Татьяна Николаевна Гуркова
Коррекционное занятие педагога-психолога с ребенком 6 лет с ОВЗ «Путешествие на воздушном шаре»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создать условия для развития произвольности и способности к саморегуляции.
Задачи: • обучать навыкам самоконтроля при выполнении дыхательных упражнений;
• развивать внимание, стимулировать речевую активность, мыслительные процессы.
• способствовать воспитанию волевых качеств: усидчивости, работоспособности, выносливости.
Форма проведения: индивидуальная
Методические приемы:
игровой, арттерапевтический, визуализация, психогимнастика, телесно-ориентированный, релаксация, дыхательные упражнения, когнитивные упражнения, рефлексия.
Публикация «Коррекционное занятие педагога-психолога с ребенком 6 лет с ОВЗ „Путешествие на воздушном шаре“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: компьютерный комплекс БОС психоэмоциональной коррекции (программа «Нейрокор 3.1с», неглубокая емкость с водой и детской мыльной пеной, кисти, гуашь, наглядный материал «Учись дышать животом»,«Лесная полянка», мешочек, в котором находится записка, картинки с изображением игрушек: мяча, лягушки, зайца; материал для практической работы «Найди ошибки художника», магнитная доска, воздушный шарик, изображения улыбающегося солнышка, нахмурившейся тучки, рассердившегося волка, испуганного зайчика.
Предварительная работа:
В игровой форме проводились упражнения мышечной релаксации; по соответствующей возрасту инструкции происходило обучение воспроизведению диафрагмального дыхания без использования сигналов биологической обратной связи (БОС) : «Шарик», «Раздуй снежинки», «Разгони ветерком тучи» и др., обучение дыхательным упражнениям в положении лежа на кушетке,«Урок дыхания» (компьютерный вариант ЗАО «Биосвязь»-С. Петербург); выполнялись задания с опорой на четко выраженные алгоритмы действий и правил.
Ход занятия:
I.Вводная часть
1. Приветствие «Ладошки»
Цель: установление визуального и тактильного контакта, создание теплой, дружественной атмосферы, настрой на совместную деятельность.
П. -«Добрый день, Даша!- говорит психолог и протягивает руки ребенку- Я очень рада снова встретиться с тобой».
Реб. -Добрый день, Татьяна Николаевна (кладет ладошки на руки психолога) – Я тоже рада.
-Я приглашаю тебя совершить маленькое путешествие. Но сначала нужно хорошо подготовиться.
2. Разминка:
Каждое утро в детском саду начинается с гимнастики. Ты делала сегодня утреннюю гимнастику с ребятами?
-Для хорошего общения тоже необходима зарядка, только психологическая:
а/ Мимический этюд :
выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний:
- улыбнись, как солнышко (показ картинки);
-нахмурься, как тучка (показ картинки);
-рассердись, как волк (показ картинки);
-изобрази испуганного зайчика (показ картинки);
(Реб. выполняет мимическую гимнастику в соответствии с текстом)
б/Упражнение «Послушная ладошка» :
тренировать в направлении и задержании внимания на мышечных ощущениях, в умении различать и сравнивать их.
-Превратим наши ладошки
- в шарик (мягкая, округлая расслабленная ладонь);
-в колючего ежика (пальцы в стороны, напряжены);
-в дождик (пальцы расслаблены, имитирует струи воды);
-флажок (пальцы выпрямлены, напряжены, сжаты вместе);
в дождик (пальцы расслаблены, имитирует струи воды);
-Когда твоим ладошкам было приятнее- при напряжении или расслаблении?
-Теперь мы готовы к путешествию.
II.Основная часть
1. Арттерапевтический прием «Нарисуй шарик»
Цель: развитие умения контролировать свои действия при рисовании на необычном материале
Пед. -псих. - На чем можно путешествовать? (Ответы ребенка)
-Я предлагаю на воздушном шаре. Ты согласна? (Ответы ребенка)
-А у тебя есть воздушный шар? (Ответы ребенка)
-У меня тоже нет. Что же делать?
-Давай мы его нарисуем. Ты любишь рисовать? (Ответы ребенка)
-Нарисуем шарик на мыльной пене. (Подводит ребенка к столу с приготовленной емкостью). Ты когда-нибудь рисовала на мыльной пене?
-Это очень интересно. Но чтобы рисунок получился, рисовать нужно кончиком кисти, нажимать нельзя. Ведь пена легкая, воздушная.
-Какого цвета будет твой шарик? (Ответы ребенка)
-Что еще можно нарисовать? (Ответы ребенка)
(Психолог побуждает к рисованию дополнительных деталей.)
-Какой красивый получился шар. Тебе нравится? (Ответы ребенка)
2. Визуализация «Полет на воздушном шаре»
Можно отправляться в путь. Возьмемся за руки, закроем глаза и представим, что шарик, который ты нарисовала, превратился в большой красивый воздушный шар. Мы летим высоко-высоко. Нам совсем не страшно. Светит солнышко. Дует легкий ветерок. Мы летим над домами, деревьями… Вот ветерок стих и наш воздушный шар опустился на землю.
3. Ходьба по следам. Цель: развитие координации движений.
-Открой глаза. Посмотри, здесь чьи-то следы. (Подводит ребенка к разложенным на полу следам). -Как ты думаешь, чьи это следы? (Ответы ребенка)
-Интересно, куда они ведут? Хочешь узнать? (Ответы ребенка)
-Тогда пошли. Идти нужно точно по следам. (Ребенок выполняет задание, стараясь наступать точно)
-Мы оказались на лесной полянке (психолог подводит ребенка к плакату «Лесная полянка») 4. Игра «Найди одинаковых бабочек и жучков».
Цель: развивать способность сосредотачиваться на зрительной информации; находить отличительные признаки похожих предметов.
-Посмотри внимательно
-Кто находится на полянке?
-Как можно еще назвать медведя, белку, зайца, ежика?
-Покажи одинаковых бабочек, одинаковых жуков.
5. Психогимнастическое упражнение «Тропинка»
Цель: тренировать в изменении характера физических движений, развивать слуховое внимание
А сейчас мы пойдем дальше по лесной тропинке.
(Выполняются движения в соответствие с текстом)
По тропинке мы пойдем:
Грязь и лужу обойдем (подскоки на одной ноге,
Перепрыгнем ручеек (прыжки на двух ногах вперед,
Не наступим на сучок (ходьба на носках,
Мы раздвинем ветки (взмахи руками над головой,
Ох, и ловкие все детки! (Хлопки в ладоши).
- Опять следы. Идем дальше (Ходьба по следам)
6. Игра «Исправь ошибки художника»
Цель: развитие внимания, логического мышления
-Посмотри (показывает на мольберт). На лесной полянке уже побывал художник. Вот какую картину он нарисовал. Какая-то странная картина! Художник все нарисовал правильно? (Ответы ребенка)
-Исправь ошибки художника. (Рассматривает изображение, находит и объясняет нелепости).
7. Когнитивное упражнение
«Делай так»
Цель: развивать слуховое внимание, самоконтроль
-Какие ты знаешь вежливые слова? (Ответы ребенка)
-Когда о чем-то просят, какое слово говорят?
-Вот сейчас по моей просьбе ты будешь выполнять разные движения, но только в том случае, если я попрошу:«Пожалуйста».Будь внимательна.
-Пожалуйста, подними руки. (Выполняет движения)
-Пожалуйста, опусти руки. Присядь и т. д.
8. Сеанс «ЧСС-ДАС-БОС». Цель: формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания, развитие самоконтроля при выполнении дыхательных упражнений.
-Мы с тобой долго ходили по полянке, теперь пора отдохнуть. (Педагог-психолог приглашает ребенка сесть в кресло перед тренажером БОС)
-Вспомни, как нужно дышать (Показ иллюстрации)
Воздух через нос легко вдыхается,
И животик, словно шарик, надувается.
Выдыхаем долго, сделав трубочкою рот,
И сдувается, как шарик, наш живот
Сеанс БОС:
1. Без БОС (полный экран) измерение фона -1мин.
2. ДАС - БОС (полный экран).Звуковая ОС – 1 мин
3. ДАС – БОС (полный экран).Столбик – 2 монитор -1 мин.
4. Без БОС (полный экран).Слайды (Бабочки)-2 монитор – 2 мин.
5. ДАС-БОС (полный экран).Вертикальное закрашивание (Сказка)-2 монитор-2 мин.
6. Без БОС (полный экран). Слайды (Птицы)-2 монитор-2 мин.
7. ДАС-БОС (полный экран).Мозаика (Зверюшки)-2монитор-2мин.
8. ДАС-БОС (полный экран)Слайды (Сказка)-2монитор-2мин.
9. Без БОС (полный экран) Измерение фона. -1 мин
9. Упражнение «Волшебный сон»
Цель: дать возможность ребенку отдохнуть, восстановить привычный тип дыхания
-Спокойно отдыхай, закрыв глаза. Про себя повторяй мои слова:
Реснички опускаются… (Ребенок находится в позе покоя. Глаза закрыты)
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем(2раза)
Дышится легко, ровно, глубоко. (Пауза)
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляется.
Шея не напряжена
И расслаблена.
Наши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают…
Дышится легко, ровно, глубоко. (Пауза)
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться, улыбнуться!
Открыть глаза и встать.
III.Заключительная часть.
Рефлексия. Цель: позитивное эмоциональное закрепление положительной информации
-Вот и закончилось наше путешествие.
-Что тебе понравилось? Почему?
- Тебе было трудно выполнять упражнения? Какие?
Сюрпризный момент: Пока мы с тобой путешествовали, к нам прилетел настоящий шарик. Возьми его на память (Педагог-психолог дарит ребенку воздушный шарик)
Ритуал прощания
Упражнение «Ладошки»-завершение занятия.
-Нам пора прощаться. Мне было приятно с тобой играть.
Держась за руки, произносят:
-Раз, два, три,четыре, пять-
Скоро встретимся опять.
Литература:
1. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль,1997
2. Лютин Д. В. Тренинг самоконтроля и саморегуляции с использованием метода биологической обратной связи (БОС) для детей и подростков с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. СПб. ,2008.
3. Методические рекомендации по работе в программе Нейрокор 3.1. С (кабинет коррекции психоэмоционального состояния).СПб. ,2008.
4. Осипова Е. А. Игры для интенсивного интеллектуального развития детей от 3-х лет: Книга для родителей и воспитателей. М., 2004
5. Севостьянова Е. О. Занятия по развитию интеллекта детей 5-7лет. М. ,2009
6. Чистякова М. И. Психогимнастика. М. ,1990.