Оксана Махота
Завершающий этап арт-терапии
▼ Скачать + Заказать документы
Завершающий этап арт-терапии является логическим продолжением тех процессов, которые были запущены на предыдущих этапах работы и которые в конечном итоге приводят к достижению определенных психокоррекционных результатов. Данный этап можно также рассматривать как период подведения итогов и оценки результатов психокоррекции.
Психолог и ребенок должны стремиться к тому, чтобы момент завершения психокоррекции был ими согласован и чтобы арт-терапевтический процесс не прекращался в одностороннем порядке. Очевидно, что преждевременный выход ребенка из арт-терапевтического процесса может нанести ему вред.
Публикация «Завершающий этап арт-терапии» размещена в разделах
Поскольку завершение терапии может сопровождаться оживлением сильных чувств (утраты, горя, страха, гнева и др., нередко отражающих пережитый ребенком опыт расставаний, они должны быть специально проработаны. Необходимо также учесть, что сопровождающие этот этап сильные переживания характерны не только для ребенка, но и для психолога, а это диктует необходимость адекватного выражения и анализа им своих переживаний.
Основные задачи психолога на завершающем этапе арт- терапевтического процесса:
1) создание условий для выражения ребенком своих чувств и потребностей, а также структурирование и организация при этом его поведения и деятельности;
2) продолжение «диалога» с ребенком, необходимого для его дистанцирования от прошлого опыта, осознания им своих переживаний и оценки результатов арт-терапии;
3) фокусирование внимания ребенка на себе и своих внутренних ресурсах, необходимое для укрепления его личных границ, увеличения межличностной дистанции и укрепления веры в свои силы;
4) привлечение внимания ребенка к системе его социальных отношений, с тем чтобы подготовить его к встрече с новыми трудностями и использованию новых моделей поведения.
Переживания ребенка на завершающем этапе :
творческая продукция может приобретать драматический оттенок; деструктивные проявления ребенка с попытками уничтожения ранее созданных работ, так как ребенок способен сохранить свой опыт арт-терапевтической работы и созданные им образы в своих воспоминаниях и ему нет необходимости «цепляться» за свою продукцию.
Предоставляя ребенку возможность выразить связанные с завершением арт-терапии сильные чувства и определенным образом структурируя их проявление за счет придания деструкции ритуального, символического характера, психолог в то же время сохраняет с ребенком обратную связь.
Психолог не должен препятствовать отреагированию ребенком своих чувств подобным образом и оставлять его действия без внимания и обсуждения.
Деструктивные проявления на завершающем этапе арт- терапии отмечаются, конечно же, не всегда. Чаще всего дети просто оставляют свои работы психологу, теряя к ним интерес. При этом иногда ребенок может осознанно или неосознанно делать это в надежде на новую встречу с психологом или на продолжение арт-терапевтической работы. В некоторых случаях ребенку просто негде хранить свои работы.
Определенная категория детей выражает желание взять некоторые или все работы с собой, что может свидетельствовать о высокой значимости для них того, что произошло с ними в арт-терапевтическом процессе. Когда клиент забирает с собой какое-либо из созданных им произведений, оно может выступать для него в качестве «транзитного объекта» (Д. Винникотт, и подобно тому как «транзитный объект» помогает ребенку дистанцироваться от матери, так и данное произведение помогает ребенку дистанцироваться от психолога и прийти к самодостаточности. Кроме того, забирая свои работы с собой, ребенок может вновь и вновь возвращаться к ним с целью анализа, что помогает ему лучше осмыслить опыт арт-терапевтического процесса и собственные переживания.
Одним из несомненных достоинств арт-терапии является то, что опыт участия ребенка в арт-терапевтической работе облекается в создаваемую им творческую продукцию, что позволяет проводить ее ретроспективный обзор на заверша-щем этапе арт-терапевтического процесса и помогает ему интегрировать свои чувства и мысли.
В глазах некоторых детей их работы могут иметь определенную эстетическую привлекательность. Другие же берут работы с собой, опасаясь, что их могут уничтожить, выбросить или использовать против них. В большинстве случаев подобные опасения можно предупредить или снять, подчеркивая полную конфиденциальность арт-терапевтической работы при заключении арт-терапевтического «соглашения» и сообщая ребенку, как его творческая продукция будет использоваться в дальнейшем.
Используя системные понятия, можно заключить, что на завершающем этапе арт-терапевтического процесса происходит следующее.
1. Прогрессивная дифференциация системы психотерапевтических отношений, продолжающаяся до момента разрушения ее внешних границ, выхода ее элементов в окружающее культурное и социальное пространство и утраты системой ее прежних структурно-функциональных свойств, что связано:
- с укреплением личных границ ребенка;
- совершенствованием механизмов его психологической защиты;
- растущим дистанцированием от психолога;
- развитием у ребенка новых потребностей и форм поведения;
- интериоризацией ребенком опыта арт-терапевтической работы.
2. Поддержка системой динамического равновесия, обеспечивающего ее адаптацию к изменяющимся внутренним и внешним условиям и последующему переживанию состояния «кризиса» и утраты равновесия.
3. Достижение системой ее целей (что связано с получением определенных психокоррекционных результатов, выражающихся в качественном изменении состояния, поведения, потребностей и социального функционирования ребенка).