Елена Марченко
Занятие по ФКЦМ «В поисках Весны» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по ФКЦМ в подготовительной группе
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
АДМИНИСТРАЦИЯ ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШКОЛА № 13
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ОТДЕЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Технологическая карта занятия
Тема занятия : ФЦКМ «В поисках Весны»
Дата: 13.04.2023 г.
Публикация «Занятие по ФКЦМ „В поисках Весны“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Автор-разработчик: Марченко Елена Анатольевна, воспитатель ОДОД ГБОУ школа №13
Возрастная адресованность: дети 6 лет, ТНР
Длительность занятия : 30 мин.
ЦЕЛЬ: Обобщение знаний о характерных признаках весны.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЗАМЫСЕЛ:
1) Познавательное развитие: углубить знания о сезонных изменениях в природе, продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, совершенствовать навыки решения интеллектуальных задач.
2) Речевое развитие: совершенствовать грамматический строй речи через образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными, использование глаголов в тексте; закреплять навыки слогового анализа слов, закреплять умение отвечать на вопрос полным предложением, проговаривать словосочетания в правильной падежной конструкции, способствовать развитию связной речи через составление описательного рассказа по мнемотаблице.
3) Социально-коммуникативное развитие: формировать навыки самостоятельности и умения работать в группе, вызвать желание прийти на помощь, воспитывать уверенность в своих возможностях, создавать у детей эмоциональный, позитивный настрой, доброжелательное отношение друг к другу, чувство взаимопомощи, внимательного, бережного отношения к природе.
4) Физическое развитие: формировать зрительно-пространственное восприятие и ориентировку в пространстве, развивать гибкость и координацию движений.
5) Художественно-эстетическое развитие: воспитывать интерес и любовь к природе, развивать умение воспринимать красоту окружающего мира через музыку А. Вивальди.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Беседы о весне, рассматривание иллюстраций с перелетными птицами, чтение художественной литературы, просматривание слайдов о весне и перелетных птицах на компьютере, прогулки по весеннему парку, знакомство с развивающими играми «Составь слово по первым звукам»; «Когда это бывает?», «Четвертый лишний», «Сосчитай слоги в слове», знакомство с мнемотаблицей по лексической теме «Весна», решение кроссвордов.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ :
Демонстрационный материал: мнемотаблица на тему «Весна», аудиозапись со звуками завывания ветра, весеннего леса, произведение А. Вивальди «Весна», кукла Весна, игрушечный медведь, «испорченный» рассказ о весне, письмо от Весны, план движения к замку Снежной Королевы, бумажные облака с номерами, солнце и 8 лучиков на ковролин, дерево на ковролин.
Раздаточный материал: изображения перелетных и зимующих птиц, слова, разделенные на слоги, примеры для решения кроссворда, буквы, облачка и солнышки.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: личностно – ориентированное взаимодействие педагога с детьми; здоровьесберегающие; игровые.
МЕТОДЫ: словесные, наглядные, практические.
ПРИЕМЫ: беседа, внезапное нахождение объекта, выполнение игровых действий, игровая проблемная ситуация, поиск решения, продуктивная деятельность, динамическая пауза, демонстрация наглядных пособий, рассказ воспитателя, подведение итогов, рефлексия.
ДАЛЬНЕЙШАЯ РАБОТА: дети используют полученные знания в играх, в самостоятельном творчестве, совместной деятельности с родителями.
Этапы занятия
(Структурные компоненты деятельности) Содержание образовательной деятельности
Время Планируемый результат
Деятельность педагога Деятельность детей
1-я часть - вводная:
Организацион-ный момент -День сегодня необычный, и я хочу спросить: вы любите путешествовать?
-А сейчас хотели бы отправиться в путешествие?
Но сначала давайте поздороваемся с гостями, которые пришли к нам сегодня. !
Послушайте загадку и отгадайте, куда мы с вами отправимся.
Светает рано по утрам,
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечнику летят.
