Юлия Сальникова
Здоровьесберегающие технологии с применением ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
«Здоровьесберегающие технологии с исполь-зованием ИКТ в дошкольном образовании»
В статье рассматривается актуальность использо-вания здоровьесберегающих технологий с применением ин-формационно-коммуникационных технологий как один из современных подходов в развивающем обучении дошколь-ного образования.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии с применением ИКТ» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Темочки
Здоровьесберегающие образовательные техноло-гии – это программы и методы, направленные на воспита-ние у воспитанников культуры здоровья, личностных ка-честв, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представлений о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирова-ние у него необходимых знаний, умений, навыков по здо-ровому образу жизни.
Повышенное внимание к здоровьюсберегающим техно-логиям обусловлено тем, что заболеваемость малышей из года в год увеличивается. Это происходит, несмотря на все достижения современной медицины. При этом многие вос-питанники детских садов страдают от хронических заболе-ваний, от нарушений работы опорно-двигательного аппа-рата, у них есть проблемы с осанкой. Здоровьесберегаю-щие технологии в воспитательном процессе разделены на те, которые направлены на:
• стимулирование и сохранение здоровья;
• обучение здоровому и правильному образу жизни;
• коррекцию состояния малышей.
Эффективность всех технологий в первую очередь зависит от того, как именно в ДОУ организован процесс обучения, не наносит ли он вред малышам. Они необходимы для того, чтобы воспитанники садов стали более жизнеспособными, у них сформировалось правильное от-ношение к своему здоровью, они могли самостоятельно его сохранять, оберегать и поддерживать.
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требо-вания к дошкольному воспитанию как первому звену не-прерывного образования: образования с использованием цифровых образовательных ресурсов.
Компьютеры в школьных классах сегодня уже не воспринимаются как нечто редкое, экзотическое, однако в детском саду они еще не превратились в хорошо освоенный инструмент педагогов. Но с каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Поэтому дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в стороне.
Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под информационно-коммуникативными технологиями подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Использование компьютерных технологий помогает :
-повышать познавательную мотивацию, делая процесс обучения интересным и продуктивным.
- привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
-делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
-формировать информационную культуру у детей;
-активизировать познавательный интерес;
-реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
-дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;
-активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)
Так как дети дошкольного возраста имеют наглядно-образное восприятие окружающего мира, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше наглядного материала, который помогает ребёнку воспринимать новое. При этом ребёнок использует в процессе восприятия не только свои зрение и слух, но, что особо важно, и фантазию, и воображение, и эмоции. Информационные технологии позволяют разнообразить деятельность дошкольника, чтобы вызвать наибольший интерес к тому, что происходит, пробудить их активность.
Важно, чтобы в дошкольном образовательном учреждении здоровьесберегающие технологии применялись на регулярной основе. Например, по мере утомляемости детей необходимо использовать динамические паузы.
К технологиям, направленным на сохранение здоровья и его стимулирование, относят различные подвижные игры, в том числе и спортивные, гимнастики, разминки для пальцев, глаз, дыхания, использование дорожек здоровья и т. д. Некоторые из них мы рассмотрим ниже.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.
Для развития мелкой моторики и развлечения детей важно проводить с ними регулярную разминку рук. Учеными было доказано, что именно стимуляция пальцев рук крох способствует развитию речи. Кроме того, она необходима для того, чтобы малыш лучше справлялся с рисованием и письмом и меньше уставал при проведении занятий. Дети 4-5 лет вполне самостоятельно могут делать многие упражнения. Из пальчиков можно предложить сложить очки, сделать зайчика, собачку или маску. Это достаточно простые здоровьесберегающие педагогические технологии, но их пользу сложно переоценить. Регулярное их использование в саду и дома поможет ребенку развить мел-кую моторику и, соответственно, стимулировать речь. Если гимнастика для рук будет сопровождаться музыкой или наглядно демонстрироваться, то это не только заинтересует малыша еще больше, но и привлечет его психические процессы, такие как непроизвольное внимание, непроизвольная и произвольная память.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
В век информационных технологий организм детей и взрослых подвергается большому воздействию факторов, негативно влияющих на здоровье. Не секрет, что телефоны, компьютеры, планшеты, телевизоры – ежедневно оказывают нагрузку на зрительный аппарат детей, даже младшего дошкольного возраста. Поэтому профилактическая и корригирующая работа с органами зрения выступает сегодня, как необходимый компонент образователь-ной деятельности ДОУ. Важно не только научить детей выполнять специальные упражнения в системе, но и понять необходимость заботы о своем зрении и здоровье в целом. Одной из форм работы по профилактике и коррекции нарушений зрения, переутомления зрительного аппарата выступает зрительная гимнастика.
Гимнастика для глаз - это один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами. Цель гимнастики для глаз: профилак-тика нарушений зрения дошкольников. Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма. Для проведения не тре-бует специальных условий. Любая гимнастика для глаз проводится стоя. Выполняются 2-4 мин.
При выполнении упражнений голова неподвижна (если не указано иначе).
Детям с патологией зрения противопоказаны упражнения, связанные с длительным и резким наклоном головы. При-ем проведения – наглядный показ действий педагога или с использованием ИКТ.
Мультимедийную гимнастику для глаз легко изготовить самим, используя программу PowerPoint для создания презентаций, где любому объекту можно задать опреде-ленное движение (инструменты Анимации). Интереснее всего проходят гимнастики для глаз, на которых используются предметы или задания в стихотворной форме, дви-жения по определенным дорожкам, задания на поиск предметов и картинок в разных частях группы.
1. «Бег по дорожкам». Не поворачивая головы, дети должны следить за движениями божьей коровки (посмотреть направо-налево, поднять глаза вверх-вниз).
2. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстоянии 25-30 см, затем палец приблизить к кончику носа, потом перевести взор вдаль. (демонстрируется наглядно)
3."Рисование носом"
Детям нужно посмотреть на картинку и запомнить объект (по теме занятия). Закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент.
Такие упражнения необходимы для того, чтобы сохранить зрение малышам. Ведь 90% информации поступает как раз через глаза. Они работают на протяжении всего времени бодрствования ребенка, испытывая подчас колос-сальную нагрузку. Такие здоровьесберегающие технологии в детском саду должны использоваться постоянно.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Дыхание является важнейшей функцией организма. А дыхательная гимнастика - неотъемлемый компонент лечения любых заболеваний дыхательных путей, укрепления его здоровья и надежная профилактика ОРВИ. Регулярные занятия укрепляют дыхательную мускулатуру и иммунитет вашего ребенка, даже когда он здоров. Очень важно уделять внимание правильному дыханию. Во время вдоха грудная клетка должна расширяться, при этом входящий в легкие воздух попадает в альвеолы, где кровь насыщается кислородом. Важно, чтобы малыши дышали не поверхностно, а полной грудью. Стимулирующие упражнения необходимы не только детям, страдающим от частых простудных заболеваний, бронхитов, пневмоний, астмы, но и относительно здоровым малышам. Для этих целей хорошо подходит упражнение «паровозик». При ходьбе необходимо делать движения руками, изображающие езду поезда и говорить «чух-чух». Также хорошо делать наклоны – вначале вдох, потом туловище сгибается в сторону и вы-дох. Популярно в ДОУ и упражнение «часики» : детки ста-новятся прямо и начинают махать руками вперед и назад, произнося при этом «тик-так». Дыхательные упражнения можно проводить на занятиях классифицируя их по вре-менам года, это поможет формировать представления об изменениях в природе и закрепить новые слова в речи детей.
1. «Зима»
Лыжник. В течение двух минут имитируем ходьбу на лыжах. Выдыхая, произносим «м-м-м» (можно включить аудиозапись «Зима»)
2. «Снег и ветер»
Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики «снег» и выкладываются на столе. Ребёнку предлагают дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться к противо-положному краю стола.
3. «Греем руки» Вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.
4. «Кораблики» Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней - бумажные «кораблики», которыми могут быть просто кусочки бумаги. Ребёнок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его другому «берегу».
5. «Жук-дровосек» Садимся на пол скрестив руки на груди, голова опущена вниз. Напрягаем грудную клетку, произнося звук «ж-ж-ж» - выдох. Теперь разводим руки в стороны, расправляем плечи голову держим прямо - вдох.
6. “Веселая пчелка” Ребенок делает свободный вдох, на выдохе произносят “з-з-з” представляют, что пчелка села на руку (нос, ногу)
7. «Носик нюхает приятный запах» Ребёнок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочерёдно закрывая их указательным пальцем. (На экране де-монстрируются различные цветы)
Если эти упражнения будут сопровождаться спокойной музыкой или демонстрироваться наглядно, то это активирует даже самых «пассивных» детей.
