Лариса Маврина
Музыкально-познавательное развлечение по экологическому воспитанию «Заповедные места Родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
«Заповедные места родного края»
(музыкально-познавательное развлечение по экологическому воспитанию детей старшей и подготовительной групп)
Цели: способствовать формированию понятия «природа» как общего дома, навыков разумного поведения и бережного отношения к ней; привлечь внимание детей к проблемам окружающей среды; учить понимать и ощущать красоту природы родного края через поэзию, музыку, игру; совершенствовать речь детей; развивать фантазию, творческое воображение, коммуникативное общение.
Публикация «Музыкально-познавательное развлечение по экологическому воспитанию „Заповедные места Родного края“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2020
Оборудование: ИКТ, костюмы – «Божья коровка», «Бабочка», цветы «Колокольчик, Клевер, Ромашка, Василек, Гвоздика»; макеты деревьев (ель, берёза, дуб, клён, грибов, ягод; плакаты с правилами поведения в лесу; детские рисунки.
Подготовительная робота: выучить стихи о природе, загадки о животных, цветах; разучить песни на музыку Д. Кабалевского, сл. А. Пришельца «Наш край», Е. Архиповой «Песенка бабочек», «Песенка ромашек», В. Шаинского, сл. М. Пляцковского «Мир похож на цветной луг», В. Шаинского, сл. М. Матусовского «Вместе весело шагать по просторам», русские народные песни -хороводы «А я по лугу», «Во поле берёза стояла» организовать выставку детских рисунков на тему «Берегите природу родного края!»
Дети приглашаются в зал.
ВЕДУЩАЯ. Дети, сегодня я хочу поговорить с вами о том, что нас с вами окружает, точнее, о природе. Я хочу вам помочь увидеть, какая она — природа родного края. А она ведь красивая, загадочная, щедрая! Только не все ребята замечают это. И не задумываются: будет ли природе хуже, если каждый из них, собирая орехи, сломает ветку или сорвет 3 - 4 цветка, поймает одну-единственную бабочку?
Да, природе будет хуже! Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка — это маленькая рана, нанесенная природе. И если одну такую рану нанесешь ты, другую — твой товарищ, третью, четвертую, пятую — кто-то еще — что же станет с природой?.
Давайте мы сейчас с вами отправимся на прогулку в лес, поле, на луг, чтобы вместе подумать, как сохранить и уберечь природу от разрушения. А проведёт нашу прогулку та, о ком говориться в загадке:
Красненькие крылышки
Чёрные горошки
Кто это гуляет
По моей ладошке?
И о чём ты думаешь
Чёрная головка?
Полетишь на небо
(все вместе) Божья коровка!
Демонстрируется видеоклип – «Божья коровка» девочка в костюме божьей коровки танцует танец.
ВЕДУЩАЯ
Божья коровка
Скажи, куда ты нас ведешь?
ДЕВОЧКА – «Божья коровка».
Веду на луг душистый,
Что на ковер похож.
Веду туда, где речка
По камешкам бежит,
А над водою бойко
Проносятся стрижи.
Дети старшей и подготовительной групп идут под музыку на середину зала и исполняют песню Д. Кабалевского «Наш край».
Затем рассаживаются в произвольном порядке дети старшей группы в костюме цветов. Дети подготовительной группы стоят полукругом.
ВЕДУЩАЯ. Дети, мы, кажется, пришли с вами на луг. Посмотрите, какая красота вокруг нас, сколько цветов! А вы знаете, как называются эти цветы? (Ответ детей.) Сейчас мы проверим.
Дети – цветы загадывают загадки, исполняют песенки.
КОЛОКОЛЬЧИК
Я люблю июльский зной,
Я лиловый, вырезной,
Если б медные края,
Целый день звенел бы я.
КЛЕВЕР
Цветок я разовый, пушистый
И мед в себе таю душистый.
Любуются все люди мной
И знают, что я. (клевер луговой).
РОМАШКА
На травинке солнце бьется,
С ветерком на небо рвется.
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи!
«Песенка ромашек»
ВАСИЛЕК
Колосится в поле рожь,
Там во ржи цветок найдешь
Ярко-синий да пушистый,
Только жаль, что не душистый.
ГВОЗДИКА
Все знакомы с нами:
Яркие, как пламя,
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями.
Полюбуйтесь дикою
Алою. (гвоздикою).
РАЗНОЦВЕТНЫЙ ШАР ЗЕМНОЙ
Если б в поле расцветали
Только белые цветы,
Любоваться бы устали
Ими вскоре я и ты.
