Ольга Феденкова
Здоровьесберегающие технологии экологического образования дошкольников
Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий успешного социального и экономического развития. Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.
Особо остро эта проблема стоит на этапе дошкольного детства, когда осуществляется максимально активный процесс развития всех потенциальных сил и возможностей организма. Использование природы как средства сохранения и укрепления здоровья имеет огромное значение на этапе дошкольного детства, когда формируются основы и психических, и личностных возможностей. Природа – могучий древний источник познания и нравственного воспитания человечества, храм здоровья и эстетического наслаждения. В процессе экологического воспитания человек рассматривается как часть природы, без взаимодействия с которой не возможна его жизнь. [3; с. 47]
Публикация «Здоровьесберегающие технологии экологического образования дошкольников» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Народная мудрость гласит: «Здоровье – всему голова!». От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие любого общества. В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Одним из ведущих факторов риска для здоровья детей дошкольного возраста является экологическая обстановка в местах их проживания. Среда является мощным фактором, оказывающим значительное воздействие на экологию и здоровье людей. Поэтому среда, где ребёнок находится большую часть времени, должна быть здоровье сберегающей и здоровье укрепляющей.
Сохранению и укреплению здоровья детей с учетом их возрастных возможностей и индивидуальных способностей, способствует система физкультурно-оздоровительных мероприятий в ДОУ. Эта модель включает разные виды мероприятий по повышению двигательной активности детей, закаливанию и приобщению к здоровому образу жизни. В течение всего года с детьми проводятся физкультурные занятия на свежем воздухе. В процессе занятий, игр на свежем воздухе дети познают явления природы, приобретают знания о свойствах песка, снега, воды, льда, о скольжении, торможении, у них значительно повышается словарный запас, развивается товарищеская взаимопомощь, дисциплина, согласованность действий в коллективе, смелость, выдержка, решительность. [7; с. 56]
Основным видом деятельности дошкольника является игра. В игровой, равлекательно-познавательной форме знакомим детей с правилами и способами безопасного поведения в быту, природе, на улице, безопасной организации своей деятельности. А это уже следующее направление работы – обеспечение безопасности жизнедеятельности. С целью формирования предпосылок экологического сознания организуем пешие прогулки и экскурсии к водоему, в лес, на луг. Это позволяет закрепить представления детей об опасных для человека ситуациях в природе и способах поведения в них.
Следующее направление – социально-адаптирующее. Большое внимание в детском саду уделяется созданию в группах психологического и эмоционального комфорта. В отсутствие социального педагога и психолога данную работу проводят педагоги ДОУ, которая строится на протяжении всего времени пребывания ребенка в детском саду (в процессе проведения режимных моментов, непосредственно образовательной деятельности, досугов и т. п.). Это мини-этюды экологической направленности, игры-перевоплощения, беседы и др. результатом работы по данному направлению можно считать то, что воспитанники детского сада имеют высокий уровень готовности к школе, демонстрируют открытость, доброжелательность, легко входят в контакт со взрослыми и сверстниками.
Особое внимание уделяемь медико-педагогическому направлению. Одним из условий эффективной работы, является взаимодействие всех специалистов и педагогов ДОУ. В течение года под руководством медицинской сестры осуществляем комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов (воздуха, солнца, воды) : прием детей на участке, босохождение, обливание ног, солнечные ванны с постепенным раздеванием (теплое время года); полоскание горла, корригирующая гимнастика, ходьба по массажным дорожкам (постоянно). При проведении закаливающих мероприятий осуществляем дифференцированный подход к детям с учетом состояния их здоровья. [1; с. 35]
Причинами снижения заболеваемости являются следующие:
система физкультурно-оздоровительной работы;
выполнение санитарно-гигиенического режима;
организация системы рационального питания.
Эффективность создания оздоровительной системы в ДОУ во многом зависит от взаимодействия всех специалистов, педагогов, медицинского работника и родителей. Фундамент здоровьесбережения закладывается в дошкольном возрасте и невозможен без участия родителей, ведь они являются основными воспитателями своих детей. Поэтому немаловажной задачей коллектива ДОУ считается воспитание правильного отношения к ЗОЖ у родителей воспитанников детского сада. Данная задача решается через такие формы работы как спортивные праздники, экологические акции, разного рода выставки, консультации.
