Елена Ковальчук
Занятие по экспериментированию в старшей группе «Волшебное мыло»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по экспериментированию в старшей группе"Волшебное мыло"
Задачи:
Обучающие: Познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями. Закрепить и уточнить знания детей о том, для чего люди используют мыло в повседневной жизни, какую пользу оно приносит. Учить детей готовить раствор для мыльных пузырей.
Развивающие: Побуждать интерес к опытно-экспериментальной деятельности. Развивать наблюдательность, любознательность, смекалку.
Воспитательные: Воспитывать культурно-гигиенические навыки.
Публикация «Занятие по экспериментированию в старшей группе „Волшебное мыло“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мыло, мыльные пузыри
- Мыло, свойства мыла, КГН. Конспекты занятий
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: письмо, разные виды мыла- туалетного, хозяйственного, жидкого в коробке, фартуки, одноразовые стаканчики с водой и трубочки, ложки, губки, гуашь
Ход НОД:
Дети заходят в группу и встают в круг
- Ребята сегодня утром к нам прилетал мыльный пузырь и оставил вам письмо и красивую коробочку!
- Хотите узнать, что написано в письме? (Да).
- Дорогие ребята, пишет вам мальчик Сережа. У меня есть маленькая сестричка Аленка, на праздник 8 марта я хочу подарить ей мыльные пузыри, но к сожалению я не умею их делать. В этой коробочке находятся волшебные кирпичики, из которых появляются пузырьки. Что я только не делал с ними грел их и тёр, но пузырьки так и не появились. Может вы мне поможете? С уважением к вам Сережа.
- Ребята поможем Сереже? (Да)
- А как называются эти кирпичики, вы догадались? (Ответы детей.)
(Можно загадать загадку.)
- Похоже на пряник и разного цвета
- Собрало в себе запах трав всего света.
- Ребята охотно им моют ладошки
- Не любя его лишь собаки и кошки. (Мыло).
- Давайте откроем волшебную коробочку и посмотрим, что там!
- Ребята, а вы хотите узнать волшебные свойства мыла и научиться делать мыльные пузыри? (Да)
-Что мы для этого будем делать? (Проводить эксперименты с мылом).
- Но прежде чем отправиться в лабораторию, нам нужно превратиться в маленьких волшебников! Станем в круг, возьмемся за руки и произнесем волшебные слова
Игра-перевоплощение
«1, 2, 3, 4, 5, начинаем колдовать
Топ, топ, хлоп, хлоп,
Вокруг себя повернись,
В маленького волшебника превратись!»
- Ребята, у каждого волшебника есть волшебный плащ. У нас тоже такие есть, давайте их оденем и отправимся в лабораторию. Кто знает, что это такое лаборатория? (ответы детей)
- Лаборатория - это такое место, где проводят различные опыты и исследования. Там всегда чисто и тепло, а главное тихо, потому что каждый работает над своим открытием! А у нас необычная лаборатория – Волшебная!
- Посмотрите ребята, у нас здесь на подносе лежат разные кусочки мыла, возьмите каждый себе и рассмотрите его.
- Ребята, а для чего нам нужно мыло? (Ответы детей.)
- А разве нельзя вымыть руки и лицо обыкновенной водой?
- Правильно, мыло отмывает грязь и уничтожает микробы, неприятные запахи.
«Чтоб микробов победить надо руки с мылом мыть!
От простой воды и мыла у микробов тают силы!»
-А что такое микробы?
- Микробы – это совсем маленькие, не заметные глазам существа. Они вызывают болезни, так и норовят попасть к нам внутрь, расселиться там и жить. Возьмите лупы и посмотрите внимательно на свои руки. Сколько на коже бороздок и канавок, складок и ямок. Если они забьются грязью, микробам будет легче атаковать из этих укрытий. А под грязными ногтями их собираются целые полчища. Избавиться от микробов и грязи не так-то просто. Одной водой их не смоешь. Что может их прогнать (Мыло)
- Правильно, душистое мыло, рождающее обильную пену
-Поэтому так говорят: Мыло серо … да моет бело.
- Кто аккуратен … тот и людям приятен
- Что вы можете сказать про мыло, какое оно? (Гладкое, холодное, твёрдое.)
-А какое оно по весу? (в зависимости от размера)
- А по форме? (Овальное, прямоугольное, круглое)
- А по цвету какое? (Белое, розовое, синее)
- А теперь понюхайте, что чувствуете? (Ароматное, душистое, вкусно пахнет.)
- Такое мыло называют Туалетным, оно может быть разной формы и иметь разный запах и цвет. Людям нравиться, когда мыло ароматное и красивое, его приятно брать и мыть им руки. Вот например ваше детское мыло сделано из натуральных продуктов и разных лечебных трав. (показ)
- Посмотрите ребята у меня тут ещё есть одно необычное мыло, может кто знает, как оно называется, кто-нибудь видел такое мыло? Для чего оно (Ответы детей)
Рассматриваем и знакомимся с Хозяйственным мылом.
- Хозяйственным мылом стирают одежду, моют посуду.
- Ребята посмотрите, есть ещё какая -то баночка с жидкостью! Давайте прочитаем что тут написано «Жидкое мыло». Почему оно называется жидким?
- Потому что оно течёт.
- Вот видите ребята сколько разновидностей мыла бывает.
