Анна Казарян
Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя ДОУ
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий :
• Валеологические песенки-распевки
• Логоритмические распевки и упражнения
• Дыхательная гимнастика
• Артикуляционная гимнастика
• Пальчиковая гимнастика
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя ДОУ» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
• Музыкатерапия
Валеологические песенки-распевки. С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.
Доброе утро!
Доброе утро! Поворачиваются друг к другу.
Улыбнись скорее! Разводят руки в стороны.
И сегодня весь день Хлопают в ладоши.
Будет веселее.
Мы поглядим лобик,Выполняют движения по тексту.
Носик
И щечки.
Будем мы красивыми, Постепенно поднимают руки вверх,
Как в саду цветочки! выполняя «фонарики».
Разотрем ладошки Движения по тексту.
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее
Ушки мы теперь потрем Разводят руки в стороны.
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы!
Цветочек
На полянке между кочек, Дети сидят на корточках, опустив
голову, сжавшись в комочек.
От травы зеленых, Медленно поднимают голову.
Потянулся вверх цветочек,
Хрупкий, несмышленый.
Он от ветра задрожал «Дрожат».
И листочки вверх поднял. Выпрямляются, поднимают
Вот росой умылся, ручки вверх, «умываются».
А потом… раскрылся! Встают, руки в стороны.
Здравствуй, солнце ясное! Хлопают в ладоши.
Здравствуй, день Гладят себя по голове.
Я цветок! Такой прекрасный,
Добрый и хороший!
Здравствуйте!
Солнышко ясное, здравствуй!
Небо прекрасное, здравствуй!
Все мои подружки, все мои друзья,
Здравствуйте, ребята! Как люблю вас я!
Просыпайтесь!
Ладошки, просыпайтесь, похлопайте скорей!
Ножки, просыпайтесь, спляшите веселей!
Ушки мы разбудим, лобик разотрем,
Носиком пошмыгаем и песенку споем:
«Доброе утро Доброе утро!Доброе утро всем, всем, всем!»
«Добрый день»
В этот чудесный день, добрый день
Дружно здороваться нам не лень.
Руки протягивай, не зевай
Песню веселую запевай.
Здравствуйте!
Здравствуйте, ладошки! (вытягивают руки, поворачивают
ладонями вверх-вниз)
Хлоп-хлоп-хлоп! (3 хлопка в ладоши)
Здравствуйте, ножки! (топают ногами)
Топ, топ, топ!
Здравствуйте, щечки! (гладят ладонями щеки)
Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка похлопывают
пальчиками по щечкам)
Пухленькие щечки!
Плюх-плюх-плюх!
Здравствуйте, губки! (качают головой вправо-влево)
Чмок, чмок, чмок! (3 раза чмокают губами)
Здравствуйте, зубки! (качают головой вправо-влево)
Щелк, щелк, щелк(3 раза щелкают зубами)
Здравствуй, мой носик (гладят нос ладонью)
Бип, бип, бип(3 раза нажимают на нос
указательным пальцем)
Здравствуйте, гости! (машут рукой над головой)
Здравствуйте!
«Трямди –песенка».
Дети стоят парами лицом друг к другу
Маленькие пальчики: трям-трям-трям! «здороваются» кончиками пальцев
Барабанят пальчики: трям-трям-трям!
А теперь ладошки: трям-трям-трям! То же ладошками
Кулачками постучим: трям-трям-трям! То же кулачками
По трям-трямски говорим:
Засопели носики: трям-трям-трям! Касаются друг друга носиками
Носики – насосики: трям-трям-трям!
А теперь мы улыбнулись, «Пружинка» улыбаются
Прыгнули и повернулись. Выполняют на месте по тексту
Мы в Трям-трямдии живем, Хлопают в ладоши
Трямди песенки поем: трям-трям-трям!
• логоритмические распевки и упражнения
Логоритмика – комплексная методика, включающая средства логопедического, музыкально – ритмического и физического воспитания – один из разделов лечебной ритмики, созданной на основе методики музыкально – ритмического воспитания.
