Литвинова Марина Михайловна
Здоровьесберегающие технологии для дошкольников
ФГОС дошкольного образования ставит первоначальной задачей охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, а также их эмоционального благополучия. Учитывая современные тенденции развития образовательных процессов, передо мной, как воспитателем, встала необходимость осуществления всесторонних и масштабных перемен. В современных условиях образование должно не только видоизменяться в соответствии с общественными переменами, но и придавать импульс инновационным процессам. Еще древний Аристотель говорил: «Ничто так не истощает и не разрушает человеческий организм, как физическое бездействие».
Публикация «Здоровьесберегающие технологии для дошкольников» размещена в разделах
В последние время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детей дошкольного возраста. Растет количество детей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, деятельности органов дыхания. Дети страдают от недостатка движения. А ведь потребность в движении изначально, как инстинкт, заложена в человеке природой. Понимаю, как важно сохранить и укрепить здоровье моих воспитанников.
Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в моих беседах с родителями и детьми. Но проблема по-прежнему остается актуальной. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу взрослым (педагогам и родителям) нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща. Необходимо создать такие условия для детей, чтобы ребенок сам добывал интересующую информацию и мог ее самостоятельно использовать. Для этого надо создать интерес, т. е. мотивацию. В этом поможет пространственно-развивающая среда. Инновационный подход в создании предметно-пространственной среды группового помещения, прогулочного участка позволил мне организовать ее в виде спортивно - творческих комплексов, которые постоянно трансформируются и выступают как пространство жизнедеятельности детей, обеспечивающее максимальные возможности физического развития детей, экспериментирования со спортинвентарем, физкультурным оборудованием и исследовательского интереса каждого ребенка.
Для реализации здоровьесберегающих технологий в работе в условиях ОУ я использую следующие формы и методы:
- подвижные и спортивные игры – использую как физкультурно-оздоровительных мероприятий. Игры могут быть как малой, так и средней степени подвижности. Это наиболее комфортный для детей способ усвоения знаний и приобретения двигательных навыков.
- профилактические упражнения – использую упражнения, способствующие профилактике плоскостопия и формированию правильной осанки.
- пальчиковая гимнастика –применяю в заключительной части занятий или для переключения внимания, так как она улучшает координацию движений и мелкую моторику;
- Су-Джок терапия - приемам Су-Джок терапии являются массаж кистей специальными шариками и эластичными кольцами, массаж стоп. Упражнения с использованием Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, стимулируют речевые области в коре головного мозга, а также способствуют общему укреплению организма.
- дыхательная гимнастика –применяю как в заключительной части, так и внутри занятия. Восстанавливает дыхание, стимулирует кровообращение и имеет оздоравливающий эффект;
- релаксация – необходима для отдыха и успокоения, душевного равновесия. Применяю в заключительной части занятия, но в случае перевозбуждения детей может использоваться и внутри занятия;
- беседы о здоровье – включаю в занятия познавательного материала о здоровье в форме беседы и разъяснений с целью приобщения детей к здоровому образу жизни и пониманию ими влияния физкультурно-оздоровительной деятельности на организм;
- самомассаж – провожу с использованием массажных мячиков во время разминки или в конце занятий. Способствует оздоровлению организма и благоприятно влияет на психику ребенка;
- активный отдых – постоянно провожу физкультурно-оздоровительные мероприятия, досуги, развлечения, праздники, где дети ведут себя более раскованно, проявляют артистизм и заинтересованность. Такие мероприятия способствуют закреплению приобретенных навыков и развитию творческих способностей;
- работа с родителями – провожу в форме сообщений и консультаций на родительских собраниях, анкетирование, индивидуальные беседы с родителями и размещаю информацию в тематических папках-передвижках и на стендах. Родители должны стимулировать детей к занятиям физкультурой и спортом, приобщать их к здоровому образу жизни;
-Создаю соответствующие условия и предметно-развивающую среду - приобретение спортивного оборудования, атрибутов, модулей, массажных ковриков и дорожек и других предметов, необходимых для проведения физкультурно-оздоровительной работы, создание различных картотек, разработка специальных оздоровительных комплексов.
Комплексное применение здоровьесберегающих технологий повышает результативность и эффективность физкультурно-образовательного процесса, укрепляет здоровье детей и формирует стойкую мотивацию к здоровому образу жизни.
В групповом помещении оформлен спортивный уголок, в котором имеются массажные коврики для профилактики плоскостопия, массажеры для стоп, дорожки здоровья, канат, турник. Оборудование постоянно проверяется и пополняется. Дети занимаются самостоятельно, так и под моим наблюдением.
Мною созданы различные виды картотек: подвижные игры, картотека физкультминуток и пальчиковых игр, дидактические, дыхательная гимнастика, гимнастика после сна, комплекс кинезиологических упражнений, утренняя гимнастика, упражнения по профилактике плоскостопия и нарушения осанки, зрительная гимнастика, комплексы самомассажа, ритмопластики, релаксационные упражнения, артикуляционная гимнастика.
Моя работа с детьми включает в себя: организацию двигательной активности; создание условий организации оздоровительных режимов для детей; создание представлений о здоровом образе жизни.
Конечно же, постоянно мною ведется работа с родителями:
- участие в спортивных мероприятиях родителей вместе с детьми
- консультации, семинары и родительские собрания
- оформление стенда по валеологическому просвещению родителей
- папки-передвижки «Здоровое питание», «Зимние (летние) виды спорта».
В результате работы по здоровьесбережению в моей группе заметно снижается количество наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний. У детей моей группы сформированы навыки личной гигиены, желание вести здоровый образ жизни (быть на свежем воздухе, заниматься спортивными играми, улучшать свои результаты по освоению основных видов движений, испытывать чувство радости и удовольствия от состояния быть здоровым). Улучшилось психоэмоциональное состояние дошкольников.
Мои воспитанники старшего дошкольного возраста принимали участие в городской спартакиаде среди дошкольников «Быстрее, выше, сильнее». Забота о сохранение здоровья воспитанников не ограничивается учебным периодом, а продолжается и летом.
В течение теплого времени года я с детьми занимаюсь на свежем воздухе, закаливаю их воздухом, солнцем и водой. Стараюсь сделать лето для своих воспитанников ярким и незабываемым. Провожу различные спортивные праздники и досуги, что способствует не только физическому развитию, но психоэмоциональному комфорту.
Сама веду здоровый образ жизни. Результат использования здоровьесберегающих технологий прослеживается в ежегодном улучшении показателей физического развития дошкольников.