Калимат Алиева
Здоровьесберегающие технологии во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми второй младшей группы.
Подготовила воспитатель Алиева К. И.
Цель работы: Обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Создать условия для сохранения и совершенствования здоровья ребенка.
Задачи:
Публикация «Здоровьесберегающие технологии во второй младшей группе» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
1. Сохранение здоровья детей, повышение двигательной активности и умственно работоспособности;
2. Создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения;
3. Обеспечить условия для сохранения и совершенствования здоровья;
4. Сформировать необходимые знания для здорового образа жизни;
5. Научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Актуальность
ФГОС дошкольного образования ставит первоначальной задачей охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, а также их эмоционального благополучия.
Словосочетания «Здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов дошкольных учреждений. Но проблема по-прежнему остаётся актуальной. Как же нужно воспитывать ребёнка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу взрослым (педагогам и родителям) нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребёнка, решать системно и сообща.
Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья детей.
Здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья.
Виды здоровьесберегающих технологий
Время проведения
Особенности методики проведения
Подвижные игры. Как часть физкультурного занятия, на прогулке.
Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. Используются элементы спортивных игр.
Релаксация В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп.
Использую спокойную музыку, звуки природы.
Гимнастика утренняя Ежедневно, утром, перед завтраком.
В групповой комнате, под музыку,
с использованием подвижных игр и др.
Гимнастика после дневного сна Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
Различные варианты проведения.
Пальчиковая гимнастика С младшего возраста в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.
Закаливание Ежедневно в любое свободное время, в разных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
Дыхательная гимнастика В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
Взаимодействие с семьей
В различных формах. Форма проведения зависит от поставленной задачи.
Подвижные игры.
Подвижные игры имеют огромное значение для всестороннего развития ребенка, так как они развивают ребенка не только физически, но и представляют собой незаменимое средство получения ребенком знаний и представлений об окружающем мире. Также они влияют на развитие мышления, смекалки, сноровки, ловкости, морально волевых качеств. В процессе овладения различными движениями у детей формируется способность уверенно действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, оценивая при этом меняющуюся ситуацию. Подвижные игры для детей укрепляют физическое здоровье, обучают жизненным ситуациям, помогают ребенку получить правильное развитие.
Дети младшего дошкольного возраста в игре, как правило, подражают всему, что они видят. В подвижных играх малышей, как правило, проявляется не общение со сверстниками, а отображение той жизни, которой живут взрослые или животные. Дети в этом возрасте с удовольствием летают как воробушки, прыгают как зайчики, ходят как петушки, высоко поднимая ножки. Благодаря развитой способности к имитации, большинство подвижных игр детей младшего дошкольного возраста несут в себе сюжетный характер.
Релаксация.
Релаксация – это один из путей преодоления внутреннего напряжения, основанный на более или менее сознательном расслаблении мышц.
Даже дошкольники, живущие в современном мире, испытывают на себе повышенные психические и физические нагрузки: постоянная спешка, беспокойство, поток информации с телеэкрана, частые инфекционные заболевания, усталость, приводящие в дальнейшем к перенапряжению. Обучая детей методам релаксации, мы помогаем им снять внутреннее мышечное напряжение, успокоиться, тем самым привести нервную систему и психику в нормальное состояние покоя. Умение детей управлять своими чувствами и эмоциями – еще один шаг к воспитанию у них уверенности в себе.
Утренняя гимнастика
Так как день у детей начинается с утренней гимнастики, она является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ.
Гимнастика после сна.
Одной из главных особенностей нервной системы детей дошкольного возраста является медленное переключение из одного состояние в другое, чему способствует несформированность нервных процессов. Именно поэтому после дневного сна я провожу с детьми специальные упражнения, позволяющие им постепенно перейти к бодрому состоянию.
Гимнастика после дневного сна помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стоп.
Гимнастику пробуждения выполняем лежа в кроватях. Сначала дети вытягиваются: прогибают спину, вытягивают вверх руки, переворачиваются с боку на бок. После чего делают упражнения. После гимнастики дети проходят босиком по массажным дорожкам, что усиливает оздоровительный эффект и является профилактикой плоскостопия.
Важно помнить, что темп пробуждения у детей разный, разная и степень выраженности эмоционального реагирования. Поэтому я улавливаю настроение детей, подбадриваю тех, у кого фон настроения после сна снижен. Слова упражнения проговариваю в спокойном темпе, с радостными интонациями.
Пальчиковая гимнастика
Развитие ребёнка связано с развитием движений пальцев рук. Третья часть всей двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Воздействуя на тонус руки ребёнка, с помощью комплекса пальчиковой гимнастики, происходит прямое воздействие на тонус речевого аппарата.
Пальчиковую гимнастику провожу ежедневно индивидуально или с подгруппой, в любой удобный отрезок времени в течение дня: во время утренней гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты. Особенно важно проводить гимнастику с детьми, имеющими речевые проблемы.
Наиболее часто использую в работе пальчиковую гимнастику стихотворного ритма, которая помогает поставить правильное дыхание, развить речевой слух. Больше всего детям нравятся упражнения под названием «Семья», «Салат капустный», «Мы делили апельсин», «Пальчик-пальчик где ты был?» и пр. Нравится детям и то, что они имеют возможность проводить пальчиковую гимнастику, выступая в роли ведущего, он чувствует ответственность и дорожит тем, что именно ему я поручила эту роль. Это является, своего рода, мотивацией детей.
Закаливание – это система профилактических мероприятий. Направленных на сопротивляемость организма неблагоприятным факторам окружающей среды. Существует несколько способов закаливания детей дошкольного возраста: традиционные (закаливание водой, воздухом и солнцем) и нетрадиционные (например, полоскание горла, хождение босиком).
Закаливание воздухом очень полезно и эффективно для укрепления иммунной системы. Для начала воздушные ванны устраиваются в предварительно проветренном помещении.
Очень полезны для детей и прогулки на открытом воздухе в сочетании с физическими упражнениями. Воздушные ванны сочетают с подвижными играми или гимнастикой. При проведении закаливающих процедур желательно использовать художественное слово.
Например:
«Надо, надо нам умыться,
Где тут чистая водица?
Руки моем раз, два (сверху вниз обливаем водой)
Шейку моем три (обливаем шею)
И лицо мы умываем – четыре
Полотенцем вытираем»
Или
«Ходим, ходим по дорожкам,
Лечим, лечим наши ножки.
Я хожу с осанкой гордой, прямо голову держу.
Мы проверили осанку и свели лопатки.
Носом глубоко дышите, спинки ровненько держите.»
Дыхательная гимнастика.
Дышать нужно правильно! Для этого необходимо научить ребёнка глубокому выдоху для хорошей очистки лёгких и улучшения их снабжения кислородом. Необходимо обращать внимание детей на то, что дышать нужно через нос. Правильное носовое дыхание – условие здоровья ребёнка, профилактическое средство против респираторных заболеваний. Не менее важно в обучении правильному дыханию, является научить ребёнка сморкаться не через обе ноздри, а поочерёдно. Во время прогулок полезно учить ребёнка медленно вдыхать и ещё медленней выдыхать носом, а также при быстрой ходьбе и медленном беге.
Дыхательная гимнастика играет значительную роль в процессе оздоровления и закаливания дошкольников. Для успешного овладения этой гимнастикой необходимо соблюдать основные правила:
дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект
Зрительная гимнастика.
Цель гимнастики для глаз: профилактика нарушений зрения дошкольников.
Задачи:
-предупреждение утомления,
-укрепление глазных мышц
- снятие напряжения.
- общее оздоровление зрительного аппарата.
Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма.
Условия: Для проведения не требует специальных условий. Любая гимнастика для глаз проводится стоя.
Время: Выполняются 2-4 мин.
Правило: При выполнении упражнений голова неподвижна (если не указано иначе).
Детям с патологией зрения противопоказаны упражнения, связанные с длительным и резким наклоном головы.
Прием проведения – наглядный показ действий педагога.
Взаимодействие с семьей. В работе с родителями использую: консультации, индивидуальные беседы, папки передвижки, профилактические беседы по пропаганде здорового образа жизни.
Здоровьесберегающая среда в нашей группе включает в себя :
1) Уголок двигательной активности детей
В этом уголке размещаются следующие пособия:
-мячи,
-обручи,
-массажные коврики и дорожки (для профилактики плоскостопия и ходьбы ладошками и ступнями одновременно,
-массажные шарики,
-ленточки,
-дуга для подлезания,
-ростомеры, которые служат также для профилактики нарушений осанки,
- подушки с разными наполнителями,
-кольцеброс,
-кегли для сбивания мячиком,
-флажки
-пособия для развития глазомера (на стене).
Также в группе имеются пособия :
-для развития мелкой моторики рук: разнообразные «шнуровки», «бусы»,
-комплексы по утренней гимнастике, дыхательной гимнастике, гимнастике для глаз, гимнастике после сна, пальчиковой гимнастике.
Применение в работе здоровье сберегающих технологий,
Повышает результативность
воспитательно – образовательного процесса формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на укрепление здоровья,
а у ребенка – на здоровый образ жизни.
Укрепление и сохранение здоровья детей
- одна из главных наших задач, как родителей, так и педагогов.
Здоровые дети – Это здоровая СТРАНА!