Приложение МААМ

Формирование основ музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста

Нина Козлова
Формирование основ музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Уважаемые слушатели!

Вашему вниманию предлагается предзащита дипломного проекта «Формирование основ музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения музыкальных игр-сказок»

Вопрос использования музыкальной игры-сказки в работе воспитателя приобрёл свою актуальность буквально в последнее десятилетие.

Публикация «Формирование основ музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Ещё на этапе выбора темы научного исследования мы проанализировали парциальные программы музыкального развития дошкольников. Среди них мы выделили такие, как: «Музыкальные шедевры» автор Ольга Петровна Радынова; «Синтез» авторский коллектив под руководством Клавдии Васильевны Тарасовой и др. (обратите внимание на слайд). Выяснили, что программ много, но только одна из них направлена на формирование основ музыкальной культуры у дошкольников. Это программа «Шедевры» Ольги Петровны Радыновой. Интересным показался нам принцип построения программы. Он тематический. Всего шесть тем изучаются детьми: «Природа и музыка», «Музыка о животных и птицах» и другие темы, но нас привлекла тема «Сказка в музыке».

В квалификационных характеристиках проекта мы отмечаем, что наиболее актуальной проблемой, стоящей перед современным обществом сегодня является угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Сегодня назрела необходимость противостояния безнравственности, бездуховности, потребительскому отношению к жизни, возрождения в детях желания и потребности активной интеллектуальной, эмоциональной деятельности.

Важнейшей задачей музыкального образования дошкольников на современном этапе является формирование у детей основ музыкальной культуры, на что обращает наше внимание ФГОС нового поколения, актуализируя проблему использования игры – сказки в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Неоценимая роль и большие перспективы в деле приобщения детей к миру духовной красоты скрыты в детской музыкально-игровой деятельности с её яркой эмоциональностью, образностью, моторной активностью, коллективностью участия, развитием творческой инициативы, разнообразными образовательными и воспитательными возможностями.

Музыкально-игровая деятельность способствует реализации таких педагогических функций, как познавательной, коммуникативной, рекреационной, компенсаторной, креативной, эстетической. Иначе говоря, музыкальные игры дают детям одновременно возможность развлечения, развития личности и отдыха.

В тоже время в методическом аспекте проблема успешного формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста остается по-прежнему актуальной в связи с новой социально-педагогической ситуацией, с новыми факторами, воздействующими на восприятие и сознание дошкольников.

Актуальность исследования заключается ещё и в том, что музыкальная сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста и сопровождает его на протяжении всего детства, а часто и остается с ним на всю жизнь. Отметив актуальность выбранной для исследования темы, мы определили цель, задачи, тип и предмет проектирования (обратите внимание на слайд) :

Объект исследования: процесс формирования основ музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста

Предмет проектирования – содержание и структура сборника музыкальных игр-сказок для детей старшего дошкольного возраста.

Тип проекта: методический.

Цель: теоретически обосновать проблему формирования основ музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста, составить и частично апробировать сборник музыкальных игр-сказок.

Задачи:

Рассмотреть в психолого-педагогической и музыкальной литературе понятия : культура, музыкальная культура, музыкальная игра-сказка.

Проанализировать особенности организации музыкальных игр-сказок в старших группах детского сада.

Разработать содержание сборника музыкальных игр - сказок как средства формирования основ музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста

Представить результаты апробации

Теоретическую основу исследования составили труды таких авторов, как: И. В. Груздовой, Е. К. Лютовой, Е. В. Никитиной, Г. А. Прасловой, О. П. Радыновой и др.

Рассматривая понятие «культура», мы выяснили, что культура (от лат. cultura – возделывание, обрабатывание, воспитание, развитие). В широком значении это всё, что создано человеческим обществом для людей.

Культура является важнейшим условием развития личности и совершенствования образовательного процесса, источником целей и ценностей.

В музыкальном дошкольном образовании концепция музыкальной культуры разрабатывается О. П. Радыновой.

Мы рассмотрели и понятие «игра» (обратите внимание на слайд)

Антон Семё нович Макаренко говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Какой ребенок в игре, таков во многом будет в работе, когда вырастет».

Мы так же отметили понятие музыкальная игра и сказка (обратите внимание на слайд)

Особый интерес для дошкольников в последние годы представляют игры-сказки.

