Лидия Черноусова
Защитим живую елку
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы
«ЗАЩИТИМ ЖИВУЮ ЕЛКУ!»
Воспитатели: Черноусова Л. В.
Шестаченко Н. Н.
Поддубная И. В.
МАДОУ д/с комбинированного вида № 87 «Кораблик» г. Белгорода
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры.
Публикация «Защитим живую елку» размещена в разделах
Длительное время у нас во всех образовательных учреждениях не было места экологии. Раньше воспитывалось потребительское отношение к природе, стремление её завоевать, изменить по своему усмотрению. К сожалению, общество осознало это, когда уже стали видны отрицательные последствия потребительского отношения людей к ней, когда на планете практически не осталось уголков нетронутой природы. В последнее время слово «экология» стало необычайно популярным в обществе, причем, как правило, оно употребляется в сочетании с такими не очень приятными для нас словами, как «катастрофа», «опасность», «кризис». Экология стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать их среду обитания приемлемой для существования.
Поэтому сейчас уделяется большое внимание экологическому образованию детей с самого раннего возраста, воспитанию с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.
У детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности, к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формированию экологического мировоззрения. Экологическое воспитание тесно связано с развитием эмоций ребенка, умением сочувствовать, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе. Только заботясь о братьях наших меньших, оказывая им посильную помощь, ребенок сможет почувствовать себя нужной частью природы.
Как воспитать у детей интерес к таинственному миру растений? Растения окружают людей на протяжении всей жизни, являются элементом их нормального существования и здоровья. Понимание их специфики как живых существ, закономерностей жизни, восприятие красоты растений формируется у детей под влиянием взрослых.
Воспитание правильного отношения к природе, умение бережно относиться ко всем живым существам может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребят в семье.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. Сейчас возникла необходимость охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребё нка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
Дошкольное детство – это период развития ребенка, в который начинает складываться его эмоциональная сфера. Ребенок этого возраста чуток и отзывчив. Он сопереживает героям сказок и мультфильмов.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский, почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т. д.)
Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.
Уважаемые взрослые! Мы обращаемся к вам! Помните! Все начинается с детства и все закладывается в детстве. Наша с вами задача осознать и приложить силы к формированию нового поколения созидателей, охранителей и творцов жизни. Планета Земля – наш общий дом. Каждый человек, живущий в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Жизнь человека немыслима без сохранения природы, и для этого мы должны сформировать у детей основы экологического сознания, чувство сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении всего живого.
Рубить и наряжать елку к Новому году – это традиция. Но ведь радость можно создать, не принося вреда живому. Нам очень жаль, что каждый год гибнут тысячи лесных красавиц ради одного дня.
Накануне Нового года, когда вырубают тысячи елей и сосен, мы в детском саду провели акцию «Защитим живую елку!». С детьми побеседовали о том, что ели и сосны – живые, что нельзя их уничтожать, потому что они нужны не только людям, но и животным и птицам, которые питаются семенами из шишек хвойных деревьев, во время прогулок любовались красотой вечнозеленых деревьев. В микрорайоне расклеили листовки с призывом к взрослым: «Не покупайте к празднику живые елки! Помните! Растения – живые существа! Они все бескорыстно отдают людям, но они беззащитны и нуждаются в нашей помощи!»
Для родителей показали мастер – класс «Как сделать елку из подручного материала», при этом решая следующие задачи: прививая экологическую культуру, развивая творческие способности и фантазию детей, подарив незабываемые впечатления, воспоминания и радость от совместного труда и сохраненного дерева. После этого сделали выставку совместных работ с родителями и детьми на тему: «Новогодние украшения». Заключительным этапом нашей акции был выпуск стенгазет, в которых мы разместили материалы для родителей и для детей. Вместе с детьми сделали елки из «ладошек», из мятой бумаги, из новогодней мишуры, свернутые способом «оригами» и др. Также сочинили небольшие стихи в защиту наших вечнозеленых красавиц.
НЕ РУБИТЕ ЕЛОЧКУ!
Маленькой елочке
Не холодно в лесу,
Не рубите елочку,
Елочку-красу!
Снегом запушило
Веточки ее –
Будет нашей елочке
И в мороз тепло!
Сохраните елочку
Для лесных зверей,
Чтобы звери-деточки
Прятались под ней.
Будут звери праздновать
Новый год в лесу,
Не губите елочку,
Елочку-красу!
Будут ребятишки
Любоваться ей,
Не рубите елочку,
С нею веселей!
Дети и взрослые нашего детского сада призывают всех людей не губить это дерево, пусть в наших домах на праздник будут ёлочки, но искусственные, сделанные своими руками, а в лесу мы будем наслаждаться ароматом «живых» сосен и елей.
Пусть елочки останутся в лесу, радуют нас своей красотой и выполняют бесценную работу – очищают нашу планету от последствий неразумных действий человека.
Надеемся, что проведенная работа оставила в душе каждого ребенка и родителя понимание и поддержку, и что из наших малышей вырастут настоящие защитники природы!
Используемая литература:
1. С. Н. Николаева «Как приобщить ребенка к природе», Москва 1993г.
2. Т. А. Шорыгина «Зеленые сказки» Экология для малышей, Москва 2002г.