Наталья Благова
Реализация регионального компонента в проектной деятельности «Защитим первоцветы Адыгеи»
▼ Скачать + Заказать документы
Природа более всего чудесна в малом. К. Линней.
Воспоминания из детства
Я родилась в ст. Ильинской Краснодарского края, тихом равнинном месте с красивым пейзажем, и помню, как мы с детьми ранней весной бегали в «лесок», где на лужайке появлялись первые яркие желтые цветы, похожие на маленькие тюльпанчики, которые мы называли «гусиным лугом». Цветов было так много, что мы их срывали и несли домой, но к сожалению, они в воде стояли не долго и вяли. Тогда мы не знали, что наносим вред экологической системе, да и об этом нам никто ничего не говорил. А цветов с каждым годом становилось всё меньше и меньше, и это нас огорчало.
Публикация «Реализация регионального компонента в проектной деятельности „Защитим первоцветы Адыгеи“» размещена в разделах
- Первоцветы. Конспекты занятий
- Первоцветы. Первые весенние цветы
- Первоцветы. Проекты
- Проекты
- Республика Адыгея
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
И спустя годы, я приехала домой со своими детьми, в родные места, повела их в «лесок», но уже показать им красоту жёлтых цветов не смогла – так как их там уже не было. И здесь я поняла, как важно знать особенности природы родного края, взаимосвязь её организмов, как важно побуждать человека с ранних лет заботиться о ней, приумножать её богатство.
И сегодня мне, как педагогу, хочется принять участие в проекте по защите первоцветов р. Адыгея, для того чтобы сохранить первозданную красоту её природы, воспитать у детей любознательность и бережное отношение к ней.
-ЦЕЛЬ, СРОКИ, ФОРМЫ РАБОТЫ
Цель проекта. Познакомить детей с первыми весенними растениями р. Адыгея – первоцветами, научить их любоваться ими, видеть и воспринимать их красоту, беречь их.
Современная система образования по ФГОС ДО предусматривает в ДОО реализацию регионального компонента для детей разных возрастных групп, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, а также в форме творческой активности.
Формы и методы проекта :
• экскурсии в природу с родителями;
• использование условных обозначений;
• творческое рассказывание дошкольников;
• ИКТ – аудио- и фотосредства;
• рефлексия;
• изоэкология.
Сроки: февраль - май
С чего начать?
Рассказать детям о лесе, его значении для человека и определиться с правилами поведения в лесу.
Цель. Побудить у детей желание разобраться в явлениях природы – появлении первоцветов, понять их суть.
-«Тайна леса Адыгеи» (короткий рассказ)
(Рассказ сопровождается условными обозначениями, которые педагог рисует при рассказе. Это способствует развитию у дошкольников логического мышления, навыков творческого рассказывания, лучшему восприятию услышанного)
Дополнительные задания к рассказу.
К сожалению, жизнь первоцветов недолговечна : люди их срывают для продажи, топчут, не задумываясь, что губят красоту.
-ЗНАКОМСТВО С КРАСНЫМ ЦВЕТОМ.
Красный цвет – это цвет опасности, он призывает нас всех быть внимательными по отношению к первоцветам. И сегодня несколько первоцветов Адыгеи занесены в красную книгу:
• цикламен кавказский;
• подснежник Воронова;
• подснежник альпийский;
• зимовник Кавказский.
-Изготовление жалобной книги.
С детьми изготавливается
Жалобная книга первоцветов.
Цель. Воспитание бережного отношения к первоцветам.
(В книге все растения «рассказывают» о себе сами)
По окончании выслушивания жалоб растений, дети принимают решение - стать волшебниками и охранять первоцветы.
Редкие исчезающие растения первоцветов охраняют работники экополиции, лесники. Эти люди проводят рейды по выявлению людей, которые нарушают закон и срывают цветы и продают их.
Помогать сотрудникам охраны растений и не покупать первоцветы у торговцев!
-Написать письмо взрослым, которые срывают цветы.
-Правила поведения в лесу.
-Не рви цветы и травы просто так! Любуйся ими в природе!
Помни, что первоцветы не стоят в воде, они сразу вянут.
В лесу не ходи по тропинкам, не топчи растения.
Не сори там, где отдыхаешь.
Расскажи друзьям и родителям об охране цветов.
Не разводи костёр в лесу, может начаться пожар и погибнут цветы.
Работа с родителями.
-Анкета.
Уважаемые родители! Принимая во внимание актуальность проблемы исчезновения редких видов первоцветов в Адыгеи, предлагаем Вам принять участие в анкетировании «Помогите детям с волшебством- спасти первоцветы!»
1. Любите ли вы совершать прогулки в лес?
2. В какое время года вы предпочитаете бывать в лесу?
3. Чем привлекает Вас лес ранней весной?
4. Какие первоцветы р. Адыгея Вам известны?
5. Любите ли Вы собирать цветы?
6. Как Вы поступите, увидев полянку с цветами?
7. Знаете ли Вы последствия сбора цветов?
8. Задумывались ли Вы, что сорванный цветок-это пленник, приговорённый к смерти»?
9. Включаетесь ли вы в работу детского сада по охране цветов р. Адыгея?
-Фотовыставка "Краски ранней весны Адыгеи"
Попросить родителей сходить в лес с детьми и сфотографироваться на фоне весеннего пейзажа и первоцветов, затем принести фотографии в детский сад. В процессе НОД побеседовать с детьми, попросить их вспомнить те ощущения, чувства, которые они испытывали в тот момент, когда фотографировались. Рассказ ребёнка записать на магнитофон или диктофон, а затем дать родителям послушать.
-Изоэкология "Открытые ладошки"
РВАТЬ цветы нельзя! А вот нарисовать можно.
Цель. Побудить детей к самостоятельному изобразительному творчеству.
Предложить детям на прозрачном файле нарисовать первоцветы – подснежники. (чтобы гуашь легко ложилась на поверхность файла, нужно в неё добавить жидкое мыло или шампунь). А на отдельной поверхности фоновые картинки - вазу, лес, полянку, ладошку и т. д. Затем картинки вставлять в файл, придумывая для них реальные или сказочные обстоятельства– экорассказы про первоцветы р. Адыгея.