Власова Юлия
Занятие в подготовительной группе «Золотая хохлома»
▼ Скачать + Заказать документы
анятие в подготовительной группе
«Золотая Хохлома».
Программное содержание:
• Познакомить детей с хохломской росписью, ее историей, дать понятие для чего служит роспись, показать предметы, расписанные этой росписью.
Публикация «Занятие в подготовительной группе „Золотая хохлома“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
• Учить детей видеть и выделять характерные элементы росписи: ягоды, цветы, завиток, травка, листики и т. д.
• Закрепить у детей знания о народных промыслах: дымковском, филимоновском, городецком, гжельском.
• Развивать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади.
• Учить, самостоятельно выбирать колорит росписи, в зависимости от основного тона, развивать чувство цвета, творчество, фантазию.
• Воспитывать интерес к русскому декоративно – прикладному искусству.
• Продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и устного народного творчества.
Демонстрационный и раздаточный материал:
Хохломские изделия; аудиозапись русской народной музыки; посылка, расписанная хохломской росписью; диск с презентацией «Золотая Хохлома»; карта – схема; карточки – Лабиринты «Чей цветок» по количеству детей; сундучок; разрезные картинки «Народные промыслы» по количеству детей; цветные карандаши; Тонированные заготовки – шаблоны хохломской посуды (по несколько штук на каждого ребенка); кисти; тычки; гуашь; баночки с водой; влажные салфетки.
Предварительная работа:
• Познавательный рассказ воспитателя о хохломских изделиях.
• Чтение.
• Рассматривание альбомов декоративно – прикладного искусства: «Гжель», «Хохлома», «Городец», «Дымковская игрушка», «Филимоновская свистулька».
• Рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства.
• Заучивание потешек, стихов о русских народных промыслах.
• Загадывание загадок.
• Изготовление с детьми альбома «Промыслы России».
• Изготовление с детьми заготовок – шаблонов для хохломской росписи. Тонирование шаблонов.
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, возле двери нашей группы стояла посылка. (Показывает посылку и обращает внимание на крышку, расписанную хохломской росписью).
Как вы думаете, кто бы мог нам ее прислать? (Ответы детей). Я тоже думаю, что это хохломские мастера. А что вы знаете о хохломской росписи? Что ей расписывали? (Ответы детей). Какие элементы росписи вы знаете? (Ответы детей). Молодцы! А вы хотите посмотреть, что в посылке? (Открывает и достает диск).
Ребята, это не простая посылка, в ней видеоролик, который я вам предлагаю посмотреть.
Мультимедийная презентация «Золотая Хохлома».
(Во время показа презентации, воспитатель читает стихотворение П. Синявского «Хохлома».)
Хохломская роспись – алых ягод россыпь.
Отголоски лета в золоте травы
Рощи – перелески, шелковые всплески
Солнечно – медовой золотой листвы.
За окошком метели и морозы трещат,
А в избе за палитрой мастерицы сидят.
Ни цветка, ни травинки
В сером зимнем лесу,
Лишь сухие былинки ветер гнет на весу.
Пламя лижет дровишки и от печки тепла,
Словно летом, полянка
В их глазах расцвела.
Кисть купается в краске,
Здесь прижалась разок,
И блеснул на посуде золотой завиток.
Звонко тренькнет синичка
За промерзлым стеклом,
Кисть рисует реснички
Рядом с тем завитком.
А сухие былинки под веселым мазком
Превратились в травинки,
Усик вьется ползком.
Блещут краски так ярко
Золотой хохломы,
Что в лучах ее теплых
Согреваемся мы.
Воспитатель: Ребята, понравился вам видеоролик? А я вам предлагаю послушать рассказ о Хохломе и ее мастерах – умельцах.
Познавательный рассказ воспитателя.
Родина искусства Хохломы – Лесное Заволжье. По берегам рек Керженец и Узола издавна жили умелые мастера. Они изготавливали деревянную расписную посуду.
Происхождение названия промысла связано с местом продажи изделий. Хохлома – это крупнейшее торговое село, откуда поставляли золотистую расписную деревянную посуду на Макарьевскую и Нижегородскую ярмарки. Со временем и сами изделия стали называть Хохломой.
Изначально хохломская посуда изготавливалась при монастырях и предназначалась для царского двора. Позже, она стала любимой, популярной и среди простого народа.
