Кондратенко Оксана
Занятие в старшей группе «Лесные жители»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в средней группе. Тема: «Лесные обитатели-звери».
Образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Цель: обогащение представлений детей о лесных животных (зверях).
Публикация «Занятие в старшей группе „Лесные жители“» размещена в разделах
Задачи : 1. Познавательное развитие. Воспитывать интерес к окружающему миру. Дать детям представление о жизни лесных зверей зимой. Подвести детей к пониманию, что животных можно разделить на две группы : хищники и травоядные. Учить анализировать, делать выводы.
2. Речевое развитие. Обогащать и систематизировать словарь, глагольную лексику. Воспитывать культуру речевого общения, развивать диалогическую речь.
3. Социально-коммуникативное развитие. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. Формировать доброжелательное отношение друг к другу.
4. Физическое развитие. Упражнять в движениях- подражаниях животным.
Материалы к занятию : Иллюстрации с изображением животных, плоскостные фигурки животных, изображение сугроба, куста (зимний лес, снежинки, изображение следов животных.
Предварительная работа: чтение стихов и рассказов о животных (Е. Чарушин, В. Сутеев, В. Бианки, рассматривание иллюстраций диких животных, слушание кассеты «Голоса леса».
Ход:
В группе на полу лежат снежинки по кругу. Воспитатель приглашает детей:
Воспитатель: Собрались все дети в круг (встали на снежинки)
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся.
1) Воспитатель: Ребята, хотите пойти к старичку - лесовику в гости в лес? Повернитесь друг за другом, пойдём по тропинке (по следам). Посмотрим, что происходит зимой в лесу.
Воспитатель: Тихо, снег по пояс. Вот прекрасная полянка. Присаживайтесь. (На ковре перед доской) Смотрите, чьи-то уши выглядывают из-за куста. (Использовать плоскостное изображение зайца). Кто это? Чьи ушки? (зайца)
Воспитатель помещает картинку на доску.
Воспитатель: Остановился косой у дерева, встал на задние лапы, кору обгрызает. Голодно зайцу зимой. Кора да мелкие ветки - вот и вся еда. Вдруг насторожился заяц и наутёк. Что помогло зайцу заметить опасность? (Большие чуткие уши)
Воспитатель: Кого испугался заяц, как вы думаете? (лису, волка)
Воспитатель: Но нелегко догнать косого! Что помогает зайцу быстро бегать и далеко прыгать? (ноги). Задние ноги у него сильные и длинные, длиннее передних, поэтому следы задних ног, впереди передних оказались (показать иллюстрацию). Бежит заяц, петляет. Но если враг настигнет, то и тут задние лапы помогут. Как? (ответы детей) Ложится заяц на спину и начинает отбиваться задними лапами. Покажите, как заяц отбивается от своих врагов! (дети изображают зайцев)
Воспитатель: Ребята, а кто же гнался за нашим зайчишкой, угадайте. Чей хвост? (лисий) (Показать лисий хвост из-за сугроба)
Воспитатель: Убежал косой! Но не останется лиса без обеда. Она под снегом мышей отыскивает. Что ей помогает это делать? (слух и нюх) А если совсем холодно и голодно лисе будет, она пойдёт в деревню кур воровать.
Воспитатель: Кого ещё боится заяц? Это чей хвост? (Волчий)
Показать картинку волка.
Воспитатель: Волки охотятся стаями, обычно это волчья семья: волчица с волчатами и волк. Волки очень выносливы, долго они могут гнаться за добычей. Но не только зайцев едят волки. Нападают они на более крупную дичь. Посмотрите, чьи рога из-за куста видны? (оленьи).
Воспитатель: Олени бегают очень быстро. Сильные и здоровые олени обычно убегают от волков. Но если они встретились, то как будет защищаться олень? (острыми рогами и копытами). Иногда волки, когда очень голодны, нападают на оленью семью, где есть слабые, глупые оленята. Как вы думаете, как взрослые олени защищают малышей? Представьте себе, что вы (часть детей) волки, вы - взрослые олени. Волки нападают, стараясь схватить оленят. Что сделают их родители? (Дети решают проблему)
Если дети затрудняются, воспитатель помогает: олени встают в круг, внутри которого - оленята.
