Людмила Калашник
Занятие в старшей группе «Одежда наших предков»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: Познакомить детей с женским и мужским русским народным костюмом, особенностями их изготовления и применения.
Развивать мелкую моторику рук, вкус и творческое воображение с использованием элементов ТРИЗ.
Предварительная работа : посещение музея в детском саду, рассматривание картины Ф. А. Малявина «Хоровод», иллюстраций Е. Рачева к русским народным сказкам «Кот, петух и лиса», «Колобок», «Заюшкина избушка».
Чтение русской народной сказки «Царевна лягушка»
Публикация «Занятие в старшей группе „Одежда наших предков“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Материал: русский сарафан (из льняной ткани, выкрашенный в красный цвет, с вышитые «крестом», женская кофта – рубаха, косоворотка и передник изо льна, украшенные вышевкой «крестом», скатерть, полотенце, салфетки, вышитые «крестом», бумажные силуэты сарафанов, женских рубах, передников; мулине.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята скажите, пожалуйста вы любите экскурсии?
Дети: Да
Воспитатель: Хорошо. Я вам предлагаю отправиться на экскурсию, а куда сейчас узнаем.
Посмотри скорей вокруг,
Сколько разных в мире брюк,
Юбок, платьев, шуб, пальто,
Шляпок, кофточек, манто.
Кто же все это придумал?
Человек придумал все.
Воспитатель: А отправимся мы с вами сегодня в музей, чтобы совершить путешествие в прошлое одежды. Мы узнаем, как одевались наши предки.
Но прежде чем мы отправимся, давайте вспомним, как нужно себя вести в музеи?
(ответы детей)
Воспитатель: Молодцы. Можем теперь ехать. На чем мы с вами поедем?
(ответы детей) (Машина).
Воспитатель: Прошу всех занять свои места. Мы отправляемся. Вот мы приехали.
Где мы с вами находимся? (в музеи одежды). Кто сшил всю эту одежду? (человек)
Воспитатель: Правильно! Всю эту одежду сшил человек. Но в разное время одежда выглядела по - разному. Одежда русских людей в старину была простой, удобной и красивой. Кто скажет, из какой ткани шили одежду наши предки?
Дети: Шили одежду из льняной ткани
Воспитатель: правильно. Вот этот сарафан сшит из этой ткани. А где брали эту ткань?
Дети: Сами делали
Воспитатель: правильно. Вначале материал для одежды каждая семья изготавливала сама в своем хозяйстве. Давайте посмотрим, потрогаем ткань и скажим какая она?
Игра «Хорошо – плохо»
Скажите, чем хороша льняная ткань?
(Льняная ткань хороша тем, что она сделана из натуральных нитей, из льна; в одежде из этой ткани зимой не холодно, а летом не жарко, тело в ней дышит)
А что плохого в льняной ткани?
(Льняная ткань быстро мнется и с трудом разглаживается)
Воспитатель: теперь посмотрите и скажите, какой цвет имеет льняная ткань?
Дети: Серый.
Воспитатель: Но нашим прабабушкам хотелось одеваться красиво и поэтому они стали окрашивать ткань. Чаще всего сарафаны были красного, желтого, голубого, коричневого цветов. Красный цвет обозначал тепло, радостное настроение. Желтый цвет обозначал Солнце, богатство, голубой – символ неба, молодости. Коричневый – землю кормилицу.
Что надевали женщины под сарафан? (показ и рассматривание кофты).
Под сарафан женщины одевали белые кофты – рубахи. Сверху сарафана повязывали передники. (рассматривание передника). Еще раз рассматриваем народный костюм.
Воспитатель: скажите почему костюм кажется красивым и необычным? Да, и на переднике, и на сарафане, и на кофте – рубахе есть вышевка. Это вышевка «крестом».
По народному поверию, вышевка не только украшала одежду, но была еще оберегом – защитой от злых сил.
Вышевка – обереги располагались в определенных местах : на рукавах рубахи, у выреза и на подоле сарафана. Узоры на рукавах оберегали руки, сохраняли их силу и ловкость. Узоры на сарафане оберегали легкие и сердце, не давали злой силе подобраться снизу. Все эти узоры вышивали разноцветными нитками. В наше время для вышевание используют нитки – «мулине» (рассматриваем нитки – «мулине»).
Женщины в старину украшали не только сарафаны, передники, скатерти, полотенца, но и мужскую одежду (рассматривание косоворотки). Рубаха очень длинная, рукава тоже длинные и широкие. Не закатив такие рукава, работать было не возможно. Именно с тех пор берет начало выражение «работать спустя рукава», значить работать плохо.
Старинная рубаха отличается от рубашек в которых ходят наши мальчики. В стариной рубахи по – другому скроен воротник: он расположен сбоку, как бы косо. Поэтому такую рубаху называли косовороткой. Еще одна особенность рубахи – вышевка на вороте, рукавах и по низу. Для чего она была нужна. (ответы детей)
Воспитатель: Наша экскурсия подошла к концу пора возращатся в детский сад. Заняли все места мы отправляемся. Вот мы и вернулись в детский сад. Скажите где мы с вами побывали (ответы детей). Что мы там видали? (ответы детей)
Воспитатель: В круг скорее становитесь
Крепко за руки держитесь
Раз, два, три, четыри, пять
Будем сказку начинать
Рассмотрим иллюстрацию к русской народной сказке «Кот, петух и лиса» Что нарисовал художник поверх рубахи у кота? Правильно — пояс. В старину их называли опоясками. Их плели из тесьмы, делали из ткани и кожи. Пояс был не только частью костюма, но и опознавательным знаком. Что такое опознавательный знак? (Рассуждения детей) Посмотришь на пояс и сразу поймёшь, богат человек или беден: у богатого пояс широкий, украшен красивым узором, а у бедного — узкий и узор на нём попроще. Давайте сплетем пояски. Дети выбирают кусок тесьмы. следите за моими движениями (показ способ плетения)