Папки-передвижки

Здоровьесберегающие педагогические технологии в работе учителя-логопеда с детьми с РАС

Юлия Деханова
Здоровьесберегающие педагогические технологии в работе учителя-логопеда с детьми с РАС
▼ Скачать + Заказать документы

В последние годы в нашей стране уделяется особое внимание реабилитации и образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с расстройствами аутистического спектра составляют среди них многочисленную группу, которая до недавнего времени не имела возможности получать качественные образовательные услуги.

Расстройства аутистического спектра (РАС) возникают в детском возрасте и характеризуются нарушением контакта с окружающими, эмоциональной холодностью, расстройствами речи и моторики, стереотипностью деятельности и поведения, приводящим к нарушениям социального взаимодействия. Дети не способны устанавливать взаимосвязь со сверстниками, у них отсутствуют общие интересы с другими людьми. Аномалии в общении проявляются в форме задержки или полном отсутствии спонтанной речи, без попыток компенсировать этот недостаток жестикуляцией и мимикой.

Публикация «Здоровьесберегающие педагогические технологии в работе учителя-логопеда с детьми с РАС» размещена в разделах

Наше дошкольное учреждение является региональной инновационной площадкой по направлению «Обучение детей с расстройствами аутистического спектра с использованием технологии прикладного поведенческого анализа».

Так в 2015г. к нам в детский сад пришли дети с РАС. Свою логопедическую работу я начала с определения речевой патологии, свойственной детям РАС. В процессе диагностики и наблюдения было выявлено, что у детей не развита крупная и мелкая моторика, нарушена артикуляция и мимика, речевое дыхание и голосообразования, расторможенность и заторможенность мышечного напряжения, повышенная утомляемость.

На основании этого возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, с использованием здоровьесберегающих технологий, которые направлены на совершенствование артикуляционной моторики, общей и мелкой моторики, развитие речевого дыхания и силы голоса, формирование слоговой структуры слова и фонематических функций, развитие связной речи и грамматического строя, обогащение словарного запаса и профилактика дисграфии.

Я познакомлю вас с тем, какие здоровьесберегающие технологии в своей практике применяю на индивидуальных и подрупповых занятиях.

Они включают в себя дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, упражнения на развитие мелкой моторики, упражнения для профилактики нарушений зрения, физкультминутки, массаж.

Дыхательная гимнастика.

Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Для развития правильного речевого дыхания я использую статические и динамические дыхательные упражнения, направленные на выработку умения дышать носом, на развитие ротового выдоха, умения дифференцировать носовой и ротовой выдох, рационально использовать выдох в момент произнесения звуков, слогов, слов, фраз.

Цель: научить дышать через нос; при этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.

• Сделать 8-10 вдохов и выдох через левую и правую ноздри, по очереди закрывая ноздрю указательным пальцем.

«Гудок парохода». Через нос с шумом набираем воздух; задерживаем дыхания на 1-2 сек., потом выдыхаем воздух через губы, сложенные трубочкой со звуком «у» (длинный)

• Сделать вздох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м-м», одновременно постукивая пальцем по крыльям носа.

Артикуляционная гимнастика.

Регулярное выполнение поможет:

• улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

• улучшить подвижность артикуляционных органов;

• укрепить мышцы языка, губ, щёк;

• уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Упражнения для артикуляционной гимнастики подбираются с учетом возможности ребенка. Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов артикуляции, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы.

Пальчиковая гимнастика:

Упражнения на развитие мелкой моторики

Особое внимание уделяю развитию мелкой моторики

Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями – держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.

С этой целью используются на занятиях игры и упражнения на формирование движений пальцев руки.

Игры и упражнения с пальчиками разнообразны:

- пальчиковые игры с мелкими предметами;

- пальчиковые игры со скороговорками;

- пальчиковые игры со стихами;

- пальчиковая гимнастика «гусь», «коза», «ножницы», «кольцо».;

- самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна», грецких орехов и карандашей, растирание в руках шишек, шариков;

Зрительная гимнастика.

Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения.

Целью проведения зрительной гимнастики - является формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной, необходимо учитывать особенности развития детей дошкольного возраста, она проводится в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность.

Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.

На занятиях использую массаж

Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Этот вид воздействия создает положительные кинестезии необходимые для нормализации произносительной стороны речи.

В логопедической практике используются следующие виды массажа:

• массаж и самомассаж лицевых мышц;

• кистей и пальцев рук;

(Су — Джок);

• аурикулярный массаж (массаж ушных раковин);

• массаж язычной мускулатуры.

При системном проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами.

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый.

Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

Физкультминутки: Цель проведения физкультурной минутки — повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии. На занятиях использую подражательные физкультминутки и двигательно-речевые.

Подражательные физкультминутки: Можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков, животных, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчел. Эти физкультминутки помогают детям переключиться и поднять настроение.

5. Двигательно-речевые физкультминутки: я читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняю различные движения, как бы, инсценируя их, а ребенок самостоятельно или при помощи тьютра повторяет за мной.

В результате использования приемов здоровьесберегающих технологий :

• повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие;

• дети учатся видеть, слышать;

• корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности;

• формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность;

• развивается способность к переносу полученных навыков при изучении предметного материала.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии наряду с комплексной корреционно - логопедической помощью дают возможность сгладить имеющиеся недостатки в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка с ОВЗ, а также его успешную социализацию.

Список использованной литературы

• Антакова-Фомина Л. В. «Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук» (Тезисы докладов 24-го Всесоюзного совещания по проблемам ВНД, М., 1974

• Белая, А. Е., Мирясова, В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников [текст] : пособие для родителей и педагогов / А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М. :ООО Издательство АСТ, 2000. -48с.

• Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001 г.

Дошкольная логопедическая служба: из опыта работы [текст] : учеб. - метод, пособие / Под ред. О. А. Степановой. – ООО ТЦ Сфера, 2006.

• М. Ю. Картушина. Логоритмические занятия в дет. саду. М. :Сфера, 2003 г.

• Кувшинова, И. А. Здоровьесбережение как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией [Текст]/ И. А. Кувшинова. :2009.(библиотека журнала «Логопед».вып. 6) 13 с.

• Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! [текст] : пособие по логопедии для детей и родителей / О. И. Крупенчук. - СПб. : Издательский Дом Литера, 2005. -208с.

• Крупенчук, О. И. Пальчиковые игры [текст] : учеб, пособие /О. И. Крупенчук---СПб. : Издательский Дом Литера, 2008. -32с.

• Леонова С. В. «Веселая разминка. Комплекс дыхательных физических упражнений под чтение стихотворных текстов». Логопед. 2004. №6. с. 83.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Фотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздникиФотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздники Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоматериал логопедических занятий, мероприятий и праздников в ДОУ. Возможно, у ребенка.

Годовой отчет о работе учителя–логопеда .

Методическая мастерская «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»Методическая мастерская «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста» 27 февраля 2018 года состоялось второе заседание методической мастерской по направлению «Физическое развитие дошкольников в условиях реализации.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Мониторинг как одно из направлений в работе учителя-логопеда ДОУ Мониторинг – как одно из направлений в работе учителя – логопеда, работающего в условиях логопедического пункта с интернальной интеграцией.

Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя-логопеда «Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя логопеда» Учитель-логопед МБДОУ д/с № 2 ст. Калининской Р. А. Штепа.

Проект «Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 66 «БЕЛОЧКА» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА.

Здоровьесберегающие педагогические технологии, используемые мной в ДОУ 1. Физминутки (во время образовательной деятельности, в течении 2-5 минут, по мере утомляемости детей). Рекомендуются в качестве профилактики.

Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками. Нестандартное оборудованиеЗдоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками. Нестандартное оборудование Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровьесберегающие педагогические технологии в работе учителя-логопеда с детьми с РАС
Опубликовано: 28 сентября 2021 в 23:00
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Здоровьесберегающие педагогические технологии в работе учителя-логопеда с детьми с РАС» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Деханова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД