Ирина Лебедева
Здоровьесберегающие технологии в музыкально-образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет одну из важнейших задач – охрана и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей. С каждым годом увеличивается количество детей с различными отклонениями в поведении, развитии и здоровья. Поэтому, я выбрала тему для самообразования – использование здоровьесберегающих технологий с целью сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей, особенно с ограниченными возможностями здоровья.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в музыкально-образовательной деятельности» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
В своей музыкально – оздоровительной работе в этом учебном году я сделала акцент на следующие виды здоровьесберегающих технологий:
1. Валеологические песенки – распевки. С них начинаем музыкальную деятельность. Они поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, готовят голос к пению, улучшают эмоциональный климат. В песенках присутствуют элементы самомассажа.
2. Важное место в музыкальной деятельности занимают - пальчиковые игры и упражнения. Они развивают мелкую моторику, речь ребенка, повышают координационные способности пальцев рук. Оформила картотеку пальчиковых игр по лексическим темам для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
3. Логоритмика – комплекс двигательных упражнений, в которых разные движения (туловища, головы, рук, ног) сопровождаются произношением речевого материала с музыкальным сопровождением и без него. Логоритмика направлена на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь – движение». В течение учебного года, совместно с воспитателями и логопедами старшей и подготовительных групп, были разработаны и проведены интегрированные занятия по лексическим темам, с применением логоритмических игр и упражнений. Доступность логоритмики, увлекательная игровая форма, интересный по содержанию музыкально – речевой материал создают на занятии положительный эмоциональный настрой и стимулируют потребность детей в общении, развивая не только основные музыкально – ритмические навыки, но и корректируя нарушения общей моторики и речевого недоразвития детей. Также на интегрированных занятиях использую дыхательные упражнения, ритмические речевые игры с палочками (клавесами). В музыкально – речевых играх использую музыкальные инструменты.
4. Игровой самомассаж. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Массаж повышает защитные свойства всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата.
Я изучила и использую игровой массаж по М. Картушиной. Материал очень интересный, доступный для детей. Например:
Массаж спины «Дождь»
Дети встают друг за другом «паровозиком» и выполняют движения.
Дождь! Дождь! Надо нам расходиться по домам!
хлопки ладонями по спине
Гром! Гром, как из пушек. Нынче праздник у лягушек!
поколачивание кулачками
Град! Град! Сыплет град! Все под крышами сидят!
постукивание пальчиками
Только мой братишка в луже ловит рыбу нам на ужин.
поглаживание спины ладошками
5. Также в музыкально-образовательной деятельности использую следующие здоровьесберегающие технологии по методу В. Ф. Базарного:
Хоровое пение - под влиянием систематического хорового пения улучшается психоэмоциональный статус детей, дети лучше развиваются и меньше болеют. Коллективное пение помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата. Развиваются основные музыкальные способности, эмоциональная отзывчивость, муз. слух, чувство ритма.
Экологическое панно (для старшего дошкольного возраста) - применяется с целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного (чувственно-образного и интеллектуального) восприятия и познания мира. Панно должно быть размером не менее 2*3 м, изображающее уходящие в бесконечность пейзажи.
Режим движения наглядного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующего детей (узнай и найди знакомого композитора, музыкальный жанр, лад.)
Использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно – развивающей работы, способствует решению задач гармоничного развития дошкольников, активизирует психические процессы и формирует личность ребенка в целом.
Результатами музыкально – оздоровительной работы являются:
Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей
Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка
Повышение уровня речевого развития
Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями)