Ольга Сыропятова
Занятия «Заучивание стихотворения И. З. Сурикова «Детство» с опорой на мнемотаблицы для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Занятия «Заучивание стихотворения И. З. Сурикова «Детство»
с опорой мнемотаблицы
для старшего дошкольного возраста
Составитель: Сыропятова Ольга Михайловна
Цель. Заучивание отрывка стихотворения И. З. Сурикова «Детство» с помощью мнемотаблицы.
Задачи.
Образовательные:
Учить детей эмоционально воспринимать стихотворение, понимая содержание текста с помощью мнемотаблицы.
Закрепить знания детей о приметах зимы, о забавах детей зимой.
Развивающие:
Развивать умение выразительно рассказывать стихотворение, слуховое внимание, зрительное восприятие.
Воспитательные:
Темочки:
- Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц
- Заучивание. Конспекты занятий по заучиванию
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника, мнемотаблицы. Конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Старшая группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Воспитывать интерес к художественным поэтическим произведениям.
Методы и приемы.
- Чтение художественной литературы;
- Беседа;
- Практическая деятельность;
- Использование наглядного материала.
Технологии.
- Личностно – ориентированные;
- Игровые;
-Информационно-коммуникационные технологии;
-ТРИЗ;
- Здоровьесберегающие.
Оборудование и материалы. Мнемотаблица «Зима», презентация, мультимедийный экран, альбомные листы, карандаши, восковые мелки.
Обогащение словаря: кубарем, крутой, залепил.
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций о природе и её изменениях в зимнее время года, составление рассказов по образцу и с опорой на мнемотаблице, разучивание стихотворения «Зима» с движениями, гимнастика для глаз, беседы с детьми о зимних приметах.
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, посмотрите внимательно на таблицу. Как думаете, что там изображено? (приметы зимы)
-Кто сможет рассказать?
-Я предлагаю вам поиграть игру «Зима – это хорошо или плохо», разделимся на две команды. Первая команда будет называть: Что хорошего в зиме? Вторая команда: Что плохого в зиме?
Хорошо, потому что: много снега; можно лепить снежную бабу; снег покрывает землю и защищает растения от мороза; можно кататься на санках, коньках, лыжах; зима дарят нам новогодние праздники.
Плохо, потому что: снег засыпал всё и животные и птицы остались без пищи; скользко можно упасть; холодно, морозно, дворникам много работы.
-Значит, получается, что в зиме есть и хорошее, и плохое.
-А вы знаете стихи о зиме? Прочтите, пожалуйста, какое-нибудь стихотворение. (дети по желания читают знакомые стихи о зиме)
-Я сегодня хочу вам рассказать интересную историю про создание одного стихотворения про зиму поэта Ивана Захаровича Сурикова.
-Это портрет поэта Ивана Захаровича Сурикова. Иван Захарович родился в деревне Новоселовка Ярославской губернии. Он очень любил читать книги, особенно ему нравилось читать стихи русского поэта А. С. Пушкина. Когда поэт был маленький, он любил кататься на санках с горы. А когда вырос написал стихотворение. Послушайте внимательно, а потом поделитесь своими впечатлениями об этом стихотворении.
(воспитатель читает стихотворение без установки запоминание)
«Детство»
Вот моя деревня.
Вот мой дом родной,
Вот качусь я в санках
По горе крутой.
Вот свернули санки,
И я на бок – хлоп!
Кубарем качусь
Под гору в сугроб.
И друзья – мальчишки,
Стоя надо мной
Весело хохочут
Над моей бедой.
Все лицо и руки
Залепил мне снег.
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!
Короткая беседа о стихотворении.
- Как назвал стихотворение поэт Иван Суриков?
-Что вспоминает поэт Иван Суриков?
- Как поэт пишет про гору? Какая она?
- Что случилось с санками?
- Как вы понимаете слова «кубарем качусь под гору в сугроб»?
(кубарем-это значит «перевертываться» при движении)
-Что делают друзья мальчишки?
-Что случилось с лицом мальчика?
Воспитатель: Ребята давайте немного отдохнём и выполним физкультминутку. Помните стихотворение «Зима»? Проговаривайте слова и выполняйте движения вместе со мной.
Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)
Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)
Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)
Дворник улицу метёт, (Имитируют)
Мы катаемся на санках, (Приседают руки вытягивают вперёд)
Пишем на катках круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)
Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)
И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)
Воспитатель показывает мнемотаблицу стихотворения.
Воспитатель. А теперь посмотрите, что же зашифровано на этих картинках? Кто догадался? Верно, это стихотворение «Детство». Давайте рассмотрим все картинки таблицы. (поочередное рассматривание картинок)
-Что это изображено? (маленькие дома, которые бывают в деревне)
-Что делает мальчик? (на санках едет с горы)
- Что же дальше? (санки упали, и мальчик тоже упал)
-Да, санки свернули с горы, и мальчик на бок-хлоп! Мальчик упал.
-А куда он упал? (в сугроб)
-А это что за человечки? (друзья-мальчишки)
-Что они делают? (смеются над бедой)
Можно, сказать смеются, а можно ещё как сказать? (хохочут)
Что случилось с мальчиком, когда он упал? (снег прилип к рукам и лицу)
И последняя картинка – что здесь? (мальчик грустный, плачет)
Мальчику немного больно. Но такое случается, и это не так страшно. Мальчику –горе, а мальчишкам-смех. Вот и все картинки.
-Ребята я вам предлагаю сделать гимнастику для глаз.
1. Крепко зажмурьтесь и откройте глаза.
2. Посмотрите с начало в стороны, затем вверх и вниз.
3. Быстро поморгайте.
4. Глазки закрываем. Глазки отдыхают.
Можно открыть глаза. Гимнастику для глаз сделали.
Продолжаем занятие.
Установка на запоминание текста стихотворения.
Воспитатель. Еще раз послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить.
(воспитатель ещё раз читает стихотворение, с показом мнемотаблицы. Затем предлагают прочитать стихотворение)
-Я начинаю строчку, а вы продолжайте.
-Кто запомнил и попробует рассказать все стихотворение.
Рефлексия. Ребята, что нового вы сегодня узнали? Что больше всего вам понравилось? (Ответы детей)
Чтобы рассказать это стихотворение дома я предлагаю вам зарисовать табличку и порадовать своих близких красивым рассказыванием.