Светлана Ситнер
Занятия по экологии
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО ЭКОЛОГИИ
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
ДАРЫ ПРИРОДЫ
(сравнительный рассказ об овощах и фруктах)
З а д а ч и: способствовать расширению представлений детей об овощах и фруктах на основе сенсорного обследования; развитию представления о среде обитания: сад – огород; накоплению эмоционально-положительного отношения к труду взрослых по выращиванию овощей и фруктов; прививать трудолюбие.
Ход занятия
1. Дети организуют в уголке природы выставку «Дары природы». Беседа «Кто что принес?». Игра «Опиши, мы отгадаем» (по схеме «Способы сенсорного обследования»).
Публикация «Занятия по экологии» размещена в разделах
2. Приход сказочного героя с подарком: две корзины – овощи и фрукты; игра «Разложи правильно».
3. Беседа о труде человека по выращиванию овощей и фруктов; выращивание лука – схема компонентов труда (инструменты и материалы, трудовые действия в их последовательности, результаты труда).
4. Игра «Угадай, что съел?».
5. Обобщение понятий.
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.
– Целевая прогулка на огород.
– Труд на огороде.
– Организация выставки «Дары осени».
– Рассматривание иллюстраций и отгадывание загадок.
ГУЛЯЕМ ПО ЛУГУ
(беседа о травянистых растениях (ромашка, трава)
З а д а ч и: способствовать формированию представлений о травянистых растениях, о связи потребностей растений с условиями; воспитанию интереса к растениям, желанию узнавать, как они себя чувствуют, как влияют на них сезонные изменения, и заботиться о них; прививать желание заботиться о растениях.
Ход занятия
1. И г р о в о й с ю р п р и з н ы й м о м е н т.
В группу к детям приходит Карлсон и приносит ромашку.
Воспитатель. Здравствуй, Карлсон. Ты что-то принес ребятам?
Карлсон. Гулял я как-то и вижу: растет красивое дерево, дай, думаю, сорву и принесу детям в подарок.
Воспитатель. Ребята, вы тоже считаете, что это дерево? А правильно Карлсон сделал, что сорвал ромашку? Как вы думаете, почему? Что с ней нужно сделать? (Поставить в воду.)
Карлсон. На крыше может расти ромашка? А в воде? Где же тогда она растет? (На земле – на лугу, на клумбе.) Мне кажется, земля такая твердая, как на ней может что-то расти?. Какая бывает земля? (Рыхлая, мягкая, мокрая, сухая.) (Дети доказывают с помощью опытов).
2. И г р а «Собери цветок» из разрезных картинок.
3. И г р а «Что нужно растениям для роста?».
Дети выбирают необходимые карточки-схемы (свет, тепло, вода, воздух).
Карлсон. Что еще, кроме земли, нужно цветам, травам для роста?
4. И г р а «Как развеселить цветок».
Воспитатель показывает детям увядающий цветок (или картинку, просит описать, какой он, и определить, чего ему не хватает для роста, почему у него «хмурое, вялое настроение».
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.
– Беседа об осени.
– Наблюдение на участке детского сада за травянистыми растениями.
– Рассматривание картинок, чтение художественной литературы.
– Рассматривание почвы на клумбе.
КУДА ИСЧЕЗАЮТ НАСЕКОМЫЕ
(беседа)
З а д а ч и: способствовать формированию общих представлений о насекомых (тело состоит из трех основных частей – голова, брюшко, имеют шесть ног); развитию представлений о приспосабливаемости насекомых к сезонным изменениям; развитию познавательного интереса к природе, уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле; учить детей проявлять заботу о насекомых, защищать их.
Ход занятия
1. И г р о в о й с ю р п р и з н ы й м о м е н т.
Прилетает воробушек и предлагает детям послушать необычную историю.
Воробушек. Недавно я летал над лугом, над полянкой в лесу и встретил удивительные существа – у них 6 ног, голова с усиками, грудь и брюшко. Они такие красивые: одни были коричневые, другие рыжеватые, а третьи почернее; их было так много, что я их не успел сосчитать. Эти необычные букашки таскали какие-то соломинки, траву к себе на гору. Некоторые были с крыльями: такие разноцветные, красивые, и все садились на цветы. Я залюбовался, стоя возле цветка, вдруг как зажужжит что-то над головой – и шасть в цветок. Я так испугался, отскочил. Вдруг как прыгнет что-то зеленое из-под ног, и в траву, а на травинке ползает красненькое, маленькое, с черными пятнышками. Я хотел его взять, но тут опять что-то загудело над ухом и как укусит за лапку – я так испугался и улетел. Это были не иначе как дикие звери. Я успел их сфотографировать и принес вам фотографии. Это произошло со мной летом. Сейчас я еще раз хотел их посмотреть, но никого не нашел.
Дети рассматривают картинки, называют, кто это, наблюдают, куда спрятались насекомые, рисуют понравившееся насекомое и дарят воробью.
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.
– Наблюдение за насекомыми на участке детского сада (лето, ранняя осень).
– Имитация движений насекомых с заучиванием четверостиший:
Стрекозы-красавицы,
Мы вас не тронем,
Летайте, летайте,
Мы вас не обидим.
Бабочки летают над цветочками на лугу,
Крылышками машут, радуют детей.
Пчелки, пчелки, вы летайте,
Мед для деток собирайте. И др.
– Чтение художественной литературы.
КТО ТАКАЯ РЫБКА
(наблюдение)
З а д а ч и: способствовать освоению детьми представлений о рыбке: особенностях ее внешнего вида (плавники – красивые, длинные, свисающие, туловище округлое, вытянутое, приплюснутое с боков) и поведения (плавают медленно, в разных направлениях); развитию деятельности наблюдения: выделять признаки внешнего вида, пользоваться моделью при рассмотрении рыбки, отражать результаты наблюдений в точном слове; накоплению эмоционально-положительного отношения к рыбке, радоваться при наблюдении за рыбкой, любоваться ее красотой; стремиться сохранять ее живой и здоровой.
Ход занятия
1. И г р о в о й с ю р п р и з н ы й м о м е н т.
В группу к детям приходит Мишка и приносит детям банку с золотой рыбкой.
Мишка. Ко мне в гости приходил зайчик и принес мне в подарок это замечательное животное. Но я не знаю, как за ним ухаживать, чем кормить. Вот решил придти к вам в детский сад, чтобы вы мне помогли.
2. Б е с е д а в о с п и т а т е л я с д е т ь м и.
В о п р о с ы:
– Как вы ребята думаете, это животное?
– Кто это?
– Как чувствует себя рыбка?
– Где живет? (В воде.)
– Какая вода? (Прозрачная, чистая.)
– Что помогает рыбке плавать?
– Сколько плавников у рыбки?
– Давайте посчитаем все вместе.
– Какое тело?
– Чем покрыто тело рыбки?
– Какая чешуя?
3. И г р а - и м и т а ц и я «Мы рыбки».
Детям предлагается взять лоскуты тонкой ткани и имитировать движение плавников.
4. Т р у д о в ы е д е й с т в и я.
Воспитатель показывает детям корм. Дети рассматривают, беседуют. Мишка предлагает детям покормить рыбку, а то она уже два дня не ела. Дети бросают рыбке корм и наблюдают, как она захватывает его ртом. Обсуждают увиденное.
5. С о с т а в л е н и е описательного рассказа «Рыбка» по схеме «Рыбы».
КОМУ НУЖНА ВОДА
(проблемно-этическая беседа)
З а д а ч и: способствовать развитию представлений о воде, где есть вода в природе; понимания ценности и значимости воды в жизни всего живого; необходимости беречь водопроводную воду; порассуждать с детьми над проблемой, почему так мало чистой воды остается на земле.
Ход занятия
1. И г р о в о й с ю р п р и з н ы й м о м е н т.
В группу приходит кукла Маша, вся испачканная.
2. Б е с е д а «Что нужно для чистоты».
В о п р о с ы:
– Что нужно сделать, чтобы кукла опять была чистой? (Умыть, искупать).
– Чем? Где взять воду? (Дети моют куклу.)
3. Р а б о т а п о к а р т и н к е - с х е м е.
Кукла. Спасибо вам, ребята, я теперь не грязнуля, а снова чистюля. А вода только в кране бывает?
Дети рассматривают картинку-схему и рассказывают, где в природе бывает вода, кто где ее видел. (На картинке изображены река, море и другие водоемы.)
Кукла. Я когда шла к вам в детский сад, то видела лужу, а когда буду идти назад, то попью воды из нее и еще раз искупаюсь.
Воспитатель. Дети, правильно ли поступит кукла?
Дети решают ситуацию.
4. И г р а «Кому нужна вода».
Кукла загрустила. Дети жалеют еe.
Дети. Что случилось с тобой, кукла?
Кукла. У меня есть подружка, вот мы с ней поспорили, а я так и не знаю, кто из нас прав. Я считаю, что вода нужна только человеку, а подружка считает, что и растениям, и животным.
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Кому нужна вода».
О п и с а н и е. На листе бумаги круг с изображением воды, от него нарисованы стрелки. На каждого ребенка подготовлен конверт с картинками-схемами (например – стул, дерево, нужно выбрать нужную и прикрепить к стрелке.
Дети рассматривают картину и объясняют, кому нужна вода и для чего.
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.
– Рассматривание иллюстраций о воде.
– Отгадывание загадок по теме.
– Проведение опытов с водой (вкус, запах).