РЕЛАКСАЦИЯ
Но важна не только гимнастика, игры и прочие активные способы времяпровождения. Особая роль отводится отдыху и расслаблению. Для этих целей малышам могут вклю-чать звуки природы или спокойную классическую музыку. Релаксационные паузы помогают снять умственное, нервное и эмоциональное напряжение. Своевременное расслабление способно помочь восполнить силы, дать отдых мышцам и не позволить эмоциям выплеснуть через край. Это очень важные здоровьесберегающие технологии по ФГОС.
Расслабление необходимо и при чрезмерной активности малышей, и при их явной вялости, которую можно даже назвать апатией. Ряд упражнений на релаксацию способен снять напряжение, улучшить самочувствие, повысить внимание и помочь лучше концентрироваться. На выполнение всего комплекса должно отводиться порядка 5-7 минут. Обычно дети охотно повторяют движения за взрослыми. Популярным среди деток является упражнение «снежная баба». Сначала малыши стоят прямо, как снеговики, их руки смотрят в разные стороны. Но постепенно они начинают таять, опускаются ручки, расслабляется шея, и они потихоньку превращаются в лужицу на полу.
Релаксация – это один из путей преодоления внутреннего напряжения, основанный на более или менее сознательном расслаблении мышц.
Даже дошкольники, живущие в современном мире, испытывают на себе повышенные психические и физические нагрузки: постоянная спешка, беспокойство, поток нега-тивной информации с телеэкрана, частые инфекционные заболевания, усталость, переутомление на занятиях, при-водящие в дальнейшем к перенапряжению. Обучая детей методам релаксации, мы помогаем им снять внутреннее мышечное напряжение, успокоиться, тем самым привести нервную систему и психику в нормальное состояние покоя. Умение детей управлять своими чувствами и эмоциями – еще один шаг к воспитанию у них уверенности в себе.
Важным в выполнении упражнений на релаксацию является то, что каждое действие должно доставлять приятные ощущения и удовольствие, способствовать хорошему са-мочувствию.
В силу того, что у дошкольников хорошо развито воображение и превалирует наглядно-образное мышление, желательно, чтобы названия упражнений и их содержание носили наглядный характер. Важно учитывать и возрастные особенности детей. Детям пяти-шести лет гораздо лег-че будет расслабиться и получить удовольствие от выпол-няемых упражнений, если релаксация будет построена в игровой форме.
Желательно при выполнении релаксации использовать спокойную музыку. Она поможет детям отвлечься от посторонних мыслей и успокоиться. Если одна мелодия постоянно сопровождает одно и то же релаксационное упражнение, то организм сам настраивается на восприятие, и уже после нескольких тренировок расслабление наступает при первых звуках музыки.
1. Релаксация «На берегу»
Удобно расположитесь на своих местах, закрыть глаза и внимательно слушаем. Глазки можно открыть только по моему сигналу.
Представьте, что вы находитесь на берегу красивой реки. Перед вами течет голубая, прозрачная. Чистая вода. Она немного прохладная, но в такой теплый день вам приятно ощущать холодок от реки. Постарайтесь почувствовать речную прохладу… На вдохе набираем в руки воображаемый песок. Постарайтесь почувствовать тепло от него – ведь песок грело летнее солнышко! Сильно сожмите кулаки, удерживайте песок в руках – задержите свое дыхание. Теперь резко выдохните и на выдохе посыпьте колени пес-ком, постепенно раскрывая пальцы. А теперь стряхиваем песок с рук, расслабляя пальцы и кисти. При этом дышим спокойно, ровно, дыхание не задерживаем. Теперь бес-сильно уроните руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками. По волнам гуляет ветерок, он шевелит волосы у вас на голове, а ласковое солнышко пригревает вас своими лучиками. Вам становится спокойно и уютно. Вы чувству-ете себя отдохнувшими и с новыми силами готовы про-должать свой день. Медленно потягиваемся и открываем глаза.
2. Релаксация «Маленькое зёрнышко»
Становимся в круг и внимательно слушаем мою инструкцию. По моему сигналу (хлопок в ладоши) садимся на корточки, сжимаемся в комочек, закрываем глаза, опускаем голову на руки. Представьте себе, что вы – маленькое зернышко, которое осенью спряталось в земле, чтобы не замерзнуть в зимнюю стужу. Но вот наступила весна, по-явилось солнышко, прогрело своими лучами землю, и зернышко стало прорастать.