Комплекс распевок и упражнений логопедической ритмики направлен на преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом, музыкой, движением.
Солнышко
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки -
Очень рады солнышку.
Дождик
Дождик, дождик кап да кап
Ты не капай долго так
Хватит землю поливать, нам пора идти гулять Кап-кап-кап-кап/
Андрей-воробей
Андрей-воробей
Не гоняй голубей
Голуби боятся
На землю не садятся
Андрей-воробей
Не гоняй голубей
Голуби боятся
На крышу не садятся
Андрей-воробей
Не гоняй голубей
Голуби боятся
На крышу не садятся
Крыша ломается
Хозяин ругается
Андрей-воробей
Не гоняй голубей
Гоняй галочек
Из-под палочек
Андрей-воробей
Не гоняй голубей
Гоняй галочек
Из-под палочек
Не клюй песок
Не тупи носок
Пригодится носок
Клевать колосок
Наши ручки
Наши ручки отмываем: вот так, вот так
Наши ручки поднимаем: вот-так, вот-так
Наши ручки опускаем: вот-так, вот-так
И за спинку убираем: вот-так, вот-так
Где же, где же наши ручки наши ручки
Где же, где же наши ручки наши ручки, наши ручки? (2 раза) (Прячут руки за спиной)
Вот ручки, наши ручки, (Выполняют движение "фонарики")
пляшут, пляшут наши ручки,
Пляшут, пляшут наши ручки. Сжимают и разжимают кулачки.
Поплясали, стоп!
Где же, где же наши ножки, (приседая, закрывают ножки) наши ножки, наши ножки? (2 раза) руками
Вот ножки, наши ножки, Выставляют ножки на каблучок
пляшут, пляшут наши ножки!
Пляшут, пляшут наши ножки,
поплясали, стоп!
Где же, где же наши детки. Закрывают лицо ладонями
Вот детки, наши детки. Раскидывают руки в стороны
Пляшут, пляшут наши детки. Качаются на месте (пружинка)
Поплясали, стоп
• дыхательная гимнастика
Очень часто встречаются нарушения дыхательной функции (подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе, слишком большой вдох, учащенность дыхания, укороченность выдоха, неумение делать незаметный добор воздуха). Суть дыхательной гимнастики – в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра. Это упражнения Беляковой Л. И., Семеновой Н., Стрельниковой А. Н. и др., которые отобраны мной в картотеку и систематизированы для поэтапного использования. Например, старшая группа: сентябрь – упражнение «Зоосад», октябрь – «Знакомство», ноябрь – «Веточка», декабрь – «Певец», январь – «Снежинка», февраль – «Свечи», март – «Шарик», апрель – «Аист», май – «Ракета».
«Листопад»
Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.
Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали. «Воздушный шарик»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
ИП: Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд.
Разминка
Мы сегодня так играем
Нюхать воздух начинаем
Вдох-вдох-вдох-вдо. х
Шаги
Марш на месте
Вдох делается на каждый шаг, выдох самопроизвольный
Аты-баты, аты-баты.
А сегодня мы солдаты
Левой-правой мы шагаем.
Быстро воздух мы вдыхаем.
Дыхательной релаксации:
(звучит тихая спокойная музыка).
«Ляжем на спину… Закроем глаза… Представим, что вы вдыхаете
аромат цветка… Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом…
кожей… Вдох, выдох… Вы отлично отдохнули… Организм зарядился
энергией… Я считаю до 5… На счет 5 откройте глаза. Глаза открываются.
Свежесть в теле… Бодрость… Хорошее настроение…».
• артикуляционная гимнастика
Основная цель артикуляционной гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Сюда же относится и мимическая гимнастика. На занятиях используются упражнения из книги Абелян Л. «Как Рыжик научился петь», а также из сборника Арсеневской О. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду».
Любопытный язычок
Вот и вышел на порог
Любопытный язычок.
«Что он скачет взад-вперед?» -
Удивляется народ.
Цель:укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.
Описание:Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот
остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.
Язык здоровается с подбородком
Просыпается язык –
Долго спать он не привык.
