Надежда Прокопкина
Занятие в подготовительной группе по ознакомлению с художественной литературой.
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: Формировать целостное восприятие художественного текста; закреплять знания детей об особенностях разных литературных жанров;
дать понятие: основные литературные жанры и малые фольклорные формы;
упражнять детей в подборе сравнений, синонимов, антонимов, воспитывать стремление к точному словоупотреблению.
Публикация «Занятие в подготовительной группе по ознакомлению с художественной литературой,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Подготовительная группа
- Темочки
Предварительная работа: Заучивание загадок (к занятию загадка о зайце индивидуально); повторение значения литературных жанров; проговаривание и заучивание пословиц, поговорок, скороговорок, чистоговорок; чтение сказок, рассказов, стихотворений; драматизация сказок.
Материал к занятию :
Для воспитателя:
1. Игрушка зайчик;
2. Иллюстрации к сказке;
3. Две шапочки «зайца»;
4. Портрет писателя Мамина- Сибиряка.
Для детей:
1. Альбомный лист;
2. Графитный карандаш.
Ход занятия.
1. Организация детей.
Вступительная беседа.
-Сегодня на занятии мы познакомимся с ещё одной сказкой, но сначала давайте вспомним: «Какие литературные жанры вы знаете?»
(басня, сказка, рассказ, стихотворение, поговорки, пословицы, скороговорки, песенки).
-Назовите знакомые поговорки, пословицы.
(1. При солнышке тепло, при матери добро.
2. Труд человека кормит, а лень портит.
3. Знай больше, а говори меньше.
4. Семеро одного не ждут.
5. Не умеешь шить золотом, так бей молотом. И др.)
-Вспомните скороговорки.
(1. На горе дубы, под горой грибы.
2. Хорош пирожок, внутри творожок.
3. Прохор и Пахом ехали верхом.
4. У осы не усы, не усищи, а усики.
5. Ест киска суп из миски,
Сыта киска, пуста миска.
6. Взял Валерка тарелку,
Взял Валерка поднос,
На подносе Валерка мне тарелку принёс. И др.
-Уточняю знания детей о жанровых особенностях.
1. Что такое сказка?
(Сказка-это выдумка, где животные разговаривают, одеваются в одежды; происходят сказочные превращения. В сказке помогают героям животные. Добро побеждает зло. В сказке есть начало (зачин) и конец.)
2. Что такое рассказ?
(В рассказе нет чудес и сказочных превращений. В рассказе говорится о том, случилось в жизни или могло бы случиться. В рассказе нет сказочных выражений.)
3. Что такое стихотворение?
(Литературное произведение написанное в стихотворной форме).
4. Что такое басня?
(Это короткая поучительная история. В басне говорится о животных, подразумеваются люди.)
-Запомните, ребята! Сказка, рассказ, стихотворение и басня-это основные литературные жанры. А все остальные жанры относятся к малым фольклорным формам.
-А теперь назовите сказки о животных и волшебные сказки.
(Конёк-Горбунок, Сивка-Бурка, Кот в сапогах, Крошечка Хаврошечка, Царевна лягушка, Сказка о рыбаке и рыбке).
2. Основная часть.
Загадка: Что за зверь лесной встал как столб перед сосной,
И стоит среди травы, уши больше головы (заяц).
-Назовите сказки, в которых одним из персонажей является заяц?
(Колобок, Теремок, Рукавичка, Заюшкина избушка и др.)
-Каким показан заяц в этих сказках?
(В этих сказках заяц показан слабым, трусливым, пугливым.)
-А теперь послушайте новую «Сказку про храброго зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост».Написал её писатель Мамин- Сибиряк.
1. Показ фотопортрета автора;
2. Чтение сказки;
3. Беседа по содержанию:
-Каким показан заяц, когда он был маленьким?
(когда заяц был маленьким он был трусливым. («Родился заяц в лесу и всего боялся»).
-Что решил заяц когда вырос?
(Он решил, что больше не будет никого бояться. Залез на пенёк и стал кричать об этом на весь лес).
-Расскажите, как хвастался заяц и как слушали его другие зайцы?
(Сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи.)
-Обратите внимание, что в сказке сказано разными словами, как собирались зайцы на поляну: сбежались- молодые зайчата,
приплелись- старые зайчихи.
-Подумайте, почему так сказал писатель?
(Старые зайцы не могут быстро бегать –они приплелись, а молодые зайцы шустрые, резвые и бегают они быстро- они сбежались.)
-Как вы думаете, какими словами можно сказать, как шли на поляну взрослые зайцы?
(Взрослые зайцы шли на поляну важно, солидно, неспеша.)
-Забрался заяц на пенёк и стал хвастаться своей храбростью, а что же произошло дальше?
(Другие зайцы не видели, а заяц- хвастун заметил волка и со страху подпрыгнул вверх, как мячик и упал прямо на широкий волчий лоб, кубарем прокатился по волчьей спине, перевернулся ещё раз в воздухе, а потом задал такого стрекача, что кажется был готов выпрыгнуть из собственной кожи).
-А что в это время делал волк?
(Он бежал в другую сторону. Когда заяц упал ему на лоб, волку показалось, что в него кто то выстрелил. Он убежал.)
-Где нашли зайца-хвастуна?
(Он лежал в ямке под кустом, еле жив от страха. Он услышал, что про него зайцы говорят и сам поверил, что никого не боится.)
-Можно ли сказать, что заяц в конце сказки стал храбрым?
(Нет. Потому что он со страха упал волку на лоб.)
3. Физкультурная минутка.
Зайцы скачут скок-скок-скок
Да на беленький снежок
Приседают слушают, не идёт ли волк?
Раз- согнуться, разогнуться,
Два- нагнуться, потянуться,
Три- в ладоши три хлопка.
Головою- три кивка!
На четыре- руки шире!
Пять, шесть- тихо сесть!
4. Упражнение «Как ты понимаешь это выражение?».
1. «Ушла душа в пятки.» (Испугался)
2. «Задал стрекача.» (Очень быстро убежал.)
3. «Выбился из сил.» (Устал, нет сил.)
4. «Задрать нос.» (Гордиться собой)
-Составьте предложения с этими выражениями.
( например: «Я так испугался большого паука, что душа ушла в пятки.»…
«Играя в догонялки я так долго и быстро бегал, что выбился из сил.» и др.)
5. Игра- пантомима: «На что похоже?».
Один ребёнок изображает хвастливого зайца, а другой- перепуганного, трусливого.)
-Какого по характеру зайца показал Павлик?Аня?
6. Самостоятельная работа детей. (Дети изображают на своих листах разнохарактерных зайцев.
7. Итог.
-Что нового узнали на занятии?
-С каким произведением познакомились?
-Кто автор сказки?
-Что понравилось на занятии больше всего?
-На занятии все работали хорошо, старались. Узнали много нового, многое повторили. Все молодцы!Всем спасибо!