Татьяна Миронова
Занятие по развитию речи на тему «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
Занятия по развитию речи на тему : «Осень»
Средняя группа
Воспитатель МБ ДОУ №71, г. Рязань
Миронова Татьяна Викторовна
“ Осень”
Виды детской деятельности :
- Познавательно- исследовательская (решение проблемных ситуаций)
- Двигательная (физкультминутка);
- Игровая (дидактическая игра);
- Чтение художественной литературы (чтение стихов, обсуждение);
- Коммуникативная (беседа, ситуативный разговор);
Интегрированная форма обучения:
Публикация «Занятие по развитию речи на тему „Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
В ходе НОД решались задачи области ПОЗНАНИЯ (формирование у детей целостной картины мира, расширение кругозора, сенсорное развитие, формирование элементарных математических представлений,
В интеграции с образовательными областями:
- коммуникация (формирование словаря, звуковая культура речи, связная речь, развитие устной речи);
- художественная литература ( формирование у детей потребности и интереса в чтение: слушать стихи, правильно воспринимать их содержание, поддерживать внимание и интерес к слову);
- социализация (развитие игровой деятельности, дидактические игры);
- здоровье (сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей, физкультминутка).
Цель: формирование представления детей об осенних явлениях природы.
Программное содержание:
ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ
- формирование представление детей о характерных признаках осени : пожелтели листья на деревьях, птицы улетают на юг, насекомые спрятались на зимовку, заяц меняет шубку, медведь готовится ко сну);
- ввести в словарь детей слова и словосочетания: листопад, золотая осень;
- упражнять детей в составление последовательного рассказа по картинкам;
- учить детей работать в группе в парах.
РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ
- способствовать развитию любознательности;
- развить речь, наглядно-образное мышление, зрительное, фонематическое восприятие, внимание, мелкую моторику рук;
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
- воспитывать бережное отношение к природе, отзывчивость, дружелюбные отношения друг другу.
Активация словаря по теме: листопад, золотая осень, берлога, спячка.
Предварительная работа: Экскурсия вокруг сада, наблюдение за деревьями, птицами, насекомыми, за травой, за температурой на улице.
Дидактическая игра «Зайцы и волк».
Чтение стихов об осени, заучивание стихов, изучение потешек из русского фольклора, составление рассказов по серии сюжетных картинок (с осенней тематикой).
Продуктивная деятельность: Рисование, аппликация на тему :” Птицы”, “Осенний лес”.
Подвижные игры: “У медведя во бору”(с бегом, “ Перелет птиц”(с лазаньем и ползанием).
Материалы и оборудование:
Карточки с изображением осеннего леса, деревьями, берлоги, зайца белого, зайца серого, макеты листьев разных деревьев, три корзинки, сборники стихов, загадок, фольклора, логические карточки “Что здесь лишнее?”, с изображением деревьев.
Методы и приемы обучения: наглядные (показ, рассматривания демонстрационного, дидактического материала, словесные (вопросы, беседа, рассказ, объяснение, педагогическая оценка, практические (дидактические игры,игровые упражнения, логические карточки).
Форма организации детей: индивидуальная, подгрупповая.
Центр деятельности: групповое пространство.
Содержание НОД:
1. Психологический настрой.
Задачи: создание атмосферы психологической безопасности.
Приветствие, установление зрительного контакта.
Воспитатель
- Друзья, сегодня мы отправляемся с вами в необыкновенное путешествие. В чудесную страну, в страну загадочную, полную тайн!
“ Но в эту страну не идут поезда,”
И самолет не летает туда,
Как же страну эту назвать?
Страну, до которой рукою подать!
А здесь ребята простой секрет. Попасть туда можно если только отгадать загадки. Вы хотите попасть в чудесную страну?
Дети – Да!
Воспитатель- Ну тогда слушайте загадку
Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем
Мы его, конечно, знаем. ?
Дети - сентябрь.
Воспитатель – В сентябре откроет школа
Двери для детей веселых,
У зверят же свой урок-
Запасать продукты впрок.
Все грибы мы соберем
Перед встречей с …
Дети – октябрем.
Воспитатель – Самый хмурый месяц года,
Хочется домой,-
Скоро сонная природа
Встретиться с зимой
Дети – ноябрь.
Воспитатель – Утром мы во двор идем-
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
Дети – листопад.
Воспитатель – Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья!
Какое это время года?
Дети – Это осень.
Воспитатель – Правильно ребята!
Вводно-организационный этап.
Задачи: организация направленного внимания.
Дети располагаются в кругу, помогают в подготовке материала к деятельности.
2. Основной этап.
Проверка имеющихся знаний, сообщение нового материала на основе имеющихся знаний.
Воспитатель – Ребята, когда я сегодня шла в детский сад, заметила, что наша улица очень изменилась: листья, почти все облетели, воздух холодный, морозный, не слышно пения птиц, трава вся пожухла. Как вы думаете, почему это происходит?
Ответы детей:
Воспитатель – правильно, потому что наступила осень. Сейчас я прочту вам стихотворение, которое мне нашептал холодный северный ветерок.
Ни в санях, ни на колёсах
Не проехать в ОКТЯБРЕ,
Потому что у природы
Семь погод в день на дворе:
Сеет, веет, крутит, мутит,
Льёт, метёт и всё ревёт.
И увидеть можно часто –
Сразу дождь и снег идёт.
Оголяются деревья,
Запах осени вокруг.
Улетают птицы к югу.
Холода идут, мой друг.
Те, кто дома остаётся-
Птицы, звери – все должны
Сделать множество запасов,
Чтоб дожить им до весны.
Воспитатель- Ребята, как вы думаете о чем говорит автор, сеет, веет, крутит, мутит, льет, метет и все ревет…
Ответы детей:
Воспитатель – Правильно, молодцы. Сегодня ребята мы будем путешествовать по стране “Золотая осень”, это удивительная страна! Где много красочных цветов. Теперь давайте вспомним, какими характерными признаками автор описал осень, в этом стихотворении?
Ответы детей:
Воспитатель - Правильно, ребята. А давайте устроим листопад, подбросим листики вверх (подбросили листики, смотрите как много разных листиков на нашей поляне, давайте соберем их.
4. Дидактическа игра «С какого дерева листок?»
Воспитатель дает задание: разделиться на три группы, каждой группе дает корзинку. Давайте соберем листики, у каждой группы свой листик, (березовый, кленовый, дуба)
Дети выполняют задание под музыку.
Задание выполнено.
Воспитатель – давайте проверим, правильно ребята, вы хорошо выполнили задание. А теперь опишите дерево, чьи листики вы собрали. Каким цветом ваши листики и почему?
Ответы детей :
Воспитатель – Правильно, молодцы!
Пока мы с вами играли, (воспитатель обращает внимание детей на логические карточки) давайте еще посмотрим какой должен быть лес осенью, посмотрите, что здесь лишнее (по окраске листьев, неба и т. д).
Дети выполняют задания. Обсуждают ответы.
Воспитатель – молодцы ребята, вы хорошо выполнили задание. Посмотрите на мольберт, здесь есть картинки, что на них нарисовано?
Ответы детей: заяц серый- летом, заяц белый поздней осенью, зимой, берлога и т. д.
Воспитатель – молодцы, вы хорошо разобрались, в признаках весны, изучили новое слово берлога. А теперь по картинке составьте небольшой рассказ про берлогу, чей это дом, зачем он нужен?
Дети составляют рассказ.
Воспитатель – очень хорошие рассказы получились! Молодцы!
3. Дыхательное упражнение (физкультминутка)
Давайте поиграем немного. Повторяйте за мной:
Надувала кошка шар (выполняют движения, как при надувании шарика, выполняя при это глубокий вдох и выдох 2-3 раза)
А котенок ей мешал (выполняем движение руками, дыхание ровное)
Подошел и лапкой топ (шагаем на месте и в конце топаем ногой)
А у кошки шарик хлоп (хлопаем в ладоши).
4. Подведение итогов.
Воспитатель – сегодня мы с вами много путешествовали, много узнали. Кто мне скажет в какой стране мы были?
Ответы детей:
Вам понравилось наше путешествие? Вы легко справились с нашими заданиями?
Ответы детей:
Воспитатель- Хорошо ребята! Молодцы!