МААМ-картинки

Здоровьесберегающие технологии экологического образования дошкольников

Ольга Феденкова
Здоровьесберегающие технологии экологического образования дошкольников

Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий успешного социального и экономического развития. Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.

Особо остро эта проблема стоит на этапе дошкольного детства, когда осуществляется максимально активный процесс развития всех потенциальных сил и возможностей организма. Использование природы как средства сохранения и укрепления здоровья имеет огромное значение на этапе дошкольного детства, когда формируются основы и психических, и личностных возможностей. Природа – могучий древний источник познания и нравственного воспитания человечества, храм здоровья и эстетического наслаждения. В процессе экологического воспитания человек рассматривается как часть природы, без взаимодействия с которой не возможна его жизнь. [3; с. 47]

Публикация «Здоровьесберегающие технологии экологического образования дошкольников» размещена в разделах

Народная мудрость гласит: «Здоровье – всему голова. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие любого общества. В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Одним из ведущих факторов риска для здоровья детей дошкольного возраста является экологическая обстановка в местах их проживания. Среда является мощным фактором, оказывающим значительное воздействие на экологию и здоровье людей. Поэтому среда, где ребёнок находится большую часть времени, должна быть здоровье сберегающей и здоровье укрепляющей.

Сохранению и укреплению здоровья детей с учетом их возрастных возможностей и индивидуальных способностей, способствует система физкультурно-оздоровительных мероприятий в ДОУ. Эта модель включает разные виды мероприятий по повышению двигательной активности детей, закаливанию и приобщению к здоровому образу жизни. В течение всего года с детьми проводятся физкультурные занятия на свежем воздухе. В процессе занятий, игр на свежем воздухе дети познают явления природы, приобретают знания о свойствах песка, снега, воды, льда, о скольжении, торможении, у них значительно повышается словарный запас, развивается товарищеская взаимопомощь, дисциплина, согласованность действий в коллективе, смелость, выдержка, решительность. [7; с. 56]

Основным видом деятельности дошкольника является игра. В игровой, равлекательно-познавательной форме знакомим детей с правилами и способами безопасного поведения в быту, природе, на улице, безопасной организации своей деятельности. А это уже следующее направление работы – обеспечение безопасности жизнедеятельности. С целью формирования предпосылок экологического сознания организуем пешие прогулки и экскурсии к водоему, в лес, на луг. Это позволяет закрепить представления детей об опасных для человека ситуациях в природе и способах поведения в них.

Следующее направление – социально-адаптирующее. Большое внимание в детском саду уделяется созданию в группах психологического и эмоционального комфорта. В отсутствие социального педагога и психолога данную работу проводят педагоги ДОУ, которая строится на протяжении всего времени пребывания ребенка в детском саду (в процессе проведения режимных моментов, непосредственно образовательной деятельности, досугов и т. п.). Это мини-этюды экологической направленности, игры-перевоплощения, беседы и др. результатом работы по данному направлению можно считать то, что воспитанники детского сада имеют высокий уровень готовности к школе, демонстрируют открытость, доброжелательность, легко входят в контакт со взрослыми и сверстниками.

Особое внимание уделяемь медико-педагогическому направлению. Одним из условий эффективной работы, является взаимодействие всех специалистов и педагогов ДОУ. В течение года под руководством медицинской сестры осуществляем комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов (воздуха, солнца, воды) : прием детей на участке, босохождение, обливание ног, солнечные ванны с постепенным раздеванием (теплое время года); полоскание горла, корригирующая гимнастика, ходьба по массажным дорожкам (постоянно). При проведении закаливающих мероприятий осуществляем дифференцированный подход к детям с учетом состояния их здоровья. [1; с. 35]

Причинами снижения заболеваемости являются следующие:

система физкультурно-оздоровительной работы;

выполнение санитарно-гигиенического режима;

организация системы рационального питания.

Эффективность создания оздоровительной системы в ДОУ во многом зависит от взаимодействия всех специалистов, педагогов, медицинского работника и родителей. Фундамент здоровьесбережения закладывается в дошкольном возрасте и невозможен без участия родителей, ведь они являются основными воспитателями своих детей. Поэтому немаловажной задачей коллектива ДОУ считается воспитание правильного отношения к ЗОЖ у родителей воспитанников детского сада. Данная задача решается через такие формы работы как спортивные праздники, экологические акции, разного рода выставки, консультации.

Применение технологий здоровье сбережения в экологическом воспитании обеспечивают не только становление осознанного отношения ребёнка к здоровью, к жизни человека, окружающей среде, но и его эмоциональный комфорт, и позитивное самочувствие в процессе общения со сверстниками и с природными объектами.

Формой работы, которая позволила бы интегрировать широкий спектр технологий здоровьесбережения с работой по экологическому воспитанию можно выбрать экологическую тропу, организованную на территории детского сада. Данная форма работы, как нельзя лучше, позволяет включать в образовательный процесс по экологическому воспитанию детей технологии здоровья-сбережения.

Цели организации экологической тропы :

1) ознакомление дошкольников с разнообразными процессами, происходящими в природе,

2) оказание помощи в изучении живых объектов в их естественном природном окружении,

3) формирование у детей установки на правильное поведение в природе, навыков здорового образа жизни.

