Валентина Некрасова
Консультация «Духовно-нравственное воспитание в дошкольном учреждении. Реализация программы О. О. Осадчей»
▼ Скачать + Заказать документы
Всем нам хорошо известно, что ныне материальные ценности доминируют над духовными не только у взрослых, но и у детей. Работая в детском саду мы, педагоги стали ежедневно сталкиваться с проблемами, которых ранее не было: у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности, патриотизме. Я уже 20 лет работаю в детском саду по программе Н. М. Крыловой «Детский сад – дом радости», которая всегда позволяла добиваться высоких результатов в подготовке детей к школе. Но в последнее время таких результатов стало достигать все сложнее и сложнее. Современных детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Кроме того отмечается снижение познавательного интереса, отсутствие внимания, равнодушие. Главное, такая проблема возникла не только в нашей группе, это стало общей проблемой педагогов и родителей всего детского сада. Необходимо было пересмотреть методы и приемы работы с детьми и родителями.
Публикация «Консультация „Духовно-нравственное воспитание в дошкольном учреждении, Реализация программы О, О, Осадчей“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
В детском саду была разработана Программа духовно – нравственного воспитания детей на основе традиционной православной культуры русского народа, в которую активно включились все педагоги детского сада. Основа этой программы – годовой календарный круг. Он имеет свой набор обязательных событий церковного, народно - хозяйственного и гражданского календаря.
Первое время нам было очень трудно, сказывалась нехватка знаний в этой области. Приходилось много читать православной литературы, изучать православную педагогику и психологию. В детском саду для нас проводились консультации, семинары, встречи со священнослужителями и др. Это помогло нам определить те направления, по которым мы начали работать.
Мы заручились поддержкой родителей, которые стали нашими помощниками. Общими усилиями была организована в группе православная детская библиотека, была выписана газета «Колокольчик», материалы которой мы использовали в своей работе.
Технология «Детский сад – дом радости» предусматривает наличие полочек разной тематики. Одну из них мы посвятили православной культуре. На неё мы выставляем иконы, житие святых, иллюстрации с церковной атрибутикой, иллюстрации зданий храмов и церквей. И для родителей был сделан православный уголок, куда помещаем информацию о церковных праздниках, разные статьи православного содержания.
При работе с детьми старались интегрировать духовно – нравственный компонент во все режимные моменты. Мы старались использовать различные формы работы: чтение книг, просмотр мультфильмов, проводили праздники, досуги, ходили с концертами в пансионат ветеранов войны и труда.
Эта работа показала правильность выбранного направления. Хотелось её углубить. Нас заинтересовало учебно – методическое пособие по духовно – нравственному воспитанию Осадчей Ольги Олеговны. Оно стало основой для организации и проведения кружковой работы с детьми. Единственный минус для нас было то, что данное пособие создано для младших школьников. Но построение занятий, сказки, игровые персонажи делают её доступной для старших дошкольников. Мы составили перспективное планирование с учетом возраста своих детей, внеся соответствующую корректировку. Для каждого занятия предусмотрены медиофайлы. Детишки с удовольствием смотрят отрывки мультфильмов, иллюстрации, посвященные той или иной теме. Для них эти занятия стали настоящей школой познания добра и истины, основ православной веры.
Первый раздел пособия: народные сказки о любви, добре, жизни.
Изучив этот раздел, ребята узнали, что русские люди всегда любили друг друга, уважали старших, как более знающих, что послушными быть – это по- Божьи, что послушание и терпение очень важные свойства характера, а также что слово отца – закон, а почитание отца и матери – помощь им во всем. Дети узнали, что никогда нельзя никого обманывать, не брать чужого, не завидовать, никого не обижать. Необходимо всегда помогать друг другу, быть добрыми, милосердными, щедрыми.
Второй раздел – Библия – Книга книг. Изучив этот раздел, дети узнали, что Библия состоит из Ветхого Завета, включающего период от сотворения мира до рождения Иисуса Христа и Нового Завета, повествующего о земной жизни Иисуса Христа и Его учении. Узнали, что Бог, по представлению верующих – Личность духовная, бестелесная, вечная, которого никто и никогда не видел, но с которым можно общаться. Дети узнали о Кирилле и Мефодии, как о создателях славянской азбуки и православных просветителей.
Третий раздел – введение в Ветхий Завет. Изучая этот раздел, дети с интересом знакомились с историей создания мира. Узнали,что только на шестой день Господь сотворил человека по образу Своему и подобию и назвал его – Адам, что значит «взятый из земли», а потом Еву. Дети узнали о жизни первых людей в раю, о грехопадении и его последствии, а также о детях Адама и Евы – Каине, Авеле, Сифе и других. А потомке Сифа, которого звали Ной, о потопе, о Вавилонской башне и много другое.
Четвертый раздел – праздники. Дети, изучая этот раздел знакомятся с такими праздниками как Рождество Христово, Масленица, Прощеное Воскресение, Благовещение, Пасха. При этом узнают, что означает каждый праздник и как его празднуют православные христиане.
Свои знания дети отражали в свободной деятельности: постройках, рисунках, поделках, играх.
Эта работа помогла сплотить не только детский коллектив, но коллектив родителей. На протяжении последних двух лет родители активно включались в воспитательно – образовательный процесс, ставили совместные театрализованные постановки православной тематики, участвовали в досугах и праздниках. У них появилась заинтересованность в познании основ духовной жизни. А это – путь к Богу.