Лидия Жулинская
Здоровьесберегающие методы и приемы в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие методы и приемы в работе учителя-логопеда
Речь- это сложный психический процесс, и для правильного ее формирования требуется постоянное развитие мелкой и общей моторики, мышц органов артикуляции, памяти, внимания, логического мышления, воображения, правильного дыхания и т. д. Поэтому в своей коррекционно- развивающей деятельности я использую различные методы и технологии, одними из которых являются здоровьесберегающие технологии. К ним относятся:
Публикация «Здоровьесберегающие методы и приемы в работе учителя-логопеда» размещена в разделах
1. Артикуляционная гимнастика очень необходима для развития мышц артикуляционного аппарата. Проводится она перед зеркалом и с использованием специальных карточек. Иногда в процессе проведения артикуляционной гимнастики вводятся элементы самомассажа. Для начала педагог их показывает на себе, после руками ребенка уже непосредственно на лице ребенка, и уже, когда упражнение закреплено, ребенок выполняет упражнение самостоятельно.
2. Дыхательная гимнастика. Для правильного звукопроизношения, а также для развития силы голоса, темпа и тембра необходимо правильное дыхание. Для его развития используется дыхательная гимнастика. Она может проводиться как в классическом виде с помощью ватных шариков, трубочек, бумаги, игр-поддувалочек и много другого, так и с помощью интерактивного оборудования «Колибри» с установленным логопедическим комплексом «Логомер2». В логопедическом комплексе «Логомер2» много ярких и красочных игр и упражнений со звуковым сопровождением и различными персонажами, которые с легкостью заинтересовывают детей и вовлекают в процесс коррекции.
3. Развитие мелкой моторики рук и координации движений.
Для развития мелкой моторики использую много пальчиковых игр и упражнения с шариком Су-Джок. Су-Джок терапия – позволяет развивать мелкую моторику, легко заинтересовывает ребенка за счет яркого шарика и колечка внутри него, мы выполняем разные упражнения, используя небольшие стихотворения, или же сами рифмуем строки.
Пальцевый массаж (самомассаж) шестигранным карандашом. Очень удобно использовать эту методику на подгрупповых занятиях, особенно перед выполнением письменного задания. Легкими движениями мы крутим карандаш в ладонях и проговариваем чистоговорки, скороговорки или четверостишье.
Подвижные игры для развития координации движения использую на подгрупповых занятиях во время проведения физкультминутки. Они позволяют не только развивать координацию движений, но также и внимание детей, и сменить вид деятельности во время занятия.
4. Телесноориентированное упражнение «Спина читальня» (по методике Ткаченко Т. А.) Рисунки на спине, руке. Данное упражнение проводится на индивидуальных занятиях с использованием карточек с символами и помогает развивать восприятие, внимание, мышление и память. Для начала это должны быть обычные символы, знакомые ребенку, после можно переходить к цифрам и буквам.
5. Игры и упражнения на развитие межполушарного взаимодействия.
Использование таких игр и упражнений является необходимым условием «включения» мозговой активности ребенка, способствует повышению эффективности и оптимизации всех видов развивающих и коррекционных занятий с ним. Чем лучше будут межполушарные связи, тем выше у ребенка будут интеллектуальное развитие, память, внимание, мышление и восприятие. В основном на занятиях использую карточки с заданиями на выполнение движений двумя руками одновременно, или же игры с чередованием рук.