Дети угадывают кабана, лося по частям туловища, головы, выглядывающим из-за куста, отвечают на вопрос: «Чей?»
Воспитатель: Нападает волк и на кабана, и на лося. Лиса и волк - хищники. Они питаются мясом других животных.
Воспитатель: А чем питаются зимой олени, лоси? (Ветками, корой деревьев и кустарников). Их надо съесть очень много, чтобы наесться. Трудно кормиться после сильных снегопадов. Почему? Кустарники и низкие деревья оказываются под снегом, а ветки с высоких деревьев ни лось, ни заяц достать не могут. Поэтому зверей, как и птиц, зимой подкармливают: развешивают пучки растений, раскладывают сено, морковь, капусту.
Воспитатель: А это чей хвостик коричневый под сугробом? (медвежий) Что же мишка здесь делает? (спит) Прикроем его опять снегом осторожно, чтобы не разбудить. А кто ещё спит? (ёж)
2) Физкультурная минутка. (Дети идут по кругу, имитируя повадки зверей.)
У нас славная осанка, мы свели лопатки.
Мы походим на носках, а потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька-трусишка,
И как серый волк - волчишка.
Вот свернулся ёж в клубок,
Потому, что он продрог
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.
3) Дидактическая игра «Отгадай загадку».
Кто по ёлкам ловко скачет,
Кто в дупле орехи прячет
И взлетает на дубы?
Сушит на зиму грибы? (белка)
Зимой беленький,
А летом серенький.
Никого не обижает,
Всех сам боится.
(заяц)
Лесом катится клубок
У него колючий бок
Он охотится ночами
За жуками и мышами. (ёж)
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Пушистый хвост-краса. Кто это? (лиса)
На овчарку он похож. Что ни зуб-то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть. (волк)
Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой (медведь) .
4) Игры: «Назови детёнышей», «Назови родителей».
Воспитатель: Как называются дети зверей? (детёныши).
Я буду называть маму, а вы - детёныша. (Текст сопровождать движениями)
Как-то днём лесной тропой звери шли на водопой.
За мамой лосихой топал … лосенок (идут, громко топая)
За мамой лисицей крался …лисёнок (крадутся на носках)
За мамой ежихой катился… ежонок (приседают, медленно двигаются)
За мамой медведицей шёл… медвежонок (вперевалку)
За мамой белкой скакали… бельчата (скачут вприсядку)
За мамой зайчихой - косые… зайчата (скачут)
Волчица вела за собою… волчат (на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят (делают движения языком и лакают)
Дети садятся на коврик.
Воспитатель: А вы знаете, как зовут «папу» и «маму» волчонка (волк и волчица, ежонка (ёж, ежиха, лисёнка, медвежонка, зайчонка, оленёнка?
5) Дидактическая игра «Кто как голос подаёт?»
Воспитатель: Скажите, как подают голос звери? Что делает волк - (воет, лиса -(тявкает, медведь - … (ревёт, мышка -(пищит).
Воспитатель: Ребята, а как одним словом назвать всех зверей, о которых мы сегодня говорили? (Лесные звери). Вот и побывали мы в гостях у лесных зверей. Пора в детский сад возвращаться.
Воспитатель: Ты сначала улыбнись, на носочках поднимись.
Руку правую вперёд, ногу левую назад.
А теперь остановись, и немножко покружись.
Оглянитесь все назад - вы попали в детский сад.
Итог. Обратить внимание детей на ватман и картинки с изображением зверей. Предложить разложить картинки на ватмане.
Воспитатель: Как одним словом назвать тех, кто здесь изображён? (Лесные звери). Обводим их в большой круг. Как вы думаете, как обозначить то, что они живут в лесу? (изображаем ёлку и схематично животное над большим кругом). Что едят лиса и волк? (Других животных. Это хищники.) Что едят заяц, белка, лось? (Растения. Они травоядные)
Воспитатель: Значит, всех животных можно разделить на хищников и травоядных? Рисуем внутри большого круга два маленьких и над ними рисуем символы хищников и травоядных.