Поднимаем голову, вытягиваем вверх ручки! Греет солнышко – растёт наше зернышко, превращаясь в цветок! Потихоньку поднимаемся на ноги, потягиваемся. Расправляем воображаемые лепестки. Опускаем ручки, ставим их на пояс. А теперь поворачиваемся к солнышку то левым, то правым боком, влево-вправо, чтобы наш воображаемый цветок подставил каждый лепесток под теплые лучи. Опускаем ручки вниз, встаем ровно.
3. Релаксация «Солнечный лучик»
Располагайтесь в зоне отдыха как можно удобнее. Слушайте меня внимательно.
В нашу комнату заглянул солнечный лучик – это младший сынок солнца. Сейчас он светит нам в глаза. Закрываем их. Теперь он движется дальше по лбу, щекам, носу, губам, подбородку… погладьте лучик на лбу, на щеках, на носу, на губах, на бодбородке. Поглаживайте его аккуратно, чтобы не спугнуть! Сейчас он перебрался на макушку (гладим голову, затем на шею, живот, руки, ноги. Солнечный лучик пробежал по нам с головы до пяток и выскользнул в окно. Но тепло и свет, которые он принес, остались с нами.
Делаем три глубоких вдоха-выдоха и открываем глаза.
4. «Спящий котёнок»
Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2 – 3 раза).
САМОМАССАЖ
Активное времяпровождение, развитие коммуникационных навыков и умение расслабляться – это еще не все здоровьесберегающие технологии в детском саду. Важная роль отводится развитию навыков самомассажа. Он помогает не только расслабить мышцы, снять напряжение, но и улучшить координацию. Специально разработанные упражнения способны помочь научиться переключать движения – тормозить лишние и активизировать необходимые. Деток учат массировать ладони, предплечья, кисти рук. Для этого используются такие движения, как поглаживания, вдавливание, растирание, похлопывание, пощипывание, разгибание/сгибание пальчиков. Для такого массажа могут использовать и подручные предметы: карандаши, мячи, шарики. При этом важно, чтобы движения выполнялись в сторону лимфоузлов: от пальцев – к запястьям, от кистей – к локтям. Очень полезным является самомассаж лица. Он повышает интеллектуальную деятельность детей на 75%.
Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов. Для детей самомассаж - это и профилактика простудных заболеваний. Он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже. «Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, с музыкальным сопровожде-нием, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык соб-ственного оздоровления.
1. Самомассаж Су-Джок шарами.
Дети знакомы с ним под названием «Ежик» - симпатичный шарик с острыми шипами, лёгкий и гигиеничный, простой в обращении и доступный в любой момент. Его остроко-нечные выступы воздействуют на биологически активные точки, неизменно вызывая улучшение самочувствия, снимая стресс, усталость и болевые ощущения, повышая об-щий тонус организма. С помощью шаров – «ежиков» детям нравится массировать пальцы и ладошки, стопы, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи. Главными достоинствами Су-Джок терапии является высокая эффективность, абсолют-ная безопасность применения, доступность метода.
2. Самомассаж ушных раковин «Поиграем ушками».
1) «Загибаем ушки» : Загнуть вперед ушные раковины, прижать их к голове. Отпустить, ощущая хлопок.
2) «Потянем ушки» : Потянуть мочки ушей вниз.
3) «Подавим ушки» : Массаж козелка: подавить козелок, отпустить.
4) «По дорожке» : Поставить пальчик на «дорожку» по краю ушек, водить вверх – вниз.
Сначала дети выполняют его с помощью взрослых, все упражнения демонстрируются наглядно. Через некоторое время дети выполняют упражнения достаточно уверенно и качественно. Улучшение гибкости ушных раковин способствует общему укреплению здоровья, потягивание ушной мочки полезно при закаливании горла и полости рта (на ней расположены рефлексогенные зоны миндалин и полости рта).
Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Игровой самомассаж может быть использован в индивидуальной работе виде отдельного 5-минутного занятия ежедневно, как часть занятия по познавательному развитию в виде динамической паузы, а также в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей. При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев. Все упражнения лучше демонстрировать наглядно. В этом случае дети легко их исполнят по показу. Очень большое значение для сохранения внимания и интереса детей имеет подбор музыкального сопровождения, а также интонационное разнообразие речи педагога. Нужно суметь и музыкой, и речью, и мимикой создать сказочную, волшебную атмосферу. И вы сами убедитесь, увидите, каким восторгом загорятся глаза ваших воспитанников.