оксана серженко
Заседание МО «Воспитательно-образовательная деятельность при работе с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами и родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Заседание городского методического объединения
Тема: «Воспитательно – образовательная деятельность при работе с детьми ОВЗ, детьми – инвалидами и родителями (законными представителями)»
План семинара:
1. Вступительное слово заведующего МБДОУ "ДСКВ № 23 "Сказка" - С. С. Мищенко;
2. Выступление Серженко О. Н., старшего воспитателя;
3. "Организация уголка уединения в группе компенсирующей направленности» - Блохина А. Н., педагог – психолог;
Публикация «Заседание МО „Воспитательно-образовательная деятельность при работе с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами и родителями“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
4. "Использование нейротренажера при работе с детьми с ОВЗ и детьми - инвалидами" - Меркулова Т. Н., воспитатель;
5. "Использование метода моделирования при работе с детьми ОВЗ и детьми инвалидами» - Котец Ю. С., учитель – логопед; Меркулова Т. А., воспитатель; Цветкова А. В., воспитатель ;
6. "Игрушки - шумелки в игре - драматизации" - Семина А. Г., музыкальный руководитель; Яковлева Н. В., воспитатель;
7. "Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ и детей - инвалидов" - выступление Серженко О. Н., старшего воспитателя;
8. Выступление методиста ИМЦ по инклюзивному образованию Забродиной Е. С. ;
Ход семинара:
Выступление старшего воспитателя :
1
Важным событием во всем мире в 1959 году явился факт принятия важнейшего документа Декларации прав ребенка и Конвенции о правах ребенка, в котором говорится, что ребенок обладает важными правами: правом на защиту, на социальное обеспечение, на получение образования, на любовь родителей, на кров, на уважение его личности и др.
2
Термин дети с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ) появился в российском законодательстве сравнительно недавно. Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста.
Категории детей с нарушениями в развитии:
1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
3) дети с нарушениями речи;
4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);
5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);
6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).
Реальной целью воспитания детей дошкольного возраста является воспитание эмоционально благополучного, разносторонне развитого счастливого ребенка.
3
Основа образовательного процесса - планирование. Это научно обоснованная организация педагогического процесса ДОУ, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость. Психолого-педагогические исследования последних лет показали, что первостепенное значение при планировании имеет знание воспитателем личностных характеристик и возможностей детей.
4
Этапы работы с детьми ОВЗ и детьми – инвалидами
1. СБОР ДАННЫХ О РЕБЕНКЕ ОВЗ ИЛИ РЕБЕНКЕ - ИНВАЛИДЕ
• Беседа с родителями;
• Изучение медицинской карты ребенка;
• Обследование физического развития;
• Обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.
• Разработка индивидуальной карты развития определенного содержания
5
Модель системы коррекционной работы
6
Создание специальной развивающей предметно-пространственной среды - выступление педагога психолога Блохиной А. Н., воспитателя Яковлевой Н. В. ""Организация уголка уединения в группе компенсирующей направленности"
7
Задачи воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья:
1. Укреплять и охранять здоровье ребенка, вырабатывать правильную осанку, пространственную ориентировку. Поощрять участие ребенка в совместных играх и физических упражнениях (подвижных играх). Способствовать формированию положительных эмоций, двигательной деятельности - выступление воспитателя Меркуловой Т. Н. "Использование нейротренажера при работе с детьми с ОВЗ и детьми -инвалидами"
8
Развивать речь: обогащать словарь, формировать умение строить предложения; добиваться правильного и четкого произношения слов - выступление учителя - логопеда Котец Ю. С. ; воспитателей Меркуловой Т. А., Цветковой А. В. - "Использование метода моделирования при работе с детьми ОВЗ и детьми инвалидами "
9
Развивать творческие способности детей с ОВЗ в рамках реализации задач художественно-эстетической образовательной области - выступление музыкального руководителя Семиной А. Г. ; воспитателей - Яковлевой Н. В., Меркуловой Т. Н. - "Игрушки - шумелки в игре - драматизации"
10
Взаимодействовать с семьями воспитанников - выступление Серженко О. Н., старшего воспитателя.
Взаимодействие образовательного учреждения с семьей с введением ФГОС приобретает новое, более сильное значение. Каждое дошкольное учреждение имеет свои особенности, в силу которых и выстраивает работу, подбирая наиболее эффективные для данного учреждения формы взаимодействия с семьями воспитанников. Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определё нных вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества. Но постоянно сталкивается с трудностями, проблемами возникающие в семьях детей с ОВЗ, детей - инвалидов.
11
Психолого-педагогическая работа с родителями детей с ОВЗ проходит поэтапно.
1. Первичная диагностика ребёнка и его семьи. На этом этапе первое знакомство родителей со специалистами, которые в дальнейшем будут проводить коррекционные мероприятия. На данном этапе важно создание доверительного отношения к специалисту, заинтересованности родителей в участии в процессе развития и воспитания ребёнка в ДОУ и семье.
2. Более глубокое знакомство специалиста с родителями, налаживание тесного контакта. На этом этапе происходит ознакомление родителей с формами работы ДОУ с семьёй.
3. Далее группой психолого-педагогического сопровождения (ППк) детей с ОВЗ, детей - инвалидов на основе карт реабилитации, диагноза и диагностических данных специалистов составляется программа индивидуального сопровождения для каждого ребёнка с ОВЗ. В данной программе специалистами определяется индивидуальный образовательный маршрут каждого ребёнка.
4. Составление плана работы специалистов ДОУ с родителями детей с ОВЗ, детей - инвалидов.
5. Непосредственная работа с родителями.
Формы работы с родителями :
1. Беседы: коллективные и индивидуальные.
2. Консультации: коллективные, индивидуальные, по заявке, тематические, оперативные. Данные формы работы преследуют цель информирования родителей об этапах психологического развития ребёнка, организации предметно-развивающего пространства для ребёнка в семье, закономерностях аномального развития.
3. Родительские собрания в форме : тренинга, «круглых столов», «Педагогической гостиной». В ходе тренинга решаются многие задачи. Это и выработка активной родительской позиции, снятие чувства вины, повышение самооценки участников и т. д. Участие в тренинге помогает родителям приобрести навыки решения конфликтных ситуаций с ребёнком, научиться эффективному взаимодействию с ним, решить некоторые личностные проблемы, осознать и оптимизировать свою родительскую позицию. Кроме того, во время таких встреч как «круглый стол» или «педагогическая гостиная» родители детей с ОВЗ имеют возможность встречаться друг с другом, обмениваться опытом и оказывать друг другу поддержку, что даёт родителям ощущение того, что «они не одиноки». Работа, построенная таким образом, помогает решить не только личностные проблемы, но и выработать определённые социальные навыки для преодоления трудностей в воспитании детей с ОВЗ.
4. Индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей. Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.
5. Проведение совместных праздников, конкурсов, развлечений.
В результате такой работы : родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.
Такое сотрудничество со специалистами ДОУ помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях.