Вера Карабчук
Духовно-нравственное воспитание, развитие эмоционально-волевой сферы. Занятие в подготовительной группе «Слепая лошадь»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
на примере притчи объяснить детям, как важно быть ответственным за свои слова и поступки, подвести к пониманию, что от этого может зависеть жизнь не только чужая, но и собственная.
Задачи:
Формировать эмоционально – волевую сферу и произвольное поведение через игры и притчу.
Развивать : память, внимание, мышление, речь.
Закрепить качества личности: доброжелательность, уважение, сопереживание.
Воспитывать коммуникативные качества: чувство группового единства, уважение к говорящему, способность видеть других и считаться с чужим мнением.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание, развитие эмоционально-волевой сферы, Занятие в подготовительной группе „Слепая лошадь“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лошади, лошадки. Конспекты занятий
- Лошадь, жеребенок, конь
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Подготовительная группа
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
Материал: иллюстрация лошади, музыкальная веселая фонограмма, карточки - схемы к игре «Сделай так»
Ход:
1. Упражнение. «Мое имя». Дети сидят в кругу. Ведущий выбирает одного ребенка, остальные придумывают ласкательные производные к его имени. Затем ребенок говорит, какое имя ему было приятнее всего слышать. Так придумывают имена каждому ребенку. Далее ведущий рассказывает о том, что имена растут вместе с детьми. «Когда вы подрастете, ваше имя тоже вырастит и станет полным, вас будут называть по имени и отчеству. Слово «отчество» произошло от слова «отец», оно дается по имени отца. Дети называют свое имя и отчество.
2. Беседа.
- Вы все вырастите, а взрослые должны отвечать за свои поступки, этому они учатся этому с детских лет.
- Я знаю замечательную пословицу: «Не давши слова - крепись, а давши слово - держись».
- Дети, как вы думаете, о чем говорится в пословице? (Ответы детей). Правильно, пообещал – значит надо выполнить обязательно).
- Всем очень нравится, когда такие обещания свыполняются. Особенно приятно если сделали то, что вам пообещали.
- Поднимите руку, кто хоть раз в жизни давал честное слово или обещание кому – то и не выполнил его. Хорошо это или плохо? Почему плохо? Как к таким людям относятся другие люди?
- Послушайте притчу, которая называется «Слепая лошадь».
3. Чтение притчи
В одном городе жил купец. Как-то собрался он в другой город, чтобы получить там большие деньги. Была у купца любимая лошадь, на которой он всегда по делам ездил.
Получил купец деньги и поехал обратно домой. Случилось проезжать ему лесом; там и напали на него разбойники. Плохо пришлось бы купцу, да, спасибо, лошадь выручила. Вырвалась она от разбойников и поскакала с хозяином во весь опор домой. Пообещал хозяин на радостях, что никогда не забудет этой услуги: будет до самой своей смерти кормить и холить лошадь.
Хозяина лошадь спасла, да себя, видно, скорым бегом повредила. Стала она хромать, да ещё вдобавок ослепла.
Слепая и хромая лошадь была не нужна купцу, велел он сначала её поменьше кормить, а потом и малого корма пожалел, велел лошадь на улицу выгнать и ворота затворить.
Дело было зимой. Долго, опустив голову, стояла лошадь у ворот и ждала, что её обратно впустят.
Настала ночь, лошадь продрогла, оголодала, а всё от ворот не отходила. Потом поняла, что ей тут ничего не дождаться, и побрела по улице. Слепая лошадь шла, вытянув шею, обнюхивала землю и стены и искала губами корма — травы или клочка сена. Только бедняжка ничего не находила — везде лежал снег. Так добрела она до площади, на которой стоял столб с колоколом.
В том городе с давних пор существовал такой обычай, что всякий, с кем случалась беда и кому нужна была помощь, приходил и звонил в колокол. На звон собирались на площади жители и старшины города и разбирали: в чём дело?
Лошадь добралась до столба, поймала зубами верёвку от колокола и стала от голода её жевать. Лошадь дёргала веревку, а колокол звонил. По всему городу пошёл громкий и протяжный звон. Пришли на площадь жители и видят: стоит лошадь и звонит в колокол. Кто-то из пришедших сказал:
- Это купца лошадь, видно, с ней беда случилась.
Послали городские старшины за хозяином.
Пришёл купец на площадь. А на ней уже много народу собралось, чтобы своими глазами увидеть, как лошадь на хозяина жалуется. Стыдно стало купцу за свой поступок. Поклонился он людям, собравшимся на площади по зову колокола, и повинился:
- Простите меня, люди добрые, обещал я кормить и холить лошадь, что спасла мне жизнь, а сам поступил с ней жестоко: слепую и хромую прогнал со двора на голодную смерть. Спасибо, что вразумила она меня.
Привёл купец лошадь к себе домой и стал заботиться о ней, как когда-то обещал.
А жители того города, чтобы все люди чаще вспоминали о том, что Бог велит и к животным быть милосердным, вырезали на камне картину, как слепая лошадь звонит в колокол, а над картиной написали слова: «Добрый имеет жалость к жизни братьям меньшим, — сердце же злых - жестоко». Стоит до сих пор на площади города этот камень в поученье людям.
(И. Горбунов - Посадов)
4. Беседа по притче
- Как называется притча?
- Вам понравилось, как купец поступил с лошадью? Почему нет? (Он не сдержал данного обещания, а ведь лошадь спасла ему жизнь).
- Другим людям понравился поступок купца? Почему нет?
- Чем закончилась притча? (Купец раскаялся и извинился, стал снова ухаживать за лошадью).
- А что могло бы произойти, если бы лошадь не вышла на площадь, а осталась стоять, или пошла бы в другую сторону, ведь она была слепая?
Эта притча учит нас понимать, как важно держать обещание, от этого может зависеть жизнь не только чужая, но и собственная.
5. Игра «Сделай так» движение выполнять под музыку.
Цель: развитие произвольного внимания. Двигаться под музыку и быстро переключать зрительное внимание на схему, выполняя движение, которое изображено на карточке.
6. Игра «Кто ушел?»
Цель: развитие памяти, внимания. Дети стоят полукругом. Педагог предлагает одному ребенку запомнить тех, кто находится рядом (пять-шесть человек, а затем выйти из комнаты или отвернуться и закрыть глаза. Кто-то из детей прячется. Воспитатель спрашивает : «Отгадай, кто ушел?». Если ребенок отгадает, то выбирает кого-нибудь вместо себя. Если ошибется, то снова отворачивается и закрывает глаза, а тот, кто прятался, возвращается на свое место. Отгадывающий должен его назвать.
7. Подведение итога.
Литература:
«Зернышки. Добрые истории для малых ребят». Вып. 3– Рязань: Зерна – Слов, 2013. – 32с.