Негодаева Елена Валерьевна
Занятие-экспериментирование в старшей группе «Чудеса воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие - экспериментирование в старшей группе:
«Чудеса воды»
Подготовила воспитатель:
Негодаева Елена Валерьевна
МДОАУ «Детский сад № 181»
г. Оренбург, 2018г.
Цель: Развитие познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта.
Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие».
Обучающие задачи:
Публикация «Занятие-экспериментирование в старшей группе „Чудеса воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
• Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.
• Закрепить представления детей о воде, его свойствах.
• Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воды.
• Продолжать закреплять навыки проведения опытов.
Развивающие задачи:
• Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
• Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.
• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.
• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
• Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой
Методологические приемы: беседа-диалог, игровая ситуация, физкультминутка, опыт, эксперимент, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итого, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Оборудование: Лёд, 4 стакана, вода, подсолнечное масло, фужер, краситель (гуашь, шприц, пипетка, шипучка-"Упсарин Упса", 4 ч. ложки, сода пищевая, жидкость для мытья посуды, лимонная кислота (30 гр., 1,5л. бутылка газировки, виноград, тарелка, пластилин, свечка, спички.
Ход занятия:
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Сегодня к нам пришло очень много гостей. Давайте поздороваемся с ними и подарим им своё хорошее настроение.
Воспитатель:
Поудобнее садитесь,
Не вертитесь, не крутитесь.
Дети, а, что утром было,
Я же вам сказать забыла —
Только в садик я зашла,
К нам в гости капелька пришла.
(показ видео –приветствие Капельки)
- Посмотрите, какая она весёлая.
- Давайте послушаем ее историю:
Капелька здоровается с детьми и зачитывает стих о воде: «Вы слыхали о воде? Говорят она везде…
Воспитатель: Ребята, а кому нужна вода?
Дети: Людям, животным, растениям, насекомым, птицам.
Воспитатель: А если не будет воды?
Дети: То всё пожелтеет, высохнет и погибнет.
Воспитатель: Вода бывает в каком состоянии?
Дети: В жидком, твёрдом и газообразном.
Воспитатель: В газообразном это что?
Дети: Пар, туман.
Воспитатель: В твёрдом?
Дети: Лёд, снег, иней, град
Воспитатель: И в жидком?
Дети: Вода.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет.
Вода – это жизнь!
Вода- это уникальный источник жизни!
Пришло время нам с вами немного отдохнуть.
Физкультминутка.
Воспитатель: А сейчас - «ТУЧКА»
Дети под видео танцуют танец «Тучка»
Воспитатель: Какие вы молодцы, как хорошо можете двигаться.
-А вы любите опыты?
-А где проводят опыты?
Дети: В лаборатории.
Воспитатель: Хотите там оказаться?
Дети: Да.
Руки вверх
Руки вниз
И на месте покружись
Раз - хлопок,
Два – хлопок,
Снова сделай поворот
Прыг, скок – улыбнись
И в лаборанта превратись.
Воспитатель: Предлагает пройти и надеть халаты и колпаки.
Дети проходят в лабораторию и повторяют правила работы в лаборатории.
Воспитатель: Вы знаете, ребята, вода, как волшебница из сказок. Она может делать разные превращения. Интересно, что будет происходить, если в воду мы будем добавлять разные вещества?
Опыт № 1 «Плавающая льдинка». (3/4 стакана воды, лёд, подсолнечное масло)
Берём кусочек льда и опускаем в воду. Как лёд не топи, он всё равно будет всплывать на поверхность. Но можно сделать так, что лёд не будет всплывать. Надо налить подсолнечное масло. Масло поднимется и лёд больше не вынырнет.
Он будет между водой и маслом.
Вывод: Лёд легче воды. Масло легче льда и воды. Поэтому масло будет сверху. А лёд между ними.
Опыт № 2 «Что легче?»
(вода, масло, пластиковая карта, 2 маленьких стаканчика)
Налить в один стаканчик воду, в другой масло. Один крепко придавить пластиковой картой, перевернуть и поставить один стаканчик на другой. С маслом внизу, с водой на верху. Между стаканчиками потихоньку отодвигать карту и наблюдать, как масло с водой будут меняться местами.
Вывод: Масло легче, поэтому оно будет стремится на верх, а вода вниз.
Опыт № 3: " Танцующие ягодки"
(1,5 литровая бутылка газированной воды, виноград; стакан с обычной водой)
Открыть бутылку и бросать виноградные ягодки. Пузырьки газа будут поднимать виноград вверх.
Сравнить результат с обычной водой.
Вывод: В обычной воде пузырьков газа нет, поэтому виноградинки под своей тяжестью будут опускаться на дно. В газированной воде пузырьки газа дружно облепят
виноградинки и вместе с ними будут всплывать на вверх.
Опыт № 4: " Прятки " (тарелка, свечка, спички, стакан, вода, краситель).
Ставим свечку на глубокую тарелочку и поджигаем, затем подливаем подкрашенную воду, закрываем свечку стаканом и ч/з некоторое время вода втягивается внутрь стакана.
Вывод: В стакане тоже есть воздух. Как только кислород сгорит, его место тут же занимает вода.
Опыт № 5: «Выполни по схеме» Добавь в воду разные вещества по схеме.
Дети поочерёдно добавляют разные ингредиенты и всё тщательно перемешивают. В итоге выясняют, что получилось тесто, из которого можно приготовить разные вкусные блюда.
Вывод: Вода способна растворять (соль, пропитывать (мука, и не смешиваться (как масло) и в итоге получается новая масса.
Опыт № 6: «Лавовая лампа» (фужер, 3/4 бокала масла подсолнечного, вода, краситель (с шприца 3 мл.).
отдельно: (1ч. л. сода пищевая, 3/4 лимонная кислота }=> перемешать и насыпать в фужер с маслом, водой и красителем. Можно заменить шипучей таблеткой "УПСАРИН УПСА".
Наливаем масло (3/4 фужера, немного воды - лить потихоньку. Несколько капель красителя. Кидаем шипучую таблетку. И наслаждаемся красотой!
Вывод: Вода с некоторыми веществами не смешивается.
Опыт № 7: " Извержение вулкана" (4 стакана с 0,5 воды, 4 чайные ложки)
- 1 стакан (0,5 воды + 2 ч. л. соды пищевой)
- 2 стакан (0,5 воды + жидкость для мытья посуды)
- 3 стакан (0,5 воды + пищевой красный краситель)
- 4 стакан (0,5 воды + лимонная кислота (30 гр.)
По очерёдности дети заливают все 3 стакана.! 4-й стакан с лимонной кислотой воспитатель заливает сам, отведя детей на небольшое расстояние, т. к "лава" моментально начнёт изливаться.
Вывод: Сухие вещества в воде растворяются. Вода окрашивается. При смешивании растворов мы видим химическую реакцию.
Опыт № 8 Для гостей. «Заткни дырочку»
(простые карандаши, целлофановые мешочки, вода, таз для воды)
Случается так, что в мешочке появляется маленькая дырочка и жидкость может вытекать. Чтоб её на какое- то время остановить, можно провести такой опыт.
Взрослые протыкают насквозь заполненный целлофановый мешочек водой над тазом. Убеждаются, что водичка из дырочек не вытекает. Карандаш задерживает воду и не даёт ей вытечь.
Вывод: Поток воды можно остановить.
Воду надо беречь. Всегда закрывайте краны с водой.
- Ой, капелька нам что-то хочет сказать.
(показ видео: Капелька даёт наказ детям и прощается с ними.)
Воспитатель дарит детям кристально чистую воду от Капельки.