общей и речевой моторики. В занятия по логоритмике могут входить разные виды упражнений: общеразвивающие, подвижные игры, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж, психотерапия, музыкотерапия. Кроме того, в системе занятий могут использоваться нетрадиционные подходы, имевшие различные цели: соединение личности и природы, развитие процессов дыхания, обоняния (ароматерапия, активизация деятельности клеток головного мозга, улучшение общего самочувствия ребёнка.
Такие приёмы не создают стрессовые ситуации в процессе обучения дошкольников и не приносят ущерба здоровью. Дети без напряжения и с интересом выполняют данные задания.
Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит :
• улучшение памяти, внимания, мышления;
• повышение способности к произвольному контролю;
• улучшение общего эмоционального состояния;
• повышается работоспособность, уверенность в себе;
• стимулируются двигательные функции;
• снижает утомляемость;
• улучшаются пространственные представления;
• развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;
• стимулируется речевая функция;
• улучшается соматическое состояние.
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие. Создавая условия для оптимального физического и нервно-психического развития в период пребывания ребёнка в детском саду, используя современные здоровье сберегающие технологии в течение всего дня обеспечит соответствующий уровень здоровья детей.
Быть здоровым – это естественное желание каждого. От здоровья зависит и самореализация человека, и его жизненный успех, начинается путь к саморазвитию и самосовершенствованию.
Правильно говорящий ребенок – здоровый ребенок!
Желаю успехов!
Литература.
1. Демирчоглян Г. “Детское зрение” (Советы по профилактике близорукости у детей) - М. ,1998
2. Ермаков В. П., Якунин Г. А. “Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями Зрения” - М. ,1990
3. Кащенко В. П. “Педагогическая коррекция” - М. ,1994
4. “Логопедия” учебник для пединститутов под ред. Волковой Л. С. - М. ,1989
5. Маркова Л. С. “Построение коррекционной среды для дошкольников с ЗПР”, - М. ,2005
6. Маргарет Д. Корбет “Как приобрести хорошее зрение без очков” руководство к Быстрому улучшению зрения - С. -П. ,1995
7. Нестерюк Т., Шкода А. “Гимнастика маленьких волшебников” (элементы йоги для детей)
8. “Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения” (из опыта работы) под ред. Земцовой М. И. - М. ,1978
9. “Современные теоретические, экспериментальные и методические проблемы тифлологии” межвузовский сборник - С. -П., 1997
10. Чистякова М. И. “Психогимнастика” - М. ,1995