Имамутдинова Алсу
Занятия по развитию сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Сортировка предметов».
МАТЕРИАЛ: корзина с низкими краями, разделенная перегородками на 5 частей; лесные орехи, грецкие орехи, земляные орехи, миндальные орехи в скорлупе. Количество их зависит от величины корзины, но должно быть не менее 4 штук.
ЦЕЛИ: прямая: развитие стереогностического восприятия в связи с визуальными представлениями. Косвенная: подготовка к изучению математики путем развития пространственного воображения.
Публикация «Занятия по развитию сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
ПРИМЕЧАНИЯ: 1) Корзина с предметами для сортировки стоит на полке справа от Геометрических тел. В одном из ее отделений вперемешку лежат орехи всех указанных видов. 2) С материалом можно работать как на столе, так и на полу.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ:
1) Воспитатель, заметив, что ребенок трогает орехи, спрашивает: “Нравится? Ты знаешь, зачем нужна эта корзина с орехами? Нет? Тогда ты можешь взять ее и поставить на стол. ”
2) Воспитатель садится справа от ребенка. Он говорит: “Мы будем сортировать эти орехи. ” Он берет любой орех, например грецкий, ощупывает его пальцами обеих рук, передает ребенку. Ребенок тоже ощупывает орех и отдает его учителю, которые кладет его в одно из пустующих отделений корзины.
3) Воспитатель берет орех другого сорта, например, лесной, и повторяет все названные выше действия. Лесной орех он кладет другое пустующее отделение. Точно так же он поступает с земляными и миндальными орехами.
4) Далее орехи берут в произвольном порядке, ощупывают их и кладут в то отделение, в котором уже лежат орехи того же вида. Так поступают, пока все орехи не будут рассортированы.
5) Орехи снова перемешивают и кладут в опустевшее отделение. Ребенок повторяет упражнение.
6) По окончании работы орехи снова складывают вперемешку в одно отделение, корзину относят на место.
ОСОБЫЙ ИНТЕРЕС: ощупывать различные виды орехов.
КОНТРОЛЬ ОШИБОК: с помощью стереогностического восприятия; визуальный.
УПРАЖНЕНИЯ:
1) Повторение работы, показанной на презентации, для закрепления пройденного.
2) Сортировка орехов с завязанными глазами.
3) Сортировка других предметов по форме и размерам: пуговиц разной формы и величины, деталей конструктора, деревянных фигурок, шариков и бусинок разного диаметра и т. д.
4) Сортировка этих же предметов с завязанными глазами.
РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА: названия орехов и других использованных предметов.
Мария Монтессори об этом материале (пояснение).
“Первоначальный дидактический материал, которым мы пользовались, состоял из фрёбелевских кирпичиков и кубиков. Обратив внимание ребенка на форму этих двух геометрических тел, мы давали ему тщательно ощупать их с открытыми глазами, причем повторяли какую-нибудь фразу, сосредоточивавшую его внимание на особенностях фигур. После этого мы приказывали ребенку положить кубик справа, а кирпичик – слева, ощупав их, но не глядя. Наконец, мы повторяли это упражнение, завязав ребенку глаза. Почти всем детям оно удавалось, и после двух-трех раз они исправляли свои ошибки. Кирпичиков и кубиков у нас было двадцать четыре, так что внимание ребенка питалось этой “игрой” довольно долгое время, но наслаждение ею неизмеримо повышается, когда ребенка наблюдает группа товарищей, горячо интересующихся игрою.
Однажды директриса обратила мое внимание на трехлетнюю девочку из самых маленьких наших воспитанников, которая в совершенстве проделывала описанный ряд упражнений. Мы удобно усадили девочку в креслице возле стола. Затем, поставив перед нею на стол 24 фигурки, хорошо их перемешали и, обратив внимание девочки на различия в форме, велели ей класть кубики направо, а кирпичики – налево. С повязкой на глазах она начала упражнение по нашим указаниям, брала по предмету в руку, ощупывала его и клала куда следовало. Порою она брала два кубика или два кирпичика, порою брала кирпичик правой рукой, а кубик левой; надо было и узнавать форму, и помнить во все время эксперимента куда класть тот или другой предмет. Мне это казалось очень трудным для ребенка трех лет. Однако, наблюдая малютку, я заметила, что она не только легко проделывает упражнение: движение, которому мы ее научили, а именно, ощупывание, было ей не нужно. В самом деле, в ту же секунду, как она брала два предмета в руки, если случалось, что кубик попадал в левую руку, а кирпичик – в правую, она немедленно их меняла и затем приступала к тщательному ощупываю формы, которому ее учили и которое она считала обязательным. Распознавала же она предмет с первого легкого прикосновения, т. е. распознавание происходило одновременно со взятием предмета в руку. Продолжая исследовать этот случай, я убедилась, что эта крошечная девочка наделена замечательным функциональным обоеручием (ambidestrimo funzionale). Я охотно произвела бы более широкое исследование этого феномена в видах одновременного воспитания обеих рук. Я повторила эти упражнения с другими детьми и убедилась, что они распознают предметы до ощупывания их контуров, особенно это справедливо в отношении малюток. Наши воспитательные приемы дали, значит, превосходное упражнение в ассоциативной гимнастике, развивающее быстроту суждения, поистине изумительную, и имеющее то преимущество, что оно вполне доступно очень юным детям.
Эти упражнения стереогностического чувства можно варьировать на разные лады; они развлекают детей, которые здесь не просто воспринимают стимул, как в термических упражнениях, но конструируют целый предмет. Им можно давать ощупывать оловянных солдатиков, шарики, а в особенности монеты. Они учатся также распознавать мелкие и родственные формы, как просо и рис. ”