Применение технологий здоровье сбережения в экологическом воспитании обеспечивают не только становление осознанного отношения ребёнка к здоровью, к жизни человека, окружающей среде, но и его эмоциональный комфорт, и позитивное самочувствие в процессе общения со сверстниками и с природными объектами.
Формой работы, которая позволила бы интегрировать широкий спектр технологий здоровьесбережения с работой по экологическому воспитанию можно выбрать экологическую тропу, организованную на территории детского сада. Данная форма работы, как нельзя лучше, позволяет включать в образовательный процесс по экологическому воспитанию детей технологии здоровья-сбережения.
Цели организации экологической тропы :
1) ознакомление дошкольников с разнообразными процессами, происходящими в природе,
2) оказание помощи в изучении живых объектов в их естественном природном окружении,
3) формирование у детей установки на правильное поведение в природе, навыков здорового образа жизни.
В качестве видовых точек, выбрали деревья и кустарники разных пород, разного возраста, разной формы кроны. Каждый из выбранных объектов экологической тропы связан с применением той или иной здоровье сберегающей технологии;
- на объекте «Хвоя» применяем лечебно-профилактическую технологию аромотерапия. Аромотерапия представляет собой лечение с использование различных запахов. Всем известно, что запахи лечат. Например, лук и чеснок – выделяют фитонциды, которые убивают микробов. Пихта, лимон - противогриппозное средство. Актуально использование на этом объекте и дыхательной гимнастики;
- на объекте «Тропа здоровья» применяем технологии сохранения и укрепления здоровья «бодрящие» гимнастики, выполнение физических упражнений. Используем и наблюдаем за природными явлениями, проводя их в начале прогулки, сочетая с ходьбой в спокойном темпе по тропе здоровья;
- на объекте «Лекарственные травы» не только знакомим детей с лекарственными растениями и уходом за ними, но и собираем растения для проведения фито профилактики. Это лекарственные растения для полоскания полости рта, и для их засушивания, чтобы потом вдыхать аромат в профилактических целях. Фитотерапия – это лечение и профилактика при помощи лекарственных трав. Цель фитотерапии: формирование у детей осмысленного отношения к здоровому образу жизни. [5; с. 53]
Система работы на экологической тропе даёт позитивные результаты. Дети не только имеют возможность наглядно познакомиться с различными процессами и явлениями, происходящими в природе, изучают живые объекты в их естественном природном окружении. Самое главное, - у них формируется установка на правильное поведение в
Планомерная работа в эколого-оздоровительном направлении приводит не только к улучшению состояния здоровья дошкольников, но и является предпосылкой развития позитивной личности, у которой повышается самооценка, уверенность в своих силах, формируется определенное отношение к себе, другим людям, природе и собственному здоровью. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников, как основная задача дошкольного образовательного учреждения, базируется на осознанном отношении ребёнка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать систематизирующим фактором в экологической деятельности.
Применения здоровье сберегающих технологий позволяет формировать у детей привычку, потребность в здоровом образе жизни.
Список литературы:
1. Чупаха И. В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М: 2003
2. Грядкина Т. С. Здоровьесберегающие и здоровьеформирующее физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении // Дошкольная педагогика. -2008. - №2.
3. Егоренко Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. – М. : АРТИ, 2001.
4. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М., 1995.
5. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе / авт. -сост. С. В. Машкова. – Волгоград: Учитель,2012.
6. Юматова Д. Б. Здоровье на кончиках пальцев // Дошкольная педагогика. 7. Антонов Ю. Е. «Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века», «Аркти» М., 2001 – 2013. - №2.
8. Леви-Гориневская Е. Г., Быкова А. И., «Закаливание детского организма» М., 1962
9. Сазонтьева Т. С, Серебрякова Т. А. ,»Реализация здоровье сберегающих технологий посредством экологического воспитания детей дошкольного возраста» - тН. Новгород, 2014.—132с.