Хохломские изделия изготавливают из липы. Перед использованием древесину предварительно выдерживают на открытом воздухе не менее года. Сначала из липы вытачивают на токарном станке формы изделий. Их просушивают, а потом покрывают жидким слоем местной жирной глины. Изделия становятся похожими на глиняные. Это делают для того, чтобы дерево не впитывало масло. Затем изделия смазывают льняным маслом и просушивают, потом три – четыре раза покрывают олифой. В последний раз сушат не до конца, а так, чтобы пристал порошок алюминия, который заменяет дорогие серебро и олово, которыми пользовались раньше. От алюминия изделия становятся блестящими, похожими на металлические. Теперь заготовки можно расписывать.
Расписывают изделия масляными красками. А кисточки для работы мастера делают из хвоста белки. Такими кисточками можно выполнять и очень тонкие и широкие мазки. Хохломские узоры наносят кистью без предварительной прорисовки орнамента карандашом. Каждый раз мастера создают дивные узоры, никогда не повторяя в точности предыдущий орнамент. Известный хохломской мастер Степан Павлович Веселов говорил своим ученикам: «Учитесь у стариков, да и у природы, а пишите свои узоры, что близки сердцу. Это и будет настоящее творчество».
В хохломской росписи с золотым фоном сочетаются красный и черные цвета. Иногда их дополняют зеленый, коричневый, желтый и оранжевый. Но фон является главным.
После росписи изделия покрывают лаком, а потом закаливают в печах. Под влиянием высокой температуры лак желтеет, а слой алюминия под лаком отливает золотым блеском. И вот деревянное изделие на наших глазах стало драгоценным, золотым.
Хохломская посуда не только красива, но и прочна. По словам хохломских мастеров, она не боится «ни жару, ни стужи».
Сегодняшняя хохлома, можно сказать, получила второе рождение. Художники не только сохранили лучшие традиции росписи, но и развили их, обогащая новыми приемами.
Воспитатель: Понравился вам мой рассказ? Ребята, но хохломские мастера прислали нам не только диск, но и приглашение к ним в гости. Хотите в гости к хохломским мастерам? Что бы попасть к ним в гости, мы должны выполнить несколько заданий. А что бы нам не заблудиться, мы будем использовать карту – схему.
(Дети вместе с воспитателем двигаются по карте и находят конверт с заданием).
Воспитатель. Ребята, вот и первое задание.
Игра «Лабиринт «Чей цветок»».
Задание. Разноцветными карандашами дети должны прочертить дорожку от гжельского цветка к гжельскому изделию, от хохломского цветка к хохломскому изделию и т. д.
Воспитатель. Молодцы! Все справились с первым заданием. Теперь двигаемся дальше.
Воспитатель. Ребята, здесь очень узкая тропинка, поэтому выстраивайтесь друг за другом. (По команде воспитателя дети преодолевают воображаемые препятствия).
1. Дети идут змейкой по воображаемой тропинке, вокруг кусты, деревья. На тропинке впереди большие лужи (дети перешагивают через лужи).
2. Далее перед ними – ручей. Через него перекинут мостик с перилами (дети переходят по мостику, сохраняя равновесие).
3. Тропинка ведет через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Перешли через болото.
4. Что это? Тропинка стала липкой от мокрой, раскисшей глины Ноги так и прилипают к ней. Еле – еле отдираем ноги от земли (дети идут, высоко поднимая колени).
5. А теперь на пути ветки деревьев наклонились очень низко (дети идут в полуприседе).
Воспитатель. Ребята, посмотрите, у нас на пути какой - то сундучок. Давайте посмотрим, что в нем? (Воспитатель достает конверты с «разрезными картинками»). Это второе задание.
Игра «Сложи картинки «Народные промыслы»».
Задание. Дети должны собрать разрезные картинки и объяснить, что на картинке не правильно и почему. ( Например: дымковская барышня - узор дымковский, а фон желтый (филимоновский); городецкая доска - узор хохломской, фон коричневый и т. д.).
Воспитатель. Молодцы! Все справились с заданием. Ну, вот мы и добрались до хохломских мастеров. И последнее задание, чтобы войти в мастерскую хохломских мастеров – умельцев, нужно прочесть стихи о народных промыслах.
(Во время работы детей, тихо звучит русская народная мелодия).
По окончании работы дети приносят расписанные изделия хозяюшке. Она хвалит детей за красиво расписанную посуду.
Воспитатель. Ну вот ребята, нам пришла пора возвращаться в детский сад.