Татьяна Березина
Занятия с ребенком с ОВЗ на дому
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальные коррекционно-развивающие мероприятия с ребенком с ОВЗ, который обучается в домашних условиях.
Кирилл А. (4 года).
D/s: гидроцефалия ДЦП (атонически- астетическая форма, сопутствующая симптоматическая парциальная эпилепсия, атрофия зрительных нервов.
У мальчика наблюдается значительное отставание психофизического развития от возрастной нормы. Не стоит. Не ползает. Не ходит. Сидит с опорой. Самостоятельно не кушает (акт глотания имеется, т. к. можно есть только хорошо протертую пищу. Наблюдается избирательный интерес к музыкальным игрушкам (поворачивается за перемещением звука, слушает). Стал захватывать и непродолжительное время удерживать предметы в руке. Имеется реакция поиска предмета (игрушки) рукой, ногой. Зрительное восприятие не сформировано. Реакции на свет у мальчика в дневное время суток нет, ночью иногда замечает вспышки света. Ребенок эмоционально отзывчивый на общение со взрослым. Эмоции ярко окрашены. Узнает по голосам близких и некоторых знакомых людей.
Публикация «Занятия с ребенком с ОВЗ на дому» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
При первом посещении планируется:
- знакомство с условиями проживания, с развивающей предметно-пространственной средой дома с целью максимального использования ее в коррекционных целях;
- наблюдение за поведением и игрой ребенка (двигательные функции, сенсорные стимулы, проявление эмоциональных чувств, речевые реакции);
- беседа с родителями (законными представителями) о развитии ребенка с момента рождения и до настоящего периода времени (навыки, умения, достижения, возможности);
- налаживание эмоционально-личностного контакта с ребенком.
Развивающая предметно-пространственная среда, согласно ФГОС ДО (в условиях домашнего обучения) должна быть:
- содержательно-насыщенной (соответствовать возможностям ребенка и предугадывающей его развитие, обеспечивать двигательную, игровую и познавательную активность);
- трансформируемой (изменение среды: на койке, на диване, на полу, в коляске);
- полифункциональной (возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды: детской мебели, мягких модулей, игрушек и предметов быта и т. п.);
- доступной (и для педагога и для родителей и для ребенка);
- соответствовать возрастным возможностям (реальным возможностям проблемного ребенка);
- вариативной (должна быть периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, и познавательную активность ребенка)
- безопасной (исправность и сохранность материалов оборудования, а также соответствие требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования).
Педагогу из всего многообразия игр, пособий, материалов надо выбрать все необходимое, имеющее коррекционно-развивающее значение для ребенка. Обязательным должен быть момент – внесение в занятие чего-то нового (игрушка, предмет, пособие, материал и др.)
Каждое посещение ребенка на дому должно начинаться с налаживания эмоционально-личностного контакта с ним. Это своеобразный ритуал «Приветствия». Сначала с помощью игр «Здравствуй», «Ку-ку», затем с использованием эмоциональных игр с использованием какой-нибудь музыкальной или просто издающей звук игрушкой (с тем, что может заинтересовать ребенка, вызвать реакцию «Что это?»). Тон голоса разговаривающего с ребенком взрослого должен быть спокойным и ласковым. Затем на последующих занятиях постепенно вводится жест «привет!»: сначала пассивный, затем пассивно-ответный, а потом активный.
Следующим шагом в работе с ребенком с ОВЗ должно быть составление адаптированной образовательной программы. Программа - это план работы, где определяются направления коррекционно-развивающей работы (образовательные области, задачи, которых хотелось бы достигнуть и содержание коррекционно-развивающей работы (через что будут осуществляться данные задачи, какие методы и приемы будут использоваться). В случае появления у ребенка, каких – то достижений – она должна корректироваться (в нее вносятся изменения). Родители знакомятся с программой и с дальнейшими в ней изменениями.
В работе с ребенком с ОВЗ реализуются все образовательные области (направления).
Социально-коммуникативное развитие.
Задачи:
- развитие потребности эмоционально-личностного контакта со взрослым, стремление продлить контакт со взрослым;
- формирование первоначальных жестов;
стимуляция голосовых реакций.
