Киселёва Татьяна Викторовна
Здоровьесберегающие технологии на занятиях учителя-дефектолога с детьми с патологией зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель-дефектолог значительно облегчит детям образовательный процесс. Обучит навыкам рельефно-точечного письма и чтения, работе на компьютере с помощью звуковых синтезаторов. Обучит поведению в обществе, преодолению страхов, связанных с плохим зрением, поможет определиться с выбором будущей профессии. На занятиях ориентирования и мобильности покажет техники и приёмы передвижения, как с сопровождающим, так и с тростью, при необходимости. На занятиях по социально-бытовой ориентировке проходит обучение навыкам быта, адаптированное под патологию обучающегося.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии на занятиях учителя-дефектолога с детьми с патологией зрения» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Работа с детьми со зрительной патологией ведётся строго по примерной адаптированной основной образовательной программе основного общего образования для слабовидящих обучающихся.
ПКР вариативна по форме и по содержанию в зависимости от индивидуальных образовательных потребностей, склонностей, способностей, компенсаторных возможностей, профессиональной направленности.
Курс «Развитие зрительного восприятия»
В данном курсе проводится работа на выявление зрительных возможностей учащихся, например восприятие линии разного цвета и разной толщины на разном фоне. Выявление наиболее комфортного размера шрифта с учётом расстояния до текста. Также совершенствуются сенсорные эталоны, зрительно-моторная координация, расширение и автоматизация способов обследования предметов, развитие зрительно-пространственного восприятия и глубины пространства. Совершенствование умения воспринимать сюжетное изображение.
Формирование представлении о плоскостном изображении объектов:
Настоящий объемный объект или его модель, макет, муляж Контурное изображение со сплошным контуром.
Цветное изображение Изображение, зашумленное вертикальными или горизонтальными параллельными линиями, кривой линией.
Сложное зашумление: наложение объектов друг на друга. Деталь объекта.
Контурное изображение с прерывистым контуром.
Содержание курса учитывает время и характер зрительных нарушений, степень сформированности компенсаторных навыков использования сохранных анализаторов при ориентировке, физическую и психологическую готовность к обучению.
Курс «Пространственное ориентирование и мобильность» ведется с учетом таких индивидуальных особенностей, как:
• психологическая готовность к самостоятельному передвижению в пространстве;
• наличие и характер остаточного зрения, включая зрительный диагноз и офтальмологический прогноз;
• готовность сохранных анализаторов обучающегося воспринимать предметный мир и окружающее пространство;
• имеющиеся у обучающегося, навыки самостоятельного передвижения в пространстве (только в классе и кабинетах специалистов сопровождения; только в помещениях школы и в целом в здании школы; в школе и микрорайоне школы и т. п.);
В учебном курсе «Ориентирование и мобильность» Фё дор обучается разным системам мобильности:
1. Передвижение с использованием защитных техник – слабовидящий человек передвигается самостоятельно, используя защитные техники руками и пробы ногой и/ или остаточное зрение. Обучение проходит по наиболее оптимальному использованию остаточного зрения и защитных техник. Чтобы оградить себя от ударов может использоваться нижняя защитная техника и верхняя защитная техника рукой.
2. Передвижение с использованием сопровождающего (постоянный и случайный) - другой человек, за руку которого держится слабовидящий, определяет помехи на пути и выбирает свободный проход. Если Вы видите, что ребёнок инвалид по зрению растерялся, или не может найти выход в толпе, подойдите и предложите помочь провести/довести до нужного места. (При этом нужно взять руку ребёнка и положить себе на плечо так, чтобы Вы следовали впереди, как-бы прекрывая ребёнка и очищая ему путь, или попросить его взять Вас за руку чуть выше логтя – эффект останется тот же)
3. Передвижение с использованием белой трости.
Передвижение для слабовидящего человека будет значительно облегчено при определении помех на пути с помощью длинной белой трости.
Трость, удлиняя руку человека расширяет зону осязательного обследования, позволяет обследовать достаточно крупные объекты, обнаруживать на пути препятствия и ориентиры.
На занятиях учителя-дефектолога проходит обучение слабовидящего ребёнка передвижению с тростью.
Курс «Социально-бытовая ориентировка»
На занятиях курса дети изучают темя «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание», «Жилище», «Культура поведения», «Транспорт», «Семья», «Торговля». Занятия также адаптированы к дефекту обучающихся, строится на слуховом, осязательном и обонятельном восприятии. (учимся правильно искать предметы на поверхности парты, пола. Учимся в теории определять продукт с помощью органов обоняния, учим правила ухода за поверхностями в условиях слабого зрения и т. п.)
На занятиях проходит обучение гигиене, содержанию жилого помещения в чистоте, меткому ремонту одежды, этикету, здоровому питанию, правилам техники безопасности в быту и т. п.
Рекомендации педагогам:
1. Учителю следует знать, что оптимальная нагрузка на зрение у слабовидящих учеников составляет не более 15 - 20 минут непрерывной работы;
2. Полностью исключить игры в телефоне на уроках и переменах (дети сильно напрягают глаза, после чего зрение становится хуже и на уроке уже не могут им пользоваться);
3. Если у ребёнка есть светобоязнь, то его нужно садить спиной к окну и закрывать окно шторами;
4. При выполнении письменной работы нужно следить за осанкой учащегося, Расстояние от глаз ученика до рабочей поверхности должно быть не менее 30 см. Для чтения можно использовать подставки;
5. В обучении детей с нарушением зрения используется наглядный материал разных видов.
- Натуральные наглядные пособия: предметы ближайшего окружения, животные, растения, овощи, фрукты и т. д., которые специально подбираются для занятия или наблюдаются в ходе прогулок, экскурсий.
- Объемные наглядные пособия: муляжи, чучела животных и птиц, макеты, геометрические тела.
- Дидактические игрушки: куклы, кукольная мебель, посуда, игрушки, изображающие животных, птиц, насекомые и т. д.
- Изобразительные наглядные пособия: иллюстрации к сказкам, рассказам, стихам, репродукции картин, фотоматериалы, слайды, кино и видеоматериалы, плакаты.
- Графические наглядные пособия: таблицы, схемы, планы.
- Символические наглядные пособия: исторические, географические, биологические карты.
- Рельефные наглядные пособия: включают в себя иллюстративную, графическую и символическую наглядность: рельефноточечные и барельефные предметные и сюжетные изображения, а также схемы, планы, таблицы, выполненные таким образом;
6. Учащийся должен сидеть за первой партой (предпочтительно со стороны стола учителя) на максимально близком расстоянии от учителя. При этом учащийся должен иметь возможность видеть всех одноклассников для того, чтобы при их устных ответах поворачиваться и видеть лицо говорящего, считывать речь у него с губ.
7. При проведении урока учитель всё время должен стоять ближе к учащимся, повернувшись к ним лицом. Нельзя поворачиваться боком или спиной при объяснении материала, в этом случае учащиеся не воспринимает речь учителя и не понимают, о чём он говорит.
8. Речь учителя должна быть нормальной разговорной громкости, в нормальном темпе, но не быстрой
9. При выполнении самостоятельных заданий учитель должен дополнительно уточнить, правильно ли учащийся понял смысл предъявляемого задания, при затруднении объяснить в более лёгкой и доступной форме.
Заключение
Дети с нарушением зрения нуждаются в повышенном внимании и заботе. Их развитие замедленное, по сравнению со здоровыми сверстниками. Правильный домашний уход за таким ребёнком и адаптированное обучение помогут ему максимально подготовиться к предстоящей самостоятельной жизни.