Светлана Любимова
Детско-родительский проект «Быт наших предков»
▼ Скачать + Заказать документы
Основная идея: создать единое образовательное пространство ДОУ и семьи для формирования у детей чувства приобщения к быту и традициям своего народа, к его культуре, сделать процесс познания быта наших предков творческим, развивающим и интересным для детей.
Актуальность:
В последние годы проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста очень актуальна. Ей придается большая значимость.
Публикация «Детско-родительский проект „Быт наших предков“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
В настоящее время под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живём.
Отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребёнке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре, быту, традициям своего народа и быть всесторонне развитой личностью.
Формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни, на специально организованной образовательной деятельности и мероприятиях, организованных в детском саду и дома.
Цель проекта:
Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, формирование у детей представлений о традициях и быте своих предков.
Задачи:
• Познакомить детей с особенностями жизни и быта наших предков;
• Дать понятие о науке обустройства русской избы, традиционном назначении и использовании каждой части избы, повседневном и праздничном её убранстве;
• Познакомить с особенностями русского национального костюма (повседневного и праздничного);
• Познакомить с одним из занятий русской женщины (вышивание);
• Дать понятие о традиционных качествах характера русского человека (гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим);
• Помочь через знакомство с избой раскрыть некоторые незнакомые стороны жизни деревенского человека ребёнку, живущему в современных городских условиях;
• Прививать детям интерес и любовь к родной истории, культуре. обычаям, традициям;
• Расширять и активизировать словарь детей за счёт исконно-русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.
Участники проекта: дети, их родители, педагоги подготовительной группы № 1.
Тип проекта: познавательный, творческий, семейно-групповой, долгосрочный.
Сроки проведения проекта: октябрь-ноябрь 2015 г.
Место проведения: МБДОУ «Центр развития ребёнка д/с № 140».
Ожидаемые результаты:
Дети имеют представления о традициях, быте наших предков, осознают роль труда в жизни россиян, знают и хранят историко-духовную память, умеют применять полученные знания в дальнейшей жизни. Родители активно участвуют в духовно-нравственном воспитании дошкольников.
Методы и приёмы:
• Заучивание потешек, прибауток, закличек.
• Чтение пословиц, загадок, поговорок.
• Чтение художественной литературы.
• Прослушивание русских народных песен.
• Проведение русских народных игр.
• Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
• Применение игрушек и изделий народных промыслов.
• Представление кукольного театра.
• Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
• Рассказ о народных обычаях и традициях.
• Рассматривание иллюстраций о русском быте.
• Беседы, вопросы, разъяснения.
Мотивация:
• Для ребёнка: участвуя в проекте, ребёнок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.
• Для родителей: происходит смена стиля общения взрослого с ребёнком, родители становятся активными участниками образовательного процесса.
• Для педагогов: успешность в сфере профессиональной деятельности, самосовершенствование, налаживание коммуникативных контактов с родителями воспитанников.
Этапы реализации проекта:
Предварительный:
• Проведение родительского круглого стола на тему «Быт и традиции наших предков».
• Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора, формулирование задач и цели проекта.
• Первичный мониторинг.
• Анкетирование родителей.
• Совместный подбор литературы, предметов быта наших предков, иллюстраций, видеороликов и т. д.
• Составление плана реализации проекта «Быт наших предков».
Основной этап:
• СОД и НОД в соответствии с планом.
• Беседы.
• Чтение познавательной и художественной литературы.
• Слушание и пение русских народных песен.
• Просмотр видеосюжетов, презентаций.
• Экскурсия в Краеведческий музей.
• Экскурсия в музей ДОУ «Русская изба».
• Проведение выставок рисунков, поделок.
Итоговый этап:
• Создание мини-музея «Быт наших предков».
• Открытое занятие «Быт и традиции наших предков».
• Выпуск на групповом сайте.
• Презентация проекта - музыкальное развлечение «В традициях наших предков».
План реализации проекта:
Октябрь:
Мероприятия с детьми:
1. СОД на тему «Русь – матушка»;
2. Беседа по картине «Крестьянская семья»;
3. Экскурсия в музей д/с «Русская изба»;
4. Просмотр презентации «Русская изба»;
5. Просмотр презентации «Труд крестьян»;
6. Разучивание потешек и поговорок, связанных с осенним периодом;
7. Беседа «Женские домашние занятия»;
8. Рисование на ткани «Укрась полотенце в народном стиле»;
9. Разучивание народных игр «Плетень», «Селезень», «Хоровод с Матрёшей»;
10. Слушание русских народных песен;
11. Вечер загадок про осенний период, домашнюю утварь, урожай;
Мероприятия с родителями:
1. Выпуск папки – передвижки «Традиции русского народа»;
2. Совместный сбор материала для создания мини – музея «Быт наших предков»;
3. Создание фотоальбома «Предметы старины»;
4. Совместный подбор материала для вечера загадок.
Ноябрь:
Мероприятия с детьми:1. СОД «Игрушки наших бабушек»;
2. Беседа «Эти мудрые народные сказки»;
3. Чтение сказок народов Поволжья»;
4. Вышивание «Платочек в подарок»;
5. Экскурсия в краеведческий музей;
6. Просмотр презентации «Русский народный костюм»;
7. Рисование «Укрась рубаху, сарафан»;
8. Беседа «Осенины» - один из главных праздников осеннего периода;
9. Музыкальное развлечение «В традициях наших предков».
Мероприятия с родителями:
1. Предложить родителям почитать детям следующие русские народные сказки: «Умный работник», «Летучий корабль», «Семь Семионов –семь работников», «Каша из топора», «Два брата». «Сивка - бурка», «Пахарь»;
2. Совместное создание «Книги сказок народов Поволжья»;
3. Предложить продолжить с детьми дома вышивание для поддержания их интереса к этому виду рукоделия;
4. Совместная подготовка и проведение музыкального развлечения «В традициях наших предков».
Заключение:
В процессе реализации проекта дошкольники получили знания об истории крестьянского жилища – избы, о её устройстве, о быте крестьян.
Дети познакомились со старинными предметами домашнего обихода и их современными аналогами, получили возможность практического применения этих предметов.
Словарный запас воспитанников обогатился названиями предметов русского быта.
Всё это способствовало развитию мышления, расширению кругозора, воспитанию уважения и любви к русской народной культуре.