Жамойда Елена
Здоровьесберегающие технологии для детей с ОВЗ
Без здоровьесберегающих технологий немыслим педагогический процесс современного образования. Образовательные здоровьесберегающие технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье воспитанников. Их можно выделить в 3 группы:
1)организационно-педагогические технологии, способствующие предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний.
2)психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с воспитанниками.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии для детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
3)учебно-воспитательные технологии, которые включают адаптационную программу (рабочая программа реализации дополнительной общеразвивающей программы образования обучающихся со значительными нарушениями системы «социально-бытовая адаптация» для детей и подростков от 10 до 18 лет, воспитывающихся в условиях разновозрастной группы). К ним относятся:
1)арт терапия – лечением искусством (работа с природным материалом, пластилином, глиной, красками, песком;
2)сказкотерапия
Сказка-любимый жанр воспитанников, она используется для развивающей работы. Елена Леонидовна не только читает сказки с воспитанниками, но и обсуждает их, учит делать выводы, создает небольшие театральные постановки. Ребята очень любят олицетворять персонажей из сказки, имитировать их движения, заучивать небольшие роли. При этом используются аудиозаписи, песни и танцы. Воспитанники перевоплощаются в сказочных героев, и через сказку Елена Леонидовна узнает о переживаниях ребят, о которых они сами не могут рассказать или обсудить их со взрослым.
3)психоимнастика
Способствует снятию эмоционального напряжения, учит выразительно и эмоционально изображать отдельные эмоции, движения. Помогает преодолеть барьеры общения. Изображение на лицо различных эмоций не только мимической, но и артикуляционной методики.
4)Физминутка
Физминутка включает в себя физические упражнения для воспитанников и включает в себя следующие компоненты:
•Пальчиковая гимнастика – направлена на решение коррекционных задач, обеспечивает координацию и развитие мелкой моторики пальцев рук, что оказывает благоприятное влияние на развитие речи; развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлению речи.
Русская народная игра «Зайка»
На все слова игры имитируйте движение вместе с ребенком.
Зайка серенький сидит
И Ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки согреть.
Вот так, вот так
Надо лапочки согреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать.
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал!
Подвижная игра «Трубочка»
Трубочка напоминает собой жмурки, только она представляет для детей гораздо большей интерес.
Участвующих может быть какое угодно количество – дети собираются в большой комнате или в чистом дворе. Один из них получают прозвище «Жмурка», ему набрасывают платок на глаза и завязывают, а в руки дают трубочку из свернутой бумаги. Жмурка становится посреди комнаты, а остальные участвующие берут друг друга за руки, образуя круг, в центре которого помещается Жмурка. По данному сигналу, дети ходят 2-3 раза воруг Жмурки, после чего последний приближается к одному из них и обзывает его каким-нибудь словом или спрашивает «кто ты?»
Спрошенный должен что-нибудь невнятно пробормотать в ответ, а Жмурка, ударив в него трубочкой, должен назвать товарища. Главный элемент, входящий в игру – это ходьба, и если она на свежем воздухе, то польза от нее очевидна, так как ходьба служит лучшим гимнастическим упражнением для организма.
Игра «Пальчики»
(сгибать пальчики по очереди, начиная с большого)
Большой пальчик сливы трясет,
Второй из собирает,
Третий в дом несет,
Четвертый высыпает,
Самый маленький шалун-
Все, все, все съедает
Игра Гусь
-Где ладошки? Тут? (спрятать руки за спину)
-Тут!
-На ладошках пруд? (протянуть руки вперед ладонями вверх)
-пруд!
-палец большой – это гусь молодой(протянуть руки вперед ладонями вверх)
Указательный поймал,
Средний гуся ощипал,
Этот палец печь топил,
Этот палец суп варил.
Полетел гусь в рот, (разжать кулаки, поднять руки вверх)
А оттуда- в живот! (встряхнуть кистями)
Вот! (встряхнуть кистями)
• дыхательная гимнастика – осуществляется постановка диафрагмально-реберного типа дыхания и формирования ротового выдоха. ; восстанавливает дыхание после двигательной активности. Профилактика заболеваний верхних дыхательных путей. Снижает стресс и эмоциональное напряжение, способствует релаксации;
Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании:
Упражнение "Задуй свечу"
Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вятунув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произностсить звук "у".
Озорные щечки
Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Затем сокнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.
Упражнение "Злюка успокоилась"
Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть:
А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.
Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать).
Чтобы злоба улетела и расслабилось все тело,
Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться
Может даже и звенуть (широко открыв рот, зевнуть).
• Гимнастика для глаз – снижает интенсивность зрительной нагрузки.
Гимнастика для глаз включает в себя следующие упражнения:
1. Горизонтальные движения глаз: направо-налево;
2. Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз.
3. Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.
4. Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе.
5. Работа глаз на «расстояние». Воспитанник должен подойти к окну, внимательно посмотреть на близкую, хорошо видимую деть: ветку дерева растущего за окном, или на тропинку на свете. Можно наклеить на окно крохотный кружок из бумаги. Затем воспитанник должен направить вдоль, стараясь увидеть максимально удаленные предметы.
6. Частое моргание глазами.
Каждое упражнение следует выполнять не менее 6 раз в каждом направлении.
Комплекс упражнений для снятия усталости глаз.
7. Смотреть вдаль прямо перед собой-2-3 секунды. Поставьте палец на расстояние 25-30 см от глаз, смотреть на него 3-5 секунд. Опустить руку, снова посмотреть вдаль. Повторить 10-12 раз.
8. Перемещайте карандаш от расстояния вытянутой руки к кончику носа и обратно, следя за его движением. Повторить 10-12 раз.
9. Открытыми глазами медленно, в такт дыханию, плавной рисовать «восьмерку» в пространстве: по горизонтали, по вертикали, по диагонали. Повторить 5-7 раз в каждом направлении.
10. Не поворачивая головы, перевести взгляд на левый нижний угол, затем-в правый верхний. Потом в правый нижний, затем в – левый верхний. Повторить 5-7 раз, потом – в обратном порядке.
•Физ. Паузы, физминутки – способствуют плавной смене различных видов деятельности, снятию психоэмоционального напряжения;
• Физ. зарядка, элементы спортивных игр, подвижные игры - развитие двигательных умений и навыков;
• Закаливание – укрепляет физические возможности, уменьшает заболеваемость в течение года.
5)пескотерапия
Пескотерапия является методом психотерапии и способом общения с миром и с самим собой. Во время песочной терапии воспитаннику предлагаются предметы, из которых он должен выбрать какие-либо самостоятельно для дальнейшей работы. При этом специалист уточняет у ребенка причину выбора им того или иного предмета, что позволяет актуализировать психологическое состояние и эмоции в текущий момент. В процессе игры с песком у ребенка развивается фантазия и все познавательные функции, речь и моторика. Развиваются способности к социализации и активность, самостоятельность, расширяется жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме.
6)Ипотерапия
Ипотерапия предполагает обучению верховой езде при активном содействии самого воспитанника. Это комплексный метод, которые направлен одновременно на физическую и умственную сферы воспитанников с ОВЗ. Используется как при соматических заболеваниях, так и для психокоррекционых. В процессе ипотерапии происходит нормализация мышечного тонуса, укрепляется сердечно-сосудистая система; ипотерапия благотворно влияет на опорно-двигательный аппарат, улучшает осанку и координацию движения, балансировку; инициирует и укрепляет двигательные рефлексы, дает подростку возможность осознать полученный опыт, обрести уверенность в себе. Позволяет осуществить коммуникацию «неговорящих» подростков – формируется навыки невербальной коммуникации.