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко теплом ласкает.
Кто это время года знает?
-А для того, чтобы встретиться с Весной, я предлагаю вам отправиться в сказочный весенний лес. Давайте, возьмемся за руки, закроем глаза и скажем волшебные слова:
- Раз, два, три, четыре, пять!
Все, кто хочет погулять,
Оглянитесь, повернитесь,
В весеннем царстве очутитесь!
-Ну вот, мы и в волшебном лесу.
Дети здороваются и отгадывают загадку и принимают приглашение воспитателя.
1 мин
Психологическая и эмоциональная готовность к занятию.
Постановка и принятие детьми цели занятия
(мотивация или проблемная ситуация) Слышится завывание ветра
Ребята, а вам не кажется, что здесь как-то холодно и сыро! Ой, тут какое-то письмо. (читает письмо).
Письмо:
«Дорогие ребята! Пишет Вам Весна – Красна. Снежная Королева забрала меня в свой Ледяной Замок на далеком Севере. Она хочет, чтобы круглый год была только зима. Помогите мне, доберитесь до замка Снежной Королевы. Дети слушают письмо.
1мин
Способны воспринимать и удерживать информацию для выполнения исследовательской задачи.
2-я часть – основная:
Поиск решений проблемной ситуации,
актуализация знаний,
начало выполнения действий по задачам СООД -Что же делать, ребята? Ведь без Весны жизнь на земле невозможна!
-Ребята, а мы сможем вызволить Весну из замка Снежной Королевы? А что нужно для этого сделать?
Как же нам добраться до замка Снежной королевы?
- Смотрите, в этом письме еще какие-то облачка с номерами стрелки. Что это обозначает? Действительно, это похоже на карту
Для чего она, как вы думаете? Вы все поняли, какие вы догадливые! Смотрите на обратной стороне карты окончание письма.
Если Вы выполните все задания, то я, Весна – Красна, смогу вернуться к людям и оживить природу вокруг. Жду вас! Для путешествия высылаю вам карту из воздушных облачков. Они помогут Вам добраться до ледяного замка Снежной Королевы
Весна – Красна»
-Вы поняли, что нам надо сделать?
-Мы должны пройти длинный путь четко по порядку облачков, чтобы помочь Весне и превратить их в солнечные лучики, а заколдованный лес в весенний! Дети принимают решение отправиться в заколдованный лес, чтобы найти Весну.
Дети рассматривают карту, размышляют.
Узнают карту и понимают алгоритм дальнейших действий
2мин
Дети отправляются в заколдованный лес, чтобы добраться до замка Снежной Королевы и превратить тучки в лучи солнца и растопить замок.
Дети предлагают решение проблемной ситуации с опорой на вопросы воспитателя.
«Открытие» детьми новых знаний,
способа действий -Путь наш лежит через дремучий лес, но мы трудностей не боимся, ведь так?
-Посмотрите, какая узкая тропинка, идите осторожно, по одному на носочках, слева и справа глубокий овраг, смотрите внимательно, не упадите! -Ищите первое облачко!
1) Нужно назвать одним словом:
-Участок земли, где растаял снег?
-Цветок, растущий из-под снега?
-Март, апрель, май. Что это?
-Домик для птиц?
-Весной набухают на ветках?
-Тает снег, с крыш капает?
Лед плывет по воде?
-Какие вы молодцы! Вы получаете первый лучик!
-Пойдем дальше!
- Мы идем по густому лесу. Наклоняемся и проходим под большой веткой, маленькие ветки мы отводим руками в стороны, чтобы они не попали в глаза.
-Ищем облачко №2.
Вы должны назвать ласково те весенние слова, которые написаны на этом облачке:
Ручей, проталина, солнце,
капля, гнездо, река, листок.
-Ну вот у нас есть уже два лучика!
-Идем дальше!
-Смотрите, перед нами поваленное дерево, давайте аккуратно перешагнем через него, чтобы не упасть.
-Ищем следующее облачко.
