Юлия Деханова
Здоровьесберегающие педагогические технологии в работе учителя-логопеда с детьми с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы в нашей стране уделяется особое внимание реабилитации и образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с расстройствами аутистического спектра составляют среди них многочисленную группу, которая до недавнего времени не имела возможности получать качественные образовательные услуги.
Расстройства аутистического спектра (РАС) возникают в детском возрасте и характеризуются нарушением контакта с окружающими, эмоциональной холодностью, расстройствами речи и моторики, стереотипностью деятельности и поведения, приводящим к нарушениям социального взаимодействия. Дети не способны устанавливать взаимосвязь со сверстниками, у них отсутствуют общие интересы с другими людьми. Аномалии в общении проявляются в форме задержки или полном отсутствии спонтанной речи, без попыток компенсировать этот недостаток жестикуляцией и мимикой.
Публикация «Здоровьесберегающие педагогические технологии в работе учителя-логопеда с детьми с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Наше дошкольное учреждение является региональной инновационной площадкой по направлению «Обучение детей с расстройствами аутистического спектра с использованием технологии прикладного поведенческого анализа».
Так в 2015г. к нам в детский сад пришли дети с РАС. Свою логопедическую работу я начала с определения речевой патологии, свойственной детям РАС. В процессе диагностики и наблюдения было выявлено, что у детей не развита крупная и мелкая моторика, нарушена артикуляция и мимика, речевое дыхание и голосообразования, расторможенность и заторможенность мышечного напряжения, повышенная утомляемость.
На основании этого возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, с использованием здоровьесберегающих технологий, которые направлены на совершенствование артикуляционной моторики, общей и мелкой моторики, развитие речевого дыхания и силы голоса, формирование слоговой структуры слова и фонематических функций, развитие связной речи и грамматического строя, обогащение словарного запаса и профилактика дисграфии.
Я познакомлю вас с тем, какие здоровьесберегающие технологии в своей практике применяю на индивидуальных и подрупповых занятиях.
Они включают в себя дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, упражнения на развитие мелкой моторики, упражнения для профилактики нарушений зрения, физкультминутки, массаж.
Дыхательная гимнастика.
Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Для развития правильного речевого дыхания я использую статические и динамические дыхательные упражнения, направленные на выработку умения дышать носом, на развитие ротового выдоха, умения дифференцировать носовой и ротовой выдох, рационально использовать выдох в момент произнесения звуков, слогов, слов, фраз.
Цель: научить дышать через нос; при этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.
• Сделать 8-10 вдохов и выдох через левую и правую ноздри, по очереди закрывая ноздрю указательным пальцем.
• «Гудок парохода». Через нос с шумом набираем воздух; задерживаем дыхания на 1-2 сек., потом выдыхаем воздух через губы, сложенные трубочкой со звуком «у» (длинный)
• Сделать вздох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м-м», одновременно постукивая пальцем по крыльям носа.
Артикуляционная гимнастика.
Регулярное выполнение поможет:
• улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
• улучшить подвижность артикуляционных органов;
• укрепить мышцы языка, губ, щёк;
• уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
Упражнения для артикуляционной гимнастики подбираются с учетом возможности ребенка. Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов артикуляции, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы.
Пальчиковая гимнастика:
Упражнения на развитие мелкой моторики
Особое внимание уделяю развитию мелкой моторики
Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями – держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.
С этой целью используются на занятиях игры и упражнения на формирование движений пальцев руки.
Игры и упражнения с пальчиками разнообразны:
- пальчиковые игры с мелкими предметами;
- пальчиковые игры со скороговорками;
- пальчиковые игры со стихами;
- пальчиковая гимнастика «гусь», «коза», «ножницы», «кольцо».;
- самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна», грецких орехов и карандашей, растирание в руках шишек, шариков;
Зрительная гимнастика.
Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения.
Целью проведения зрительной гимнастики - является формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной, необходимо учитывать особенности развития детей дошкольного возраста, она проводится в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность.
Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.
На занятиях использую массаж
Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Этот вид воздействия создает положительные кинестезии необходимые для нормализации произносительной стороны речи.
В логопедической практике используются следующие виды массажа:
• массаж и самомассаж лицевых мышц;
• кистей и пальцев рук;
• (Су — Джок);
• аурикулярный массаж (массаж ушных раковин);
• массаж язычной мускулатуры.
При системном проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами.
Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый.
Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.
Физкультминутки: Цель проведения физкультурной минутки — повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии. На занятиях использую подражательные физкультминутки и двигательно-речевые.
Подражательные физкультминутки: Можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков, животных, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчел. Эти физкультминутки помогают детям переключиться и поднять настроение.
5. Двигательно-речевые физкультминутки: я читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняю различные движения, как бы, инсценируя их, а ребенок самостоятельно или при помощи тьютра повторяет за мной.
В результате использования приемов здоровьесберегающих технологий :
• повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие;
• дети учатся видеть, слышать;
• корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности;
• формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность;
• развивается способность к переносу полученных навыков при изучении предметного материала.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии наряду с комплексной корреционно - логопедической помощью дают возможность сгладить имеющиеся недостатки в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка с ОВЗ, а также его успешную социализацию.
Список использованной литературы
• Антакова-Фомина Л. В. «Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук» (Тезисы докладов 24-го Всесоюзного совещания по проблемам ВНД, М., 1974
• Белая, А. Е., Мирясова, В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников [текст] : пособие для родителей и педагогов / А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М. :ООО Издательство АСТ, 2000. -48с.
• Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001 г.
• Дошкольная логопедическая служба: из опыта работы [текст] : учеб. - метод, пособие / Под ред. О. А. Степановой. – ООО ТЦ Сфера, 2006.
• М. Ю. Картушина. Логоритмические занятия в дет. саду. М. :Сфера, 2003 г.
• Кувшинова, И. А. Здоровьесбережение как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией [Текст]/ И. А. Кувшинова. -М:2009.(библиотека журнала «Логопед».вып. 6) 13 с.
• Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! [текст] : пособие по логопедии для детей и родителей / О. И. Крупенчук. - СПб. : Издательский Дом Литера, 2005. -208с.
• Крупенчук, О. И. Пальчиковые игры [текст] : учеб, пособие /О. И. Крупенчук---СПб. : Издательский Дом Литера, 2008. -32с.
• Леонова С. В. «Веселая разминка. Комплекс дыхательных физических упражнений под чтение стихотворных текстов». Логопед. 2004. №6. с. 83.