Галина Марушкина
Конспект НОД «Защитники земли русской»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Защитники земли русской.
Программное содержание:
1. Познакомить детей с историческими личностями: Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский.
2. Уточнить и расширять знания детей об истории нашей Родины. На примере конкретных исторических личностей: Дмитрий Донской, Александр Невский, Владимир Мономах – дать представления о героизме, подвиге. Упражнять в умении отвечать на вопросы связано и последовательно, рассуждать о характерах героев.
3. Развивать интерес к истории и культуре нашей Родины. Воспитывать уважение к защитникам земли русской.
Словарная работа: рать, дружина, монах, набат.
Публикация «Конспект НОД „Защитники земли русской“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
Материалы и оборудования: портреты Минина и Пожарского, иллюстрация памятника К. Минину и Д. Пожарскому, иллюстрации с изображением сражения русского войска с поляками, солдатики – дружины.
Предварительная работа: чтение художественных и документальных произведений о защитниках земли русской, рассматривание иллюстрации. Изготовление с детьми домиков, церквей и крепости для постройки древнего города.
Ход занятия:
На столах стоят макеты древних городов: Новгород, Киев, Москва.
Воспитатель: Дети, мы с вами много говорили о временах Руси богатырской, знакомы с историей Древней Руси.
- А какие старинные русские города вы знаете? (Дети называют).
- Давайте вспомним, как выглядели старинные русские города, где жили наши предки. (Ответы детей).
- Как вы думаете, что это? (Воспитатель подводит детей к макетам, (Дети отвечают).
- Как называются эти города, можно узнать? (Дети по изображению герба называют города).
- А кто правил этими городами? (Ответы детей).
- Расскажите мне, пожалуйста, как жили между собой князья? (Дети рассказывают о жизни князей во времена древней Руси) о том, что на города нападали враги).
- Но ведь вокруг городов была такая крепость, и дружина была сильная. Почему же горели города, погибали люди? (Размышления детей).
И по чисту полю горюшко покатилось
Стужем – шлем оно там заселилося
Враг спортивный мечет громы
Храмов божьих не щадит
Топчет нивы, палит домы
Змеем мотым в дом летит.
И пришли на площадь Москвичи. Да здесь и сам князь московский Дмитрий. Что же он сказал? (Высказывания детей). – Показ иллюстраций.
Собралися князья со своими дружинами на площадь старинную (дети берут солдатиков – дружин и ставят на один стол, и собралася рать сильная могучая, богатырская на врага лютого.
- А кто благословил воинов на эту битву? Что он им пожелал? (Ответы детей).
- За Русь гремит народный голос
За князем ринулися в бой?
- И кто победил? Кто им помог? (Ответы детей).
Слышится праздничный набат (Запись).
Физкультминутка «Богатыри».
Воспитатель: Мир наступил на русской земле.
Прошли годы. И снова беда пришла на землю русскую. И опять нашли замечательные люди, которые объединяли русский народ, чтобы победить врага. А как это происходило я вам сейчас расскажу. (Дети садятся на стульчики).
Много врагов нападало на Русь: татаро – монголы, шведы, немцы (говорят дети). А тут поляки захотели напасть на землю русскую, захватить главный город. Кто это? Где они живут? (Ответы детей). И тут два монаха, Дионисий и Авраалий, начали рассылать письма во все русские город и призвать народ защищать родной город. Одно такое письмо пришло в Нижний Новгород (рассматривание портрета). Узнал про это купец Кузьма Минин и сказал громким голосом: «Люди русские. Спасем нашу милую Москву! Бог даст, и мы прогоним врагов с земли русской».
Собрали войско, а командовать призывали храброго полководца князя Пожарского.
Под Москвой встретились русское и польское войско. И была жестокая битва (показ иллюстраций сражения). Много было перебито поляков, погибли и русские воины, но русские победили – бежали поляки.
С торжеством победы вступило русское войско в несчастную, разоренную Москву (Показ иллюстраций). Звенели праздничные колокола (Запись) и русские люди обнимали друг друга и благодарили Бога за спасение. А героям народным, Минину и Пожарскому, на Красной площади поставили памятник, чтобы люди русские, мы с вами, не забывали о героической истории своей Родины о героях и защитниках земли русской. (Воспитатель показывает иллюстрацию памятника, дети рассматривают).
Стоит памятник не одного столетия. Люди подходят к его подножию, кладут цветы. Почему? Кто же они такие – купец Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский? Почему им поставили памятник? (Размышления детей). И если вы будете в Москве, побывайте на Красной площади и поклонитесь этим героям.
Автор этого памятника скульптор И. Мартос.
Очень хочется, чтобы вы, когда станете взрослыми, любили, охраняли, защищали свое отечество как те люди, о которых мы сегодня говори