Сказка - это мир фантазии, переплетенный с реальностью. Чтобы понять сказку, нужно уметь фантазировать, воображать. Чтобы понять музыку, тоже нужна фантазия и воображение.

Так же нами было рассмотрено понятие музыкальная сказка – это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий, имеющих духовно-нравственное содержание.

Если в работе с младшими дошкольниками по этой теме воспитатели используют несложные пьесы. Например: «Нянина сказка», «Мама» из «Детского альбома» П. И. Чайковского, «Вечерняя сказка» А. Хачатуряна.

То в старшем дошкольном возрасте по теме : «Сказка в музыке» разработаны целые циклы интегрированных тематических занятий, включающих в себя различные виды художественной деятельности детей (слушание музыки, стихов, русских народных сказок; просмотр видеоматериалов; музыкальные импровизации (движение и игра на музыкальных инструментах; рисование).

Рассматривая методические аспекты использования музыкальных игр-сказок в работе нашего базового образовательного учреждения, мы отметили, что музыкальные игры-сказки занимают большое место в жизни детского сада. Музыкальные игры-сказки дети исполняют в свободное от занятий время. Нередко игры-сказки составляют часть детских праздников.

Игры-сказки оказывают огромное воспитательное влияние на детей. Они способствуют развитию художественного вкуса, певческих навыков, вызывают радостные эмоции. Дети лучше передают характер музыки в движениях, у них развивается речь, четкость дикции, речевые интонации.

Практическую часть работы мы начали реализовывать с начала 2019 года. Началась эта деятельность с подбора музыкальных игр-сказок и составления тематического плана работы на год, с учётом её продолжения над дипломным проектом. В 2019 году нам удалось подготовить и провести четыре интересных для детей нашей группы мероприятия на базе практики МБДОУ № 20 «Росинка» : сказка «Спящая красавица по мотивам сказки Шарля Перро. Подготовили сценарий и провели музыкальную игру-сказку «Снежная Королева» по мотивам сказки Г. Х. Андерсена; Сказку «Снегурочка» (музыкальная игра-спектакль по мотивам русской народной сказки) и Сказку «Золушка» (музыкальная игра – спектакль по мотивам сказки Ш. Перро).

Работа над подготовкой спектаклей проходила под руководством музыкальных руководителей детского сада и воспитателя группы. Заинтересованы в проведении мероприятий были и родители, которые помогали изготовить атрибуты, элементы костюмов, разучивали с детьми дома роли. А на музыкальных занятиях разучивался музыкальный материал, но отдельными фрагментами, чтобы сохранить у детей «чувство ожидания волшебства», нами подбирались музыкальные диски. Работа над подготовкой музыкальных игр-сказок занимает очень много свободного времени детей, но результат того заслуживает. В сентябре 2020 года нами уже подготовлен и проведён музыкальный спектакль :«У солнышка в гостях» (музыкальная игра – инсценировка по мотивам словацкой народной сказки). В октябре музыкальная игра – сказка «Лиса, Заяц и Петух» (музыкальная игра – инсценировка по мотивам сказки А. Н. Афанасьева). В ноябре нами спланирована музыкальная игра - инсценировка «Лесной бал» (музыкальная игра – сказка по мотивам В. Жукова).

Благодарю за внимание!

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Формирование музыкального слуха и музыкального вкуса у детей дошкольного возраста с помощью музыкальной игрыФормирование музыкального слуха и музыкального вкуса у детей дошкольного возраста с помощью музыкальной игры План исследования: Формирование музыкального слуха и музыкального вкуса у детей дошкольного возраста с помощью музыкальной игры Актуальность.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Работа по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, её традициям.

Консультация «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста» Природа - источник жизнедеятельности человека. Каждому из нас необходимо овладеть набором экологических знаний, для того, чтобы поведение.

Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни»Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни» В конце апреля состоялось заседание методической мастерской по направлению «Использование инновационных педагогических технологий в физическом.

Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения»Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения» Проблема: Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил.

Презентация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста с ОВЗ»Презентация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста с ОВЗ» Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок.

Проектная деятельность как метод развития основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание дошкольников признано в нашей стране приоритетным направлением образования. И это не случайно. Ведь именно в дошкольном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование основ музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 января 2024 в 15:06
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование основ музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Нина Козлова (УИ 2447534) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД