Летова Оксана
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
Цель разработки: показать значимость здоровьесберегающей технологии в улучшении состояния здоровья и качества жизни детей и подростков в процессе учебной деятельности.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе» размещена в разделах
- Здоровье. Мероприятия по теме здоровья для школьников
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Задачи: 1. Разработать мероприятия, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни учащихся начальной школы;
2. Пропаганда здорового образа жизни;
3. Помочь каждому ребёнку осознать свои способности, создать условия для их развития;
4. Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребёнка, т. е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики - одной из самых перспективных систем 21 века, и как совокупность приёмов, форм и м методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию её воздействия на здоровье учащихся и педагогов.
В данной работе рассмотрены подходы к организации главной составляющей образовательного процесса - урока, способам оценки его качества с точки зрения здоровьесбережения, а также внеурочной работе и работе с родителями.
Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Практика обнажила: судя по статистике, лишь малая часть выпускников школы относятся к числу здоровых. Таким образом, каждому учителю необходимо учитывать, что присутствующий на уроке ребёнок, как правило, не здоров.
ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ МЕТОДОВ РАБОТЫ
Некоторые причины школьных болезней :
- недостаточная освещённость класса;
- неправильная форма и величина школьных столов
- несоблюдение режима дня, что приводит к перегрузке учебными занятиями.
Цели и задачи для их преодоления:
- проведение физминуток;
- обеспечение детей настольными и напольными играми;
- активная физкультурно-оздоровительная работа совместно с родителями;
- тестирование родителей по темам: «Можно ли ваш образ жизни считать здоровым?», «Часто ли случаются стрессы в вашей семье».
Однако, на здоровье школьников оказывают влияния и многие другие факторы:
- интенсификация обучения;
- снижение двигательной активности;
- нарушение зрения и осанки;
- увеличение вирусных и простудных заболеваний;
- ухудшение нервно-психического здоровья.
Исходя из этого, необходимо организовать индивидуальный подход к учебно-воспитательной работе с учётом психических, физиологических особенностей и состояния здоровья учащегося.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы школ - это рациональная организация урока. Показателями такой организации учебного процесса являются:
- объём учебной нагрузки - количество уроков и продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашнего задания;
- нагрузка от дополнительных занятий в школе;
- занятия активно - двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т. д.
От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся. Кроме того, фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, слежу за соблюдением правильной осанки, позы, за её соответствием виду работы и чередованием в течение урока. Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.
В состав упражнений для физминуток я включаю:
- упражнения по формированию осанки;
- укреплению зрения;
- укрепления мышц рук;
- отдых позвоночника;
- релаксационные упражнения для мимики лица;
- упражнения, направленные на выработку рационального дыхания. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности
сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Поэтому я ввожу упражнения для выработки глубокого дыхания. Усиление выдоха в сочетании с различными движениями туловища и конечностей. Выполняемые упражнения дают нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности. Физминутки проводятся в хорошо проветренном классе. Несвежий воздух в классе при этом недопустим. Обязательное условие эффективного проведения физминуток - положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим
видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.
Я выстроила концепцию здоровьесберегающего обучения следующей логической цепочкой.
ЗО направлено на обеспечение психического здоровья учащихся.
Опирается на вариативность, преемственность, практическую ориентацию.
Достигается через учёт особенностей класса, создание благоприятного психологического фона на уроке, использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу, создание условий для самовыражения, предупреждение гиподинамии.
Приводит к предотвращению усталости и утомляемости, повышению мотивации к учебной деятельности, приросту учебных достижений. И чтобы результативно реализовать ЗОТ в педагогической деятельности, я применяю некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности. В центр ОС ставится личность ребёнка, комфортные условия её развития и реализация природных возможностей. В качестве самостоятельных направлений выделяю гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества.
Педагогику сотрудничества можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья. Цель занятий - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка. Важнейшая черта этой педагогики - приоритет воспитания над обучением, что позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника. Любовь к детям, оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимость к детским недостаткам, правом ребёнка на ошибку, на собственную точку зрения - оказывает благоприятное воздействие на формирование здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.