И спросил у подбородка:
- Эй, какая там погодка?
Цель: отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении).
Описание:Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку, затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.
Кружок
Мой язык совсем не глуп –
Ходит кругом возле губ.
Цель:развивать произвольные движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность. Самомассаж мышц губ и щек.
Описание:Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под
нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону.
Шарики
Шарик слева, шарик справа,
Есть у нас одна забава:
В щеки дуем – чередуем,
То в одну, а то в другую.
Цель:укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться.
Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую
щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.
• пальчиковые игры Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и упражнения, которые исполняют как стихи или под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук. Упражнения на развитие мелкой моторики - «Барабанщики», «Дом», «Цветочек», «Стирка», «Фонарики», и многие другие. По словам немецкого философа Канта: «Рука – это выведенный наружу мозг». Работа мелких мышц руки аналогична работе высших отделов коры головного мозга, обеспечивающих работу мысли и функций речи. Этой задаче подчинены и пальчиковые игры, используемые мной, как физкультурные паузы, поскольку они очень нравятся детям, потому что привлекательны по тексту. Например, «На блины», «Утречко» и многие другие из созданной картотеки.
Барабанщики
Твои пальчики-барабанщики
Там-там-там
Тук-тук-тук
Раздаётся звонкий звук
Подушечки правой и левой руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола, как игра на пианино.
Дом
Молоточком я стучу.
Постукивать кулачками друг о друга.
Дом построить я хочу.
Соединить кончики пальцев обеих рук. (крыша)
Строю я высокий дом.
Поднять руки вверх.
Буду жить я в доме том.
Похлопать ладонями.
«На лугу растут цветы»
На лугу растут цветы Руки в вертикальном положении,
Небывалой красоты. ладони раскрыты.
К солнцу тянутся цветы – Потянуться, руки вверх.
С ними потянись и ты.
Ветер дует иногда, Взмахи руками, изображая ветер.
Только это не беда.
Наклоняются цветочки, Наклонить кисти рук.
Опускают лепесточки.
А потом опять встают Распрямить кисти рук, пальцы раскрыты.
И по-прежнему цветут.
«Стирка»
Раз, два, три, четыре, пять –
(Последовательно соединять одноименные пальцы обеих рук, начиная с больших.)
Будем вещи мы стирать:
(Пальцы обеих рук сжаты в кулак, движения кулаков к себе и от себя.)
Платье, брюки и носочки,
(Последовательно соединять пальцы правой руки с большим.)
Юбку, кофточку, платочки,
(Последовательно соединять пальцы левой руки с большим.)
Шарф и шапку не забудем,
(Последовательно соединять пальцы правой руки с большим.)
Их стирать мы тоже будем.
(Пальцы обеих рук сжаты в кулак, движения кулаков к себе и от себя.)
«Фонарики»
Фонарики зажглись (сжатые в кулак пальцы резко и одновременно на двух руках разжимаются)
Фонарики погасли (пальцы сжимаются в кулак)
Усложненый вариант – поочередно сжимать и разжимать пальцы рук (например – левая рука в кулаке, в этот момент правая – с разжатыми пальцами) под следующий стишок:
Мы фонарики зажжем,
А потом гулять пойдем!
Вот фонарики сияют,
Нам дорогу освещают!
«Лиса»
Хитрая плутовка,
рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут ее.
• музыкотерапия Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет ребенка, снижает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушений общения, она помогает установлению эмоционального диалога часто даже в тех случаях, когда другие способы исчерпаны. Пользуясь своим опытом работы, я позволила себе отобрать к применению на практике из огромного предложенного программами музыкального материала только те музыкальные произведения, которые отвечают вышепоставленным задачам. Произведения предпочтительно исполнять «вживую», кроме, конечно, оркестровой музыки.
Наиболее удачными в музыкотерапии считается прослушивание следующих произведений – Бетховен «Лунная соната», «К Элизе», Огинский «Полонез», Грибоедов «Вальс». Именно эта музыка используется во время релаксации на занятиях.