Содержание работы:
- использование образных и музыкальных игрушек для стимуляции
двигательных и голосовых проявлений («Привет!», «Ку-ку»);
- использование неречевого материала: прикосновение к руке,
поглаживание по голове во время обращения, эмоциональная окраска
голоса;
- обучение жестам «привет!», «пока»(пассивно, пассивно-ответно,
активно, использование их в играх с игрушками;
- использование телесного контакта («Мы гуляем», «Быстро-быстро», «Поехали»);
- использование во время проведения игр песенок-пестушек, ритмичных стихов.
Познавательное развитие включает в себя: сенсорное развитие, ознакомление с окружающим, развитие ручной моторики.
Сенсорное развитие.
Задачи: - стимуляция к ощупыванию своих рук, игрушек, предметов;
- развитие слухового восприятия: реакций на звучащие игрушки и
предметы;
- развитие сенсорных процессов (слухового сосредоточения и локализации звука в пространстве, восприятия различно интонируемого голоса взрослого, двигательно-кинестетических ощущений и пальцевого осязания, предоставление различных тактильных ощущений).
Содержание работы:
- использование различных музыкальных и звучащих игрушек,
музыкальных инструментов, предметов издающих какой-либо звук,
предметы издающие шумовой эффект;
- вкладывание в руки ребенка различных по форме, величине, фактуре игрушек и предметов;
- укладывание разных по фактуре игрушек и предметов к ногам ребенка;
- использование в работе «тактильных» ковриков, помещение ребенка на коврик, где нашиты разные по фактуре игрушки;
- изготовление тактильных пособий «Перчатка», «Подушечка» (с разными нашитыми материалами, игрушек (с разными наполнителями);
Ознакомление с окружающим.
Задачи: - способствовать запоминанию простых игрушек и предметов быта;
- формировать у ребенка элементарные представления о своих
частях тела и лица;
- способствовать запоминанию пространственного расположения
предметов окружающего.
Содержание работы:
- постоянное речевое общение с ребенком и многократное повторение,
называние игрушек и простых бытовых предметов;
- комментирование движений и действий ребенка при разном его
расположении, при перемещении в пространстве;
- проведение базовых упражнений для развития движений и формирования представлений о частях тела и лица («Я глажу твои ручки…», «Быстро-быстро», «Это – (Семена) головка, это …», «Где-где») без предметов и с предметами (прикосновение к частям тела и лица различными по фактуре предметами: шелковая ткань, мягкая кисточка, бусы, бубенчики и др.);
- при перемещении побуждать к восприятию предметов в пространстве (осязать, пассивно руками ребенка с речевым сопровождением).
Развитие ручной моторики.
Задачи:
- развивать способность захватывать и удерживать игрушки и предметы;
- развивать навык ощупывания (поиск «потерянной» игрушки или предмета);
- способствовать навыку перекладывания игрушки или предмета из одной руки в другую.
Содержание работы:
- стимулирование захвата и ощупывания с помощью вкладывания в руки
ребенка различных по форме, величине, фактуре игрушек и предметов;
- проведение специальных упражнений, направленных на развитие кинестетических ощущений в пальцах рук (вкладывание и обыгрывание игрушек и предметов совместными действиями из положения на «спине», на «животе», из положения ребенок на руках взрослого с речевым сопровождением);
- пассивное перекладывание игрушки или предмета из одной руки в другую с речевым сопровождением;
- проведение пальчиковый игр и гимнастик с правой и левой ручкой, а также с пальцами ног («Ладушки», «Сорока – белобока», «Туки – так», «Хлопушки», «Мальчик-пальчик» и др.);
- массаж ручек ребенка (можно по методике О. Приходько).
Речевое развитие.
Задачи:
- формировать подготовительные этапы понимания обращенной речи (на
доступном уровне);
- налаживать звуковую активность, стимуляция голосовых реакций;
- вызывать, стимулировать звукоподражание и лепетную речь;
- стимулировать участие ребенка в пассивном диалоге со взрослым.
