наталья полторацкая
Защита и реализация прав ребёнка в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Полторацкая Н. Н.,
Барнаул, АлтГПА
Научный руководитель:
Атемаскина Ю. В., к. педагог. н., доцент
ЗАЩИТА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА
В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Актуальность и жизненность заявленной темы определяется ухудшением положения детей в РФ: снижение показателей здоровья и благополучия; рост социальной дезадаптации детей, проявляющейся в нарушении норм морали и противоправных действиях; криминализация сознания и поведения; ранняя алкоголизация и наркомания значительной части взрослеющего поколения и др. Совокупность этих и других проблем привела к активизации государственной политики в интересах детей, принятию важных нормативно-правовых документов (Основы государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан; Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг.). Новая этика заключается в признании детства как полноценного этапа, естественного и важного периода жизнедеятельности каждого человека. Обеспечение такого подхода возможно лишь при создании и обеспечении государством соответствующих условий, а так же при активном участии в реализации этой задачи всех членов общества.
Публикация «Защита и реализация прав ребёнка в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах
Исторически понятие детства связывается с определённым социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности, которые общество ему задаёт. С середины ХХ столетия в мире наступает качественно новый этап, прежде всего юридического признания статуса детства взрослым сообществом: Декларация прав ребёнка, Конвенция ООН о правах ребёнка, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и др. Безусловно, законы автоматически не могут обеспечить детям наличие детства. Однако их наличие даёт детям гарантию его защиты, защиты их прав и интересов.
Нравственный опыт первых лет жизни, атмосфера доброго окружения во много определяют душевный настрой ребёнка на будущее. В Древней Руси детей называли «зёрнышками». В этом был глубокий смысл. Что бы зёрнышко выросло, дало хорошие всходы, за ним надо заботливо ухаживать. Этот древнерусский образ созвучен работе педагога дошкольного образовательного учреждения с детьми и их родителями (законными представителями). Преимуществом детского сада является возможность реализации индивидуального подхода к ребенку, личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребёнка в конкретной семье.
Дети имеют меньше возможностей для защиты своих прав, чем взрослые. У ребёнка нет физической и психологической зрелости, поэтому и права детей в чём-то глубже, шире, значительнее. На защите интересов ребенка всегда должен стоять мудрый взрослый. Вместе с тем, и у самого ребенка необходимо с ранних лет формировать чувство веры в себя, в свои права, т. к. это связано с позитивным влиянием этих качеств личности на его самоприятие и самоощущение. Внимание к себе, постепенное осознание своих прав и обязанностей, способствует тому, что ребёнок учится быть более свободным, уважать себя и других людей, понимать их чувства, переживания, поступки и мысли.
Теоретическую основу нашей исследовательской и практической деятельности по защите и реализации прав ребенка в дошкольном образовательном учреждении составили работы Ю. В. Атемаскиной, Л. Р. Болотиной, С. А. Козловой, Н. И. Элиасберг и др. Мы отталкиваемся от того, что:
знакомить с правами ребенка и методами их защиты нужно одновременно и взрослых, и детей старшего дошкольного возраста;
группа дошкольного образовательного учреждения – это общество в миниатюре, имеющее своих лидеров, свои правила жизнедеятельности, обязанности для своих членов и т. д., следовательно, детей нужно учить тому, как строить общественные отношения, реализовать свои возможности, уважать права других и т. д. Это поможет им успешно социализироваться в дальнейшем;
ознакомление дошкольников с их правами должно вестись одновременно с ознакомлением с их обязанностями. При этом фундаментом для формирования у дошкольников представлений о правах и обязанностях выступает их нравственная культура, нравственная воспитанность;
важно использовать интерактивные методы и приемы, организовывать социально ориентированные мероприятия, направленные на приобретение участниками опыта позитивного общения с другими людьми, избегания конфликтных ситуаций, а в случае их возникновения - цивилизованного разрешения и т. п.
Далее остановимся на некоторых наших практических достижениях в данной области. Экспериментальная работа проходит на базе МБДОУ № 7 г. Рубцовска Алтайского края под научным руководством к. пед. н., доцента Ю. В. Атемаскиной в течение 2 лет.
Результаты анкетирования по теме «Права ребёнка», проведённого с родителями на констатирующем этапе эксперимента, позволяют заключить, что права детей часто нарушаются в семье. Причины нарушения различны. В связи с этим мы решили сочетать просвещение родителей в области прав ребенка с психолого-педагогическим просвещением. Это позволило нам не просто раскрыть сущность того или иного права, а изменить родительские взгляды, заставить их пересмотреть способы своего воспитательного воздействия на ребенка.