В качестве видовых точек, выбрали деревья и кустарники разных пород, разного возраста, разной формы кроны. Каждый из выбранных объектов экологической тропы связан с применением той или иной здоровье сберегающей технологии;

- на объекте «Хвоя» применяем лечебно-профилактическую технологию аромотерапия. Аромотерапия представляет собой лечение с использование различных запахов. Всем известно, что запахи лечат. Например, лук и чеснок – выделяют фитонциды, которые убивают микробов. Пихта, лимон - противогриппозное средство. Актуально использование на этом объекте и дыхательной гимнастики;

- на объекте «Тропа здоровья» применяем технологии сохранения и укрепления здоровья «бодрящие» гимнастики, выполнение физических упражнений. Используем и наблюдаем за природными явлениями, проводя их в начале прогулки, сочетая с ходьбой в спокойном темпе по тропе здоровья;

- на объекте «Лекарственные травы» не только знакомим детей с лекарственными растениями и уходом за ними, но и собираем растения для проведения фито профилактики. Это лекарственные растения для полоскания полости рта, и для их засушивания, чтобы потом вдыхать аромат в профилактических целях. Фитотерапия – это лечение и профилактика при помощи лекарственных трав. Цель фитотерапии: формирование у детей осмысленного отношения к здоровому образу жизни. [5; с. 53]

Система работы на экологической тропе даёт позитивные результаты. Дети не только имеют возможность наглядно познакомиться с различными процессами и явлениями, происходящими в природе, изучают живые объекты в их естественном природном окружении. Самое главное, - у них формируется установка на правильное поведение в

Планомерная работа в эколого-оздоровительном направлении приводит не только к улучшению состояния здоровья дошкольников, но и является предпосылкой развития позитивной личности, у которой повышается самооценка, уверенность в своих силах, формируется определенное отношение к себе, другим людям, природе и собственному здоровью. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников, как основная задача дошкольного образовательного учреждения, базируется на осознанном отношении ребёнка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать систематизирующим фактором в экологической деятельности.

Применения здоровье сберегающих технологий позволяет формировать у детей привычку, потребность в здоровом образе жизни.

Список литературы:

1. Чупаха И. В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М: 2003

2. Грядкина Т. С. Здоровьесберегающие и здоровьеформирующее физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении // Дошкольная педагогика. -2008. - №2.

3. Егоренко Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. – М. : АРТИ, 2001.

4. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М., 1995.

5. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе / авт. -сост. С. В. Машкова. – Волгоград: Учитель,2012.

6. Юматова Д. Б. Здоровье на кончиках пальцев // Дошкольная педагогика. 7. Антонов Ю. Е. «Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века», «Аркти» М., 2001 – 2013. - №2.

8. Леви-Гориневская Е. Г., Быкова А. И., «Закаливание детского организма» М., 1962

9. Сазонтьева Т. С, Серебрякова Т. А. ,»Реализация здоровье сберегающих технологий посредством экологического воспитания детей дошкольного возраста» - тН. Новгород, 2014.—132с.

Публикации по теме:

Формирование экологического образования детей через проекты и акции по датам экологического календаря Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры.

Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольников, применяемые в совместной деятельности специалистами ДОУ Конспект интегрированного занятия «Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольников, применяемые в совместной деятельности специалистами.

Анализ системы экологического образования дошкольников как средства реализации приоритетного направления деятельности ДОУАнализ системы экологического образования дошкольников как средства реализации приоритетного направления деятельности ДОУ Приоритетным направлением деятельности нашего ДОУ является познавательное развитие дошкольников. Система работы по экологическому образованию.

Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии»Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии» Разработка и внедрение здоровьесберегающих технологий во многом обусловлены поиском путей совершенствования здоровьесберегающей деятельности.

Консультация «Создание условий для формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников через здоровьесберегающие технологии»Консультация «Создание условий для формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников через здоровьесберегающие технологии» Консультация предназначена для воспитателей ДОУ. Цель консультации:Повышение педагогической компетентности воспитателей по сохранению и.

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс для педагогов. Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников» Цель: развитие творческого потенциала.

Консультация «Воспитание положительного отношения к труду в процессе экологического образования дошкольников» Мы живем в обществе, где существует множество проблем. Но проблема сохранения окружающей среды-одна из самых актуальных. Почти все дети.

Здоровьесберегающие технологииЗдоровьесберегающие технологии Всем доброго времени суток. Хочется сегодня поговорить про здоровье наших воспитанников. Все мы прекрасно знаем, что дошкольный возраст.

Здоровьесберегающие технологии (часть 1) Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей является одной из основных задач дошкольного образования, так как дошкольный.

Здоровьесберегающие технологии в начальной школеЗдоровьесберегающие технологии в начальной школе Здоровье для человека - самая главная ценность. Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья детей. Основная задача.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровьесберегающие технологии экологического образования дошкольников
Опубликовано: 22 декабря 2020 в 22:47
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Здоровьесберегающие технологии экологического образования дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Феденкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД