Надежда Иванченко
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день применяется несколько видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ. К ним относятся:
медико-профилактические и физкультурные мероприятия, основы социально-психологического благополучия дошкольника, валеологическое просвещение родителей, коррекционные занятия.
Я остановлюсь на занятиях, направленных на развитие речевого дыхания.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2021
Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция. У детей дошкольного возраста речевое дыхание и четкость речи часто нарушаются. Дыхание становится поверхностным, аритмичным, нарушается плавность и связность высказывания (особенно это отмечается у детей с заиканием и дизартрией). А для произнесения целого ряда звуков, таких, как свистящие, шипящие, сонорные, необходимо наличие сильной направленной воздушной струи, поэтому перед педагогом встает задача формирования у детей сначала физиологического, а затем на его основе речевого дыхания.
Физиологическое дыхание – физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно.
Речевое дыхание существенно отличается от неречевого дыхания.
Речевое дыхание является произвольным. При физиологическом дыхании вдох и выдох осуществляются через нос, причем вдох равен по продолжительности выдоху. При речевом дыхании после короткого глубокого вдоха следует пауза и лишь затем длительный выдох, в момент которого и осуществляется речевой акт.
У дошкольников наблюдаются такие несовершенства речевого дыхания:
• Очень слабый выдох и вдох, что ведёт к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также робких, стеснительных.
• Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого ребёнок иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слове, а то и на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шёпотом. Нередко из-за этого он недоговаривает, «заглатывает» конец слова или фразы.
• Неумелое распределение дыхания по словам. Ребёнок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой – вдох – дём гулять).
• Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлёбыванием».
• Неравномерный толчкообразный выдох : речь звучит то громко, то тихо, еле слышно.
Только регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, а также профилактике болезней дыхательных путей. А правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.
За счет постановки правильного дыхания, быстро и эффективно преодолеваются речевые нарушения.
Следует серьёзно отнестись и к совету врачей, рекомендующих дыхание через нос как наиболее полезное для здоровья и ограждающее голосовые органы от различных заболеваний. Установлено, что дыхание через нос помогает окрепнуть мышцам носоглотки, а здоровая носоглотка оберегает организм от насморка, который, в свою очередь, плохо действует на голосовой аппарат.
Когда человек дышит ртом, слизистая рта быстро пересыхает, часто появляется жажда. К тому же инфекции легче забраться в гортань, трахею и бронхи. Врачи твердят: дышите носом, а не ртом. Но ребёнок дышит не как надо – он дышит, как получится. Эти весёлые логопедические упражнения научат его, как же всё-таки «надо».
Цель дыхательной гимнастики – увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.
«Загнать мяч в ворота»
(выработка длительной, направленной воздушной струи).
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел в ворота.
«Сдуть снежинку, листик, пёрышко» (выработка плавной, целенаправленной воздушной струи воздуха, идущей по середине языка).
Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широкий язык высунут. Кончик языка опущен. Боковые края языка прижаты к верхним зубам. На ладошку положить бумажную снежинку и сдуть её. Следить, чтобы щеки не надувались и губы не натягивались на зубы, чтобы дети как бы произносили звук ф, а не х.
«Фасолевые гонки»
(выработка сильной, непрерывной струи, идущей посередине языка).
Коробка из-под конфет оборудована, как дорожки для бегунов-«фасолинок», а начинают они бег при помощи «ветра» из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее догонит своего «бегуна» до финиша.
«Горох против орехов»
(чередование длительного плавного и сильного выдоха).
Проводится матч на «хоккейном поле» (коробка от конфет, «клюшки» — трубочки для коктейля. Выигрывает тот, кто быстрее задует своих «игроков» в ворота противника. «Игроки» (2—3 горошины и 2—3 ореха) предварительно разбросаны по всему полю.
«Осьминожки»
Из трубочек, оставшихся после туалетной бумаги изготавливаются «осьминожки» с длинными «ногами», свисающими с одного края. Задача ребенка – подуть в отверстие так, чтобы ножки осьминожки заплясали.
«Ветер-ветерочек»
Из коробки изготавливается 4-х сторонний каркас с закрепленными на каждой стороне лентами. На лентах крепятся различные мелкие бумажные предметы: капельки дождя, бабочки, жучки, листочки, облака, насекомые, шарики и т. д. Дети садятся напротив каждой грани и дуют на ленточки с фигурками. Происходит выработка сильной, непрерывной струи.
Таких тренажеров можно придумать массу и успешно применять их во время воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении как в индивидуальных, так и в подгрупповых занятиях.