Содержание работы:
- постоянное речевое общение с ребенком;
- пение или проговаривание веселых, спокойных песенок, потешек, чтение ритмичных стихов, слушание радио;
- стимулирование подражательной звуковой активности (то, наклоняясь, то удаляясь от лица ребенка произносить определенные звуки гуления, лепета по несколько раз через определенные интервалы, с разными интонациями, побуждая к отраженному произнесению);
- накопление пассивного предметного словаря в процессе совместных (рука в руку) предметных действий с игрушками и предметами быта;
- создание ситуации, требующей ответной речевой реакции.
Художественно-эстетическое развитие.
Задачи:
- формировать эмоциональное общение со взрослым (близким и чужим);
- способствовать эмоциональному реагированию (сосредоточение или
двигательная активность) через музыкальные средства;
- создавать условия для формирования эмоциональной отзывчивости на потешки, детские стихотворения;
Содержание работы:
- использование при проведении коррекционно-развивающих
мероприятий различного эмоционально окрашенного тона;
- выразительное пение или проговаривание детских песенок, потешек,
пестушек;
- использование во время занятий мелодичной музыки, которая нравится ребенку;
- применение в работе красочных, эстетичных, приятных для восприятия ребенком игрушек и пособий.
Физическое развитие.
Задачи:
- продолжать развивать цепные установочные рефлексы (удержание
головы в положении лежа на «животе», подтягивание за ручки);
- способствовать (стимулировать) развитию поворотов туловища из положения на «спине» на «живот» и обратно;
- развивать вестибулярный аппарат;
- стимулировать развитие двигательных функций с использованием
комплексных афферентных стимулов: слуховых, тактильных,
температурных;
- способствовать дальнейшему развитию захвата и удержания предметов, обучать перекладыванию предмета из одной руки в другую, пассивно придавая руке необходимое положение.
Содержание работы:
- формирование сенсомоторных координаций («Мы гуляем»,
«Полетели-полетели», «Быстро-быстро», «Вверх-вниз»);
- пассивные упражнения с руками и ногами ребенка (доставание частей тела противоположной рукой);
- осуществление поворотов туловища из положения на спине (с помощью игрушек; пассивный поворот за плечевой сустав и руку ребенка);
- поглаживание конечностей ребенка различными видами материи, усиливающими тактильные ощущения, сухих и мокрых предметов;
- вкладывание в руки ребенка разных по фактуре предметов, для
стимуляции его двигательной активности;
- укладывание звучащих и разных по фактуре игрушек и предметов к ногам ребенка, для стимуляции двигательной активности.
Коррекционно-развивающие мероприятия включают в себя:
* Ритуал «Приветствие» - игры, для налаживания эмоционально-
личностного контакта, внесение новой или знакомой понравившейся
ребенку игрушки.
* Игра на развитие слухового восприятия с музыкальной игрушкой или
музыкальным инструментом или с предметом, издающим звучание.
* Игровые упражнения, для развития двигательной активности.
* Игровые упражнения, для развития тактильной чувствительности и
осязания.
* Пальчиковая игра или гимнастика.
* Игровые упражнения, для развития ручной моторики.
* Ритуал «Прощание» (игра с тем, что понравилось ребенку).
Программно-методическое обеспечение:
1. Е. М. Мастюкова «Лечебная педагогика ранний и дошкольный возраст» (советы педагогам и родителям к обучению детей с особыми проблемами в развитии) - М. «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» - 1997г.
2. О. Г. Приходько: «Ранняя помощь детям с двигательной патологией»-издательство «КАРО» – С-П – 2006г.
3. И. А. Смирнова «Наш особенный ребенок» Книга для родителей с ДЦП. - изд. КАРО – С-П – 2006г.
4. Л. И. Фильчикова, М. Э. Бернадская, О. В. Парамей «Нарушения зрения у детей раннего возраста диагностика и коррекция» (методическое пособие для педагогов, психологов, врачей и родителей) – М. изд. «Экзамен»- 2004г.
5. «Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями.» Методическое пособие для родителей и педагогов дошкольных учреждений - под редакцией Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной - М. изд. «Экзамен»- 2004г.