Особое внимание было уделено реализации права ребёнка на защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления, грубого обращения, унижающего достоинство, на свободное выражение своих взглядов. Использование родителями методов физического воздействия на ребенка (шлепки, затрещины, толкание и др., угроз отразило педагогическую некомпетентность родителей, непонимание ими того что, ориентируясь на тезис «Нас так воспитывали, и мы так будем», они нарушают права ребёнка. После проведенной работы, родители осознали травмирующий характер наказания. Они стали чётче понимать, что существует обратная связь между характером наказания и детским развитием. Полученные данные (наблюдения, анкетирование, деловые игры, беседы, обмен опытом) показали, что большинство родителей стали отдавать предпочтения разъяснительной работе с детьми на основе взаимного уважения.
Альбом «Секреты семейного воспитания» позволил родителям поделиться опытом воспитания детей в семье, способами разрешения конфликтных ситуаций, создания условий, способствующих раскрытию творческого потенциала ребёнка, осознать право ребёнка на индивидуальность, т. к. до этого были случаи, когда они в своих детях старались восполнить нереализованные потребности своего детства.
Подготовленные родителями презентации позволили им обогатить свои знания о формах организации семейного досуга, тем самым способствуя реализации права ребенка на качественный отдых и досуг.
В работе с детьми мы отдаем предпочтение формам, имеющим многофункциональный характер, способствующим развитию у детей познавательной активности, обеспечивающим их самореализацию, направленным на осознание своих обязанностей перед другими, интересным самим детям.
Например, ведётся летопись группы «Счастливое детство». В ней отражена творческая деятельность детей (фото, видео материалы, поэтические странички, взаимодействие с социальными партнёрами, достижения детей в различных видах деятельности, отражающие рост индивидуального мастерства. Флаг группы, речёвка, стенд «Здравствуйте, я пришёл!» способствуют формированию у детей представлений о нормах поведения в группе, о необходимости проявления эмоционально-положительных взаимоотношений со сверстниками. Ежедневно обсуждаются с детьми правила, которые помогают им жить в коллективе, напоминаются обязанности.
Совместно с родителями дети оформили книгу «Права ребёнка», в которой в рисунках и иллюстрациях отразили права и обязанности детей, подобрали стихотворения о правах ребёнка. С этого момента дети стараются регулировать взаимоотношения с окружающими их людьми, ссылаясь на эту книгу.
Детям важно создать условия для практического применения полученных знаний о своих и чужих правах и обязанностях. В связи с этим много внимания мы уделяем созданию специальных ситуаций, социально ориентированным проектам, в которых старшие дети учатся оказывать помощь младшим, формируется толерантное отношение к детям с особыми потребностями (детям-инвалидам, нуждающимся в особой заботе. Например, дети с большим желанием участвовали в оформлении книги «Потешки» для детей ясельной группы, чувствуя свою ответственность и стараясь как можно точнее передать содержание потешки в рисунке, испытывая чувство гордости от личного вклада в общее дело. Участие детей в ежегодном городском фестивале творчества детей с ограниченными возможностями «Сделаем мир добрее» позволяет показать неограниченный творческий потенциал каждого ребенка, способствует созданию детской общности, не ограниченной состоянием здоровья. Проект «Волшебный мир театра», праздник «В гостях у новогодней сказки», проводимый для детей КГУСО «Территориальный центр социальной помощи семье и детям» г. Рубцовска и др. позволили сформировать опыт совместной деятельности детей в различных видах деятельности, обеспечить интеграцию в общество сверстников, реализовать творческий потенциал каждого ребёнка.
Таким образом, промежуточные результаты свидетельствуют о правильности выбранного нами направления работы.
Родители начинают осознавать важность реализации прав ребёнка в условиях семейного и общественного воспитания, стали лучше представлять психологический портрет своего ребёнка, больше доверять профессионализму воспитателя, повысили контроль над собственными эмоциями, стали чаще опираться на полученные теоретические знания, в том числе и на обобщённый опыт других родителей.
Дети учатся разрешать конфликтные ситуации цивилизованными способами, учитывая желания и позиции других людей, развивается произвольность их поведения, совершенствуется интерес к своему внутреннему миру, к системе потребностей, интересов, что является основой личностного самосовершенствования.
В заключении еще раз подчеркнем, что защита и реализация прав детей должна выступать основным направлением в работе педагога дошкольного учреждения, и вовлечены в нее должны быть родители (законные представители) детей и сами дошкольники.