Анна Курникова
Проект «Одежда наших прабабушек. Чувашский национальный орнамент»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы
Декоративно – прикладное искусство занимает особое место в жизни чувашского Актуальность проблемы
Декоративно – прикладное искусство занимает особое место в жизни чувашского народа, который веками культивировал именно этот вид искусства в качестве основной формы изобразительного творчества.
Нельзя считать себя культурным интеллигентным человеком без знания своих корней, древних традиций, родившихся еще в языческие времена, сохранившихся после принятия христианства и дошедших до наших дней. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Темочки:
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Чувашия. Чувашская Республика
- Чувашские народные узоры, костюм
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Воспитание эмоционально – ценностного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа и ее освоение следует начинать в дошкольном детстве.
Реализация второй части (часть, формируемая участниками образовательного процесса) основной общеобразовательной программы дошкольного образования, предусматривает знакомство детей с чувашским национальным костюмом во время прохождения тематических циклов «Одежда, головные уборы», «Обувь», «Край родной – Чувашия».
Яркий, праздничный чувашский костюм был не только красив, но и нес в себе глубокий смысл. Прежде всего, его читали как открытую книгу. По женской одежде можно было безошибочно определить замужем ее владелица или нет, узнать материальный достаток ее семьи, к какой территориальной группе (верховым чувашам – вирьял) или тури, средненизовым анат енчи или низовым – анатри) народа она принадлежит.
Народный костюм складывался веками и служит наглядным выражением национальной культуры. Восстанавливать полузабытое, связать прерванную нить поколений – главная проблема современности.
Цели и задачи проекта
Цель: Расширение представлений детей о традиционной чувашской одежде, национальном чувашском орнаменте, выделение декоративных элементов из целостной орнаментальной композиции, «чтение» информации «закодированной» народными мастерами.
Задачи:
1. Формировать представления о чувашском национальном женском костюме, национальном орнаменте предпосылки к поисковой деятельности.
2. Приобщать к истокам духовной культуры чувашского народа.
3. Воспитывать мотивационно – ценностное отношение ребенка к орнаменту.
4. Способствовать индивидуальному самовыражению в процессе продуктивной художественно-творческой деятельности; способность восприятия и осмысления первичных орнаментальных образов – символов чувашских узоров.
Сведения об участниках проекта
Руководитель проекта : Курникова Анна Игоревна, МБДОУ Воротынский детский сад №6 «Золотой ключик», воспитатель высшей квалификационной категории.
Участники проекта : дети дошкольного возраста с 5-7 лет, родители (законные представители) воспитанников
Условия осуществления проектной деятельности
Продолжительность проекта : среднесрочный
Место реализации проекта : МБДОУ Воротынский детский сад №6 «Золотой ключик», группа для детей старшего дошкольного возраста.
Материально - техническое оснащение: компьютер, видео аппаратура, презентации, национальные чувашские костюмы и др.
Информационное обеспечение
1. Васильева Л. Г. Загадочный мир народных узоров. Развитие у детей 5-7 лет способностей к созданию образов символов чувашских узоров в рисовании и аппликации. - Чебоксары: Новое время, 2005.
2. Васильева Л. Г. Чувашский орнамент в рисунках и аппликациях дошкольников. Формирование орнаментального образа в изобразительной деятельности детей 5-7 лет. – Чебоксары: Новое время, 2006.
3. ВасильеваЛ. Г. Хрестоматия «лку» (Родник, раздел «Художественное образование» с. 134-174 - Чебоксары -2006.
4. Журнал «Куклы в народных костюмах», выпуск №27, 2013 - ООО
«Де Агостини», Россия. Составители Э. Д. Меджитова, А. А. Трофимов. Чувашское народное искусство. Чваш халх искусстви – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1981.
Ожидаемые результаты
В ходе реализации проекта дети узнают :
- как выглядел чувашский национальный женский костюм (названия частей одежды : рубашка (кепе, особенности ее шитья, поясных украшений «сар», «яркч»);
- названия головных уборов : масмак, сурпан;
- как был украшен костюм (вышивкой) и о чем говорит узор;
- название элементов узора: сунтах, розетка кеске;
- новое понятие - оберег;
- пополнят свой активный словарный запас;
- познакомятся с образами – символами чувашского узора;
- научатся создавать линейный орнамент, состоящий из художественных элементов.
Этапы реализации проекта
I этап: Подготовительный
1. Изучение литературы по данной проблеме.
2. Подборка методических и дидактических пособий по ознакомлению детей и родителей (законных представителей) с республикой Чувашия, национальными чувашскими костюмами и узорами.
3. Подготовка практического материала для родителей (консультации, рекомендации и др.).
4. Определение форм работы с детьми и родителями (законными представителями).
II этап: Практический
Цель: Создание условий для формирования представлений детей о традиционной чувашской одежде, национальном чувашском орнаменте.
Знакомство детей с чувашским женским национальным костюмом происходит при прохождении тематических недель «Одежда, головные уборы», «Край родной Чувашия»
Образовательные области Мероприятия по реализации проекта
Познавательное развитие 1. Рассматривание чувашского женского национального костюма :
- особенности национального орнамента;
- нагрудные узоры кеске, сунтах;
- поясные набедренные украшения яркач, сара.
2. Рассматривание женских головных уборов: сурпан, масмак;
3. Художественно-дидактические игры и игровые упражнения: «Найди такой же узор»; «Найди одинаковые узоры»; «Что изображает узор» Воспитатели, дети, родители
Социально-коммуникативное развитие Беседа воспитателя о чувашском женском национальном костюме, национальном чувашском орнаменте, его особенностях.
Социальное партнерство с родителями
Взаимодействие с родителями (законными представителями) детей главным образом направлено на решение задач:
1. Повысить педагогическую грамотность родителей в сформировании их представлений о чувашском национальном женском костюме, национальном чувашском орнаменте.
2. Объединить усилия семьи и учреждения в создании условий для формирования у детей и родителей (законных представителей) представлений о национальном чувашском костюме, национальном орнаменте :
- участие в создании соответствующей предметно-пространственной среды в группе (приобретение дидактических и развивающих игр;
3. Создать альбом: «Национальный чувашский орнамент».
4. Создать мини музей «Национальный чувашский костюм» и др.
III этап: Заключительный
Была проведена педагогическая диагностика методом наблюдения за детьми в процессе занятий, бесед, практических заданий с целью выявления знаний детей о национальной чувашской одежде, национальном орнаменте.
Результаты педагогического наблюдения показали, что в процессе целенаправленной и системной работы у детей сформировалось представление о чувашском национальном женском костюме, национальном чувашском орнаменте; предпосылки к поисковой деятельности. Дети знают: как выглядит чувашский национальный женский костюм (названия частей одежды : рубашка (кепе, поясных украшений «сар», «яркч», особенности национального чувашского узора, названия головных уборов: (масмак, сурпан, как был украшен костюм (вышивкой) и многое другое
У детей расширился словарный запас. Они научились создавать линейный орнамент, состоящий из художественных элементов.
В ходе реализации проекта «Одежда наших прабабушек : Чувашская национальная женская одежда» были подготовлены:
- альбом «Национальные чувашские орнаменты»
- презентация по результатам проектной деятельности
В перспективе: Создание мини музея «Национальная чувашская одежда»