Если б в поле расцветали
Только желтые цветы,
Мы с тобой скучать бы стали
От подобной красоты.
Хорошо, что есть ромашки,
Розы, астры, васильки,
Одуванчики и кашки,
Незабудки и жарки!
Хорошо, что не похожи
Люди цветом глаз и кожи.
Как прекрасен мир цветной,
Разноцветный шар земной!
А. Шлыгин
Хоровод «А я по лугу» В зал вбегает девочка в костюме бабочки, «летает» над цветами.
Божья коровка:
Ребята, смотрите, бабочка!
Крапинки на крыльях,
Усики двойные —
Бабочка открыла
Глазки голубые.
Выпорхнув из листьев,
Над поляной вьется,
Радуется жизни
Радуется солнцу!
«Песенка бабочки» (Е. Архипова — Н. Козлова). Бабочка улетает, за ней убегают цветы.
ВЕДУЩАЯ. Дети, давайте стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели цветы, пели птицы. Поэтому я приказываю вас не рвать дикие цветы, не ломать ветви деревьев и кустарников.
ГЛАЗА РАСПАХНИТЕ!
Глаза распахните!
Смотрите!
Растущая дико
Цветет земляника.
Не рвите!
И любку не рвите —
Ночную фиалку.
Не делайте палку
На случай
Из маленькой елки колючей.
Цветка не сорвите,
А лучше скажите:
Купальница,
Ландыш,
Цветная гвоздика,
Цветите!
Не исчезайте,
Растущие дико!
Л. Николаенко
ВЕДУЩАЯ. Божья коровка, а про какое заповедное место в Саратовской области ты нам расскажешь?
Божья коровка: Посмотрите на экран. Это фотография урочища Иваново поле в Федоровском районе Саратовской области.
Ведущая: Дикие тюльпаны Геснера (или тюльпан Шренка) произрастает на степных и каменистых почвах, так что саратовское левобережье прекрасно подходит для этих цветов. Когда-то тюльпан Шренка занимал большой ареал распространения. Но из-за распашки части территорий, выпаса скота, свалок, проезда автотранспорта и прочего «вмешательства человека» этот вид оказался под угрозой вымирания. Еще в советские времена тюльпан Геснера был занесен в Красную книгу. Потому сегодня те территории, где произрастает тюльпан, охраняются государством и региональными властями. Так, в Саратовской области существует четыре природных заповедника : это Финайкинская тюльпанная степь Александрово-Гайского района, Тюльпанная степь у с. Максютово в Пугачевском районе, Новозизевская тюльпанная степь в Дергачевском районе и урочище Иваново поле в Федоровском районе. Эти местности входят в перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения в Саратовской области.
Урочище Иваново поле сохранилось благодаря одному из руководителей местного совхоза по фамилии Иванов (в честь него позже и назвали этот заказник). Ему так нравились степные тюльпаны, что он запретил распахивать эти земли. Тюльпаны начали разрастаться: за последние двадцать лет площадь заповедника значительно увеличилась и сегодня составляет более 150 гектаров.
Божья коровка: А теперь, ребята, я приглашаю всех на экскурсию в лес: На тропинке узенькой
День наполнен музыкой.
Светлой, словно озеро.
Закипела листьями
Синева ветвистая.
Веселится, рядится.
Приходите, радуйтесь!
БЕРЕЗКА
Я встала рано-рано
И — в рощу налегке.
Там ждут меня березки,
Укрывшись в холодке.
Они растут все вместе,
Их целая семья,
А самая меньшая —
Ровесница моя.
Мне очень скоро будет семь,
И ей седьмой уж год.
Ей только алой ленты
В косе не достает.
Спасибо каждой ветке
За то, что здесь растет!
Спасибо каждой птице,
За то, что здесь поет!
И галке косолапой,
Хоть я над ней смеюсь,
И даже злой крапиве,
Хоть я ее боюсь.
Они — мои соседи,
Они — моя родня.
И всем им вот такое
Спасибо от меня! (Н. Саконская)
ВЕДУЩАЯ. Дети, становитесь в круг, потанцуем вокруг березки.
Хоровод «Во поле берёза стояла»
РЕБЕНОК:
Будь здоров, зеленый лес!
Стой в торжественном наряде.
Парты, книги и тетради
Ты нам дал, зеленый лес.
Чтобы в мире не исчез
Зверь лесной и птица тоже,
Процветай наш друг хороший,
Будь здоров, зеленый лес! (Е. Агранович)
ВЕДУЩАЯ. Дети, а какие вы знаете пословицы о лесе?
