Ксения Ускова
Занятия по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы «Роса»
Занятия по ознакомлению дошкольников
с явлениями неживой природы на тему «Роса»
Занятие 1
Задачи:
- вызвать интерес детей к наблюдению за росой;
- помочь им выделить характерные особенности росы (прозрачная, жидкая, холодная);
- дать сведения о том, что роса полезна, как и дождь (росу пьют насекомые, птицы, она полезна для растений);
- довести до понимания детей, что роса бывает не только летом, но и весной, и осенью;
Публикация «Занятия по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы „Роса“» размещена в разделах
- Живая и неживая природа. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Неживая природа
- Погода и природные явления
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- развивать способность дошкольников сравнивать;
- поощрять стремление любоваться сверкающей на солнце росой.
Ход занятия:
Воспитатель: Что появилось на траве сегодня утром, чего не было вчера днем?
Дети: Роса.
Воспитатель: На что похожа роса?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Послушайте, с чем сравнивают росу в русской загадке:
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем – не найдем.
Чем роса похожа на капельки дождя?
В какое время года можно увидеть на растениях росу?
Почему роса не появляется зимой?
Роса – это хорошо или плохо?
(Ответы детей.)
(Воспитатель предлагает детям смоделировать росу человечками.
Затем читает рассказ Л. Н. Толстого «Какая бывает роса на траве». После чтения дети обсуждают рассказ.)
Воспитатель: Послушайте, какая есть народная закличка про росу:
Утренняя роса –
Добрая слеза,
Ею лес умывается,
С ночкой прощается.
Давайте выучим ее!
(Дети разучивают закличку.)
Воспитатель: А теперь давайте сами вызовем росу прямо сюда.
(Воспитатель совместно с детьми проводит эксперименты.)
Эксперимент 1. Холодную металлическую крышку подносят к носику чайника. Когда из него пойдет пар, на крышке образуются капельки воды.
Эксперимент 2. Горлышко стеклянной банки подносят к носику кипящего чайника. После этого банка ставится на стол вверх дном. Через некоторое время воздух в ней охладится и «выпадет» обильная роса.
Занятие 2
Задачи:
- поддерживать интерес детей к наблюдению за росой в естественных условиях;
- довести до понимания детей, что роса появляется из воздуха (за ночь земля остывает, водяной пар, который находится в воздухе всегда, соприкасаясь с холодными предметами, превращается в капельки воды);
- развивать способность делать выводы, умозаключения;
- поддерживать стремление видеть прекрасное в окружающем.
Ход занятия:
Воспитатель: Угадайте, о чем эта загадка:
Утром падаю всегда,
Не дождинка, не звезда.
И сверкаю в лопухах,
На опушках и лугах.
Дети: Роса.
Воспитатель: В какое время суток образуется роса? Почему она образуется утром?
(Ответы детей.)
(Воспитатель предлагает детям смоделировать воздух с помощью человечков газообразного вещества. Днем они очень подвижны, ночью, когда становится холоднее, они, чтобы согреться и отдохнуть, спускаются на землю.)
Воспитатель: Ребята, существует много народных примет, связанных с росой. Какие вы знаете?
(Дети называют народные приметы. Если они не справляются, воспитатель помогает им.)
Народные приметы:
Утром сильная роса и туман – к хорошей погоде.
Роса, образовавшаяся до захода солнца и исчезнувшая до его восхода, – к дождю.
Большая роса – к урожаю льна и конопли.
Появление росы к ночи – к хорошей погоде.
Если роса падает утром – вёдро (вёдро – ясная, тихая, сухая и вообще хорошая погода) будет.
Обильные росы предвещают хороший урожай.
Соловей начинает петь тогда, когда может напиться росы с березового листа.
Воспитатель: Давайте в дальнейших наших наблюдениях попробуем проверить их правильность?