- А Сережа ещё хочет узнать умеете ли вы правильно мыть руки, он прислал картинки и просит вас расставить их по порядку. (дети вместе с воспитателем развешивают на магнитной доске алгоритм мытья рук)
- Какие молодцы справились с заданием!
- Да, вода и мыло – настоящие друзья. Они не только помогают уничтожить микробов, избавиться от них, но с мылом можно поиграть
- Я приглашаю вас за рабочие столы в нашей лаборатории, но для начала, давайте вспомним правила при работе с мылом!
Правила:
- Нельзя брать мыло в рот!
- Нельзя тереть глаза мыльными руками!
- Нельзя пить мыльную воду!
Запомнили!
1 опыт : Мыло в воде!
- Ребята, как вы думаете, что станет с мылом, если его поместить в воду? (Ответы детей.)
- Давайте проверим это.
- Для начала потрогайте воду, какая она? (Прозрачная, тёплая.)
- А как узнать, что вода прозрачная? (что-нибудь в неё положить). У вас на столах лежат камешки, опустите их в воду.
- Опустите мыло в воду, потрогайте его руками, какое оно стало. (Мокрое и скользкое.)
-А мыло всегда твердое, или оно бывает другим?
-Мыло хотя и твердое, но оно легко натирается (натираю и показываю детям)
-У вас на тарелочках есть натертое мыло, потрогайте его и скажите, какое оно на ощупь?
А сейчас давайте его насыплем в стаканчики с водой и понаблюдаем, что происходит с мылом (Оно растворяется и вода становиться мутной)
2 опыт: Мыло и губка!
- А теперь ребята возьмём губку, намочим её и натрём мылом
- Опустите губку в воду и отожмите её.
- Что происходит? (Вода стала мутной, появилась пена.)
- Что такое пена? (Это много мыльных пузырей.)
- А давайте вытрем руки и немножко отдохнём.
Физминутка:
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пузыри пускать!
Дунем в трубочку тихонько,
Полетят они легонько.
Раз, два, три, четыре, пять,
Не пытайтесь их поймать
Чуть дотронетесь рукой,
Хлоп, и пусто над тобой!
3 опыт: Опыт с трубочкой! А сейчас попробуем сделать простой мыльный раствор для пузырей, но с начало мы с вами поиграем.
Игра «Да-нет»
(если «да» то хлопаем ладоши если «нет» то топаем ногами)
- Мыльный пузырь похож на апельсин? (Да)
- А он похож на мандарин? (Да)
- А на яблоки в саду? (Да)
- А на рыбку, там в пруду? (Нет)
- Мыльный пузырь похож на шар земной? (Да)
- А на мячик надувной? (Да)
- Он похож на телефон? (Нет)
- А на большой магнитофон? (Нет)
- Круглый он, как солнце в небе? (Да)
- И как колесо на велосипеде? (Да)
- А ещё, похож на дом? (Нет)
- А на белый снежный ком? (Да)
- Молодцы!
- Ребята, вы помните о чем нас просил в своем письме мальчик Сережа (Научить его делать мыльные пузыри)
- Приступаем к приготовлению раствора для мыльных пузырей. Для этого нам понадобится вода, жидкое мыло. Возьмите ложечки. Я сейчас вам налью жидкого мыла и вы опустите в стаканчик с водой и размешаете хорошенько. Что случилось с водой? (Она окрасилась, появился запах.)
- Теперь возьмите трубочки и подуйте на ладошку, а теперь опустите в стаканчики и дуйте в них. Что появилось? (Пена и Пузыри.)
- Получилось много пузырей. Из чего состоит мыльный пузырь?
- Мыльные пузыри создает мыльная пленка и воздух внутри нее. А для чего нужны мыльные пузыри (для праздника)
- Вспомните, где еще используют мыльную пузырчатую пену? (Моют руки, лицо, волосы, стирают порошком одежду, моют посуду)
- Где ещё вы видели пену? (на реке, на море, у берега, в молоке, в соке, на волнах, в банке, в испорченных продуктах и т. д.).
Вывод: Теперь мы точно знаем, для рождения мыльного пузыря нужны: мыло, вода и воздух.
4 опыт: Краски и пузыри!
-Ребята, а как вы думаете, бывают мыльные пузыри цветными?
- А давайте ребята, раскрасим наши пузыри в разные цвета, чтоб они стали ещё ярче красочнее. Что необходимо сделать, как вы думаете? (ответы детей)
- Правильно, мы в наши стаканчики добавим краски. (Воспитатель добавляет краску в стаканчики и дети перемешивают воду с мылом.)
5 опыт: Игра “Мыльные пузыри”.
Я предлагаю вам сделать мыльный салют /дети выдувают мыльные пузыри/.
Вывод: Какой вывод ребята мы сделаем, как появились мыльные пузыри? (Ответы детей.) Мы напишем Сереже письмо и опишем наши волшебные опыты и он узнает как появляются мыльные пузыри!
- Сейчас мы вернёмся в детский сад и превратимся из волшебников обратно в ребятишек!
Топ, хлоп, повернись. В ребятишек превратись! (Дети снимают плащи.)
Рефлексия и подведение итогов:
- Ребята вам понравилось наше занятие? (Ответы детей.)
- А что интересного вы узнали и что больше всего вам понравилось? (Ответы детей.)