Пословицы:
Лес — богатство и краса, береги свои леса.
Лес люби, люби природу, будешь вечно мил народу.
Враг природы тот, кто леса не бережет.
Много леса — не губи, мало леса — береги, нет леса — посади.
Кто рубит лес, тот сушит места, гонит от полей тучи и готовит себе горя кучи.
Рощи леса — всему краю краса.
Растение — земли украшение.
Викторина
ВЕДУЩАЯ. А сейчас я предлагаю провести викторину о жизни животных и растений. В ней будет участвовать команда детей подготовительной группы и команда детей старшей группы. Конечно же, дети подготовительной группы знают больше, но и вопросы для них будут труднее.
Вопросы для старшей группы
1. Какой цветок превращается в шар?
– Роза.
– Одуванчик.
– Ромашка.
2. Для чего заяц с приходом зимы меняет шубу?
– Чтобы всех удивить.
– Потому что любит наряжаться.
– Хочет быть незаметным для волка и лисы.
3. Кит это: животное, насекомое или птица?
Вопросы для подготовительной группы
1. Зачем зайцу большие уши?
– Чтобы лучше слышать.
– Чтобы не перегреться.
– Для торможения на поворотах.
2. Зачем змея язык показывает?
– Дразнится.
– Ищет добычу.
– Регулирует температуру своего тела.
3. Зачем страус прячет голову в песок?
– От страха.
– Освобождается от паразитов.
– Разыскивает пищу.
( Педагогическая ситуация: рассмотрение плаката)
Дети усваивают определённые правила и делают соответствующие выводы.
ВЕДУЩАЯ. Большое спасибо всем за участие. Очень хорошо, что вы так много знаете, потому, что оберегать природу, ничего о ней не зная, просто не возможно.
Дети, вы, наверное, поняли, что природа — самый главный помощник человека. Но из-за того, что не все люди об этом знают, что они безжалостно вырубают леса, загрязняют воду и воздух, часто рвут красивые растения, а животных порой жестоко истребляют ради меха и мяса, природа очень сильно страдает. Многие растения и животные, которые встречались часто, а сейчас стали исчезать, внесены в Красную книгу. Этакнига называется так потому, что красный цвет — сигнал опасности. Растениям и животным, внесенным в эту книгу, угрожает огромная опасность: они могут навсегда исчезнуть с лица Земли, и Красная книга берет их под свою защиту. Дети, но беречь нужно не только редких животных и растения. Беречь надо и тех, которых еще много, которые не внесены еще пока в Красную книгу. Это хорошо известные вам белка еж, синица и дятел, и многие другие животные птицы и растения. Их жизнь часто зависит от тебя, от твоего поведения в природе.
Разорять птичьи гнезда, убивать животных и насекомых, стрелять птиц и разрушать муравейники — недопустимо! Но можно ничего этого не делать и все-таки приносить вред. Если ты бегаешь по лесу, шумишь, лазаешь по деревьям, — ты беспокоишь животных, сгоняешь птиц с гнезд, в которые уже отложены яйца. Ты вытаптываешь ценные и редкие растения, которые потом ломаются и засыхают.
Сейчас люди всего мира поняли, что природа нашей планеты в опасности и всячески стремятся ей помочь. Недаром 22 апреля объявлено днем Земли.
ВЕДУЩАЯ. И что люди делают в этот день? (Ответы детей.)А еще люди Земли все заработанные деньги отдают на содержание животных в зоопарках, на строительство и организацию новых питомников, заповедников. Много денег идет на переоборудование фабрик и заводов, чтобы они не загрязняли воздух и воду.
1-й РЕБЕНОК
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь.
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!
2-й РЕБЕНОК
В лугах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить.
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить!
3-й РЕБЕНОК
Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым.
Все это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим!
4-й РЕБЕНОК
Прощальный вальс танцует с ветром лето,
Дрожит в окне вечерняя звезда…
ВСЕ:
Природой называется все это,
Давайте же любить ее всегда!
Песня «Мир похож на цветной луг!» (муз. Шаинского, сл. Пляцковского).
ВЕДУЩАЯ. Наша экскурсия подошла к концу. Давайте попрощаемся с Божьей коровкой и отпустим её к себе домой на летний лужок.
(Божья коровка под музыку улетает. Дети под песню «Вместе весело шагать по просторам» муз. Шаинского, сл. Матусовского уходят из зала).