Ирина Воронина
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Воронина Ирина Артуровна
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании
Здоровье детей всегда являлось актуальной проблемой человечества. Хорошее здоровье – главный источник счастья и радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, его можно быстро потерять
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании» размещена в разделах
Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискуссионно и у разных авторов встречаются разные трактовки. Н. К. Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – детей и их родителей, педагогов. Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьесбережения.
Дошкольный возраст - это решающий этап в формировании основ психического и физического здоровья детей. Именно в эти годы интенсивно формируются органы и развиваются функциональные системы организма.
Главная задача воспитателей детского сада - подготовить дошкольника к будущей самостоятельной жизни, предоставив ему необходимые условия для получения и закрепления устойчивых навыков, умений, знаний, воспитав в нем необходимые привычки.
Здоровьесберегающие технологии — это система мер, направленные на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Основные задачи здоровьесберегающих технологий в детском саду :
• сохранение уровня здоровья и подбор пошагового увеличения уровня здоровья воспитанников;
• создание обстановки для комплексного психофизиологического развития ребенка;
• обеспечение комфортных условий жизни на протяжении нахождения ребенка в детском саду.
В связи с этим актуальным становится внедрение в коррекционную работу здоровье сберегающих технологий, целью которой является — обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки, научить использовать полученные знания в жизни. Эта цель достигается решением многих задач в ходе коррекционной деятельности.
Главные факторы здоровьесбережения детей в образовательном процессе :
• это комфортное пребывание ребёнка в ДОУ, которое не вызывает повышенной тревожности,
• это личностное в системе взаимоотношения воспитатель-ребёнок,
• это экологическая грамотность и здоровый образ жизни родителей, а также все выше перечисленные здоровьесберегающие технологии.
Принципы здоровьесбережения :
- «Не навреди!» - все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью.
- Непрерывность и преемственность – работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом занятии.
- Соответствие содержания и организации обучения и воспитания возрастным и индивидуальным особенностям ребенка.
- Комплексный, междисциплинарный подход – единство в действиях педагога, психолога и врачей.
Здоровьесберегающие технологии в целом делятся на 4 группы:
I. Технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников.
• Динамические паузы (физкультминутки, включающие пальчиковую, дыхательную, гимнастику для глаз и артикуляционную гимнастику);
• Спортивные и подвижные игры;
• Тренажеры, контрастная дорожка.
II. Технологии обучения ЗОЖ.
• Физкультурные занятия;
• Гимнастика после сна;
• Точечный массаж;
• Бассейн;
• Спортивные праздники, развлечения;
• СМИ (ситуативные малые игры - подражательная ролевая имитационная игра);
• День здоровья.
III. Технологии музыкального воздействия.
• Музыкотерапия;
• Сказкотерапия.
IV. Технология коррекции поведения. Дыхательная гимнастика, как здоровьесберегающая технология.
Дыхание является важнейшей функцией организма. А дыхательная гимнастика - неотъемлемый компонент лечения любых заболеваний дыхательных путей, укрепления его здоровья и надежная профилактика ОРВИ. Регулярные занятия укрепляют дыхательную мускулатуру и иммунитет вашего ребенка, даже когда он здоров. В последнее время отмечается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, с затруднениями в обучении, трудностями в адаптации. Такие дети расторможены, часто без причины агрессивны, не способны быстро переключаться, негативно воспринимают себя и окружающих, не способны самостоятельно подавлять отрицательные эмоции, управлять своей душой и телом. Для преодоления имеющихся у них нарушений, предупреждения развития патологических состояний, укрепления физического и психического здоровья необходимо проведение комплексной коррекционной работы, одним из важнейших компонентов является система дыхательных упражнений, дыхательная гимнастика. Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти минут.
При занятиях необходимо соблюдать следующие требования:
• выполнять упражнения не более 5-10 минут каждый день, в зависимости от возраста детей;
• проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях или при открытой форточке;
• заниматься лучше до завтрака или после ужина;
• заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;
• дозировать количество и темп проведения упражнений;
• вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать - через рот;
• вдыхать легко и коротко, а выдыхать - длительно и экономно;
• в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;
• после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 сек.
Комплекс дыхательных упражнений.
Дыхательные упражнения можно проводить на занятиях классифицируя их по временам года, это поможет формировать представления об изменениях в природе и закрепить новые слова в речи детей.
Зима: Лыжник. В течение двух минут имитируем ходьбу на лыжах. Выдыхая, произносим «м-м-м».
Весна: «Кораблики». Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней - бумажные «кораблики», которыми могут быть просто кусочки бумаги. Ребёнок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его другому «берегу».
Лето: Летят мячи. Исходное положение - стоя, руки подняты вверх с мячом. Бросаем мяч вперед от груди. Выдыхая, произносим длительное «у-х-х». Повторяем упражнение 5-6 раз.
Осень: «Сбор урожая» Встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоки - вдох (пауза 3 сек). Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз - выдох. Повторить 3 - 4 раза.
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Список литературы:
1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения : индивидуально-ориентированный подход. Школа здоровья. 2000. Т. 7. N2.
2. Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства//Дошкольное воспитание. -2004.-N1.-С. 114-117.
3. Гаврючина. Л. В Здоровьесберегающие технологии в ДОУ : Методическое пособие. -М. : ТЦ Сфера, 2008. -160 с. (Здоровый малыш)