А вот и облачко №3. Читаю задание: Какая бывает природа весной (снег, солнце, небо, ручеек, дождь, весна)
-Сколько слов о весенней природе вы знаете! За это вы получаете следующий лучик!
-Пойдем дальше!
- Мы идем по густому лесу.
А теперь перед нами ручеек, мы должны перепрыгнуть его, чтобы не замочить ноги.
-А вот и следующее облачко №4!
- а под облачком сидит
медведь! И почему-то он грустит!
-Я поняла, он только что проснулся после зимней спячки, перед ним записка, но ее прочитать невозможно, так как бумага размокла от весенней влажности и некоторые слова совсем невозможно прочитать!
В. : Мы
-Ребята, что же будем делать?
(читают письмо)
«Весной солнце…. Снег, …лужи, …ручейки. На деревьях….почки, из них…клейкие листочки. Прямо из-под снега…подснежники …. Насекомые. Из теплых стран… перелетные птицы. Они … гнезда, …птенцов».
-Медведя я сейчас пересажу в теплое место, смотрите, а под ним был еще один лучик! Вы чувствуете, что стало теплее и стали слышны звуки весеннего леса
-Ну что ж, мишке мы помогли прочитать письмо, а теперь получаем следующее задание от облачка №5.
Динамическая пауза. Дети выполняют команды воспитателя.
Ответы детей:
-проталина
-подснежник
-весенние месяцы
- скворечник
-почки
-капель
-ледоход
Динамическая пауза. Дети выполняют команды воспитателя.
ручеек, проталинка, солнышко, капелька, гнездышко, реченька, листочек
Динамическая пауза. Дети выполняют команды воспитателя.
Снег тяжелый, рыхлый, небо - голубое, светлое, высокое, яркое.
солнышко - теплое, лучистое, яркое
ручеек - чистый, звонкий, журчащий, звенящий, прозрачный.
весна - яркая, теплая, солнечная, веселая, цветущая, красивая, дождь- теплый.
Динамическая пауза. Дети выполняют команды воспитателя.
Дети сочувствуют медведю и видят перед ним странное письмо.
Дети предлагают помочь Мишке прочитать письмо.
-светит, пригревает (солнце)
-появляются (лужи)
-бегут, звенят, журчат (ручьи)
-набухают, появляются (почки)
-распускаются (листочки)
-расцветают (подснежники)
-просыпаются (насекомые)
-возвращаются, прилетают (птицы)
-вьют (гнезда)
-высиживают (птенцов)
2 мин
3 мин
3 мин.
Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка
Подбирают соответствующие существительные.
Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка
Подбирают уменьшительно-ласкательные слова.
Умеют подобрать нужные прилагательные.
Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.
Воспитанно, желание помочь в трудной ситуации.
Подбирают нужные глаголы, демонстрируют навыки согласования слов в предложении
Самостоятель-ное применение нового на практике,
актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы) Слышатся звуки весеннего леса
-Становится теплее и мне кажется, что стали слышны звуки весеннего леса. Какие звуки весеннего леса вы слышите?
-Смотрите, здесь много птиц, но весной к нам прилетают только перелетные птицы, а здесь все птицы перемешались. Ох и Снежная Королева! Хочет нас запутать.
-Давайте посадим на дерево только перелетных птиц.
-Молодцы, справились с заданием и получаете еще один луч. Ищем следующее облачко№6.
А теперь вы должны очень аккуратно пройти на полянку, которая находится в центре леса, сесть на свои пенечки и составить слова из слогов.
Молодцы, вы заслужили еще лучик.
-Ребята, на этой полянке появилось еще одно облачко № 7: вы должны решить математический кроссворд. Для начала вы должны правильно решить примеры. Так, примеры вы решили, что же делать дальше?
- Молодцы, ребята! А как вы понимаете выражение: "Идет Весна!"
-Ничего себе, какие вы молодцы! Вы очень много умеете и заслужили еще один лучик.
- Смотрите, я вижу последнее восьмое облачко!
Оно поможет нам завершить сегодняшнее путешествие. Вы видите перед собой рассказ, зашифрованный Снежной королевой. Если вы сумеете его прочитать, то замок растает и Весна придет к нам!
-Молодцы, вы отлично справились со всеми заданиями и получаете последний солнечный луч! Теперь мы можем собрать весеннее солнце,
-Смотрите, теплые лучи нашего солнца растопили Ледяной Дворец и к нам спешит Весна – Красна.
Вивальди «Весна» (звучит)
-И нам пора в детский сад.
-Давайте, возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и скажем волшебные слова:
- Раз, два, три, четыре, пять!
Мы возвращаемся назад!
Оглянитесь, повернитесь,
В своей группе очутитесь!
Дети узнают пение птиц, кваканье лягушек, шум ручья или лесной речки, пение птиц.
Дети сажают на дерево перелетную птицу и называют ее.
Продолжают путь соответственно плану.
Дети садятся за столы составляют слова: поч-ки, вес-на, пти-цы, ка-пель, ру-чей, гнез-до, скво-рец, ле-до-ход, про-та-ли-на, под-снеж-ник, пер-во-цвет,со-суль-ка
3-2=1 (и)
5-3=2 (д)
6-3=3 (е)
2+2=4 (т)
1+4=5 (в)
8-2=6 (е)
3+4=7 (с)
6+2=8 (н)
5+4=9 (а)
Взаимопроверка.
Дети находят числа с буквами на обороте. Понимают следующий алгоритм действия.
Дети объясняют получившуюся фразу «Идет весна»
Составляют совместный рассказ о весне по мнемотаблице.
1)Наступила весна-красна. У весны три месяца : март, апрель, май. Весной дни становятся длиннее, а ночи короче.
2) Солнце светит и сильно пригревает.
3) Снег начал таять, появились сосульки, звенит веселая капель.
4) Побежали, зажурчали ручьи, появились лужи, дети пускают кораблики.
5) Затрещал на реках лед, начался ледоход, появились проталины, прямо из-под снега расцвел подснежник.
6) Из теплых стран вернулись птицы. Они вьют гнезда, заселяют скворечники.
7) часто идет теплый дождь, на деревьях набухают почки, появляются первые листочки, первая травка.
8) Проснулся медведь после зимней спячки, просыпаются жуки и другие насекомые.
9) Девочки и мальчики радуются солнцу и весне!
Дети собирают солнце на ковролине. Ледяной дворец исчезает
Дети говорят «волшебные» слова.
2мин.
2 мин
3 мин
3 мин
1 мин
3 мин
Способны воспринимать и удерживать инструкцию к выполнению познавательной и исследовательской задачи.
Узнают и называют перелетных птиц, как один из признаков весны.
Умеют составлять слова из слогов.
Способны воспринимать и удерживать инструкцию к выполнению познавательной задачи.
Умеют решать математические кроссворды.
Умеют составлять описательный рассказ по мнемотаблице.
Проявляют навыки работы в группе и взаимопомощи.
Получают удовлетворение от совместной познавательной деятельности.
Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.
Получают эмоциональное удовольствие от результата проделанной работы.
3-я часть – заключитель-ная:
Вывод, итог, систематизация знаний, закрепление -Наше сказочное путешествие подошло к концу и мне хочется, чтобы вы вспомнили
Кому мы сегодня смогли помочь?
Чем Вам запомнилось наше путешествие?
Какая игра Вам понравилась больше всего?
Что было самым трудным для выполнения?
Дети отвечают на вопросы воспитателя.
2 мин Сформированы элементарные навыки самооценки.
4. Рефлексия
(+ самооценка) -Весна оставила нам облачко и солнышко. Если Вам было сегодня интересно поучаствовать в нашем путешествии, поиграть в игры, то берите себе Солнышко. Если Вам было грустно и не все удалось сделать, то берите облачко.
Дети выбирают себе солнышко или облачко.
1 мин