Татьяна Данищенко
Занятие в музее для детей старшей группы на тему «Во дворе»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Познавательное развитие: познакомить детей с постройками на деревенском подворье.
Художественно-эстетическое развитие:
Художественная литература: познакомить с небылицей «Вор-воришко», потешками про животных, пословицами, скороговорками, повторить поговорки о строительстве избы.
Социально-коммуникативное развитие:
- познакомить с игрой «Мыши в амбаре»;
-совершенствовать навыки общения детей друг с другом и с педагогом.
Физическое развитие: тренировать ловкость, быстроту реакции в ходе подвижной игры «Пень».
Публикация «Занятие в музее для детей старшей группы на тему „Во дворе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
Литература: Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. М. : Детство – Пресс, 2000.
Ход занятия
(Дети проходят и садятся на лавочки).
- Здравствуйте, ребяточки,
Садитесь на лавочки,
Посидим, посидим,
О старине поговорим.
Мы с вами уже знаем, как строились старинные русские избы. Скажите, из чего их делали? (из дерева) Как назывались мастера, которые знали, как правильно построить избу? (плотники) Про строительство русский народ придумал пословицы и поговорки, давайте их повторим.
Из гнилого леса не на долго изба
Чем больше рук, тем легче труд
Каков строитель, такова и обитель
А сегодня я вам расскажу, что же ещё было вокруг избы, как назывались постройки, необходимые крестьянину.
Конечно же наши предки, жившие в избах, занимались сельским хозяйством, выращивали домашних животных. Каких вы знаете домашних животных, и какую пользу они приносят человеку? Крестьяне очень любили своих питомцев и придумывали про них весёлые стишки - потешки.
*
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шёлкова бородушка.
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Деткам спать не даешь?
*
Ты, коровушка, ступай,
В чисто поле погуляй,
А придёшь к нам вечерком,
Нас напоишь молоком.
*
Бычок, бычок,
Смоляной бочок,
Бодучие рожки,
Резвые ножки.
-Овечушки, косматушки,
Кому вас пасти, мои матушки?
Бабка стара, внучка мала,
Старому деду не сойти со двора.
-А внучек на что?
Про домашних животных были придуманы скороговоки – фразы, в которых повторяются одинаковые звуки или их сложные сочетания, но их нужно произнести быстро.
*Ходит квочка около дворочка,
Водит деток около клеток.
*У тридцати трёх поросят тридцать три хвостика висят. (Дети пробуют произнести скороговорки вместе с педагогом).
Своих животных крестьяне держали в специальном строении, которое называли сарай, хлев, двор. Его тоже строили из брёвен, внутри делали перегородки – получалось отделение для какого-нибудь животного. Каждая скотинка знала своё место: куры вечером залетали на свою жёрдочку – насест – где-нибудь в уголке сарая, овечки, козы, корова и телёнок, приходя из стада, всегда заходили в своё отделение. Крышу на сарае часто крыли соломой или сеном, если зима была холодная и долгая, крестьяне снимали солому с крыши и кормили ей изголодавшихся домашних животных. Про хлев русский народ придумал поговорку: Наживи хлевину, а потом и скотину. (Дети рассматривают карточку с изображением сарая, кладут её около избы).
Ещё на крестьянском подворье было небольшое строение из камня с плоской крышей. Называлось оно амбар, в нём крестьяне хранили зерно.
Баснями амбар не наполнишь
Не тот хлеб, что в поле, а тот, что в амбаре
Каменные стены защищали от воров и от грызунов. (Дети рассматривают карточку с изображением амбара, кладут её около избы).
Я сейчас вам расскажу небылицу про такого маленького вора – воришку.
Вор-воришко
Залез в амбаришко,
Полез в окошко,
Упал в лукошко!
А ещё для припасов очень вредны грызуны, они едят зерно. Посмотрите, в наш амбар залезли мыши, прогрызли дырочку и перемешали все припасы, давайте его разберём?
Задание на развитие мелкой моторики «Мыши в амбаре»
(Дети разбирают припасы на две кучки).
На деревенском подворье было ещё одно деревянное строение, называлось оно овин. Там сушили привезённое с поле зерно, которое было ещё на колосках. Его развешивали на шестах и сушили теплом, которое поступало от специальной печки. Без огня овина не высушишь – говорил русский народ. (Дети рассматривают карточку с изображением овина, кладут её около избы).
На Руси всегда любили мыться в бане. (Дети рассказывают истории из своего опыта). Даже иностранцы, дивились, как русские парятся в очень жаркой бане, стегают себя берёзовыми прутиками (веник, а потом ныряют в прорубь или натираются снегом. Не на каждом подворье была баня. Иногда её строили около речки, чтоб воду легче было носить, и ходило в её много человек, по очереди. (Дети рассматривают карточку с изображением бани, кладут её около избы).
Про баню говаривали:
Жар костей не ломит
Баня правит, баня всё исправит
От мытья частого тело живёт
Баня без пара – что щи без навара
В бане веник дороже денег.
Иногда около дома крестьянин выкапывал колодец. В одних колодцах воду вытаскивали, накручивая верёвку или цепь на бревно, а в других опускали один конец длинной жерди с верёвкой – такой колодец назывался журавль. Издалека он был похож на долговязую птицу, наклоняющую голову. (Дети рассматривают карточку с изображением колодца, кладут её около избы).
А вот загадка про такой колодец:
Бык ревёт, хвост до неба дерёт (колодец).
И, конечно, всё подворье и огород около дома были загорожены забором, тыном или плетнём, сделанным из веток, кольев.
Вот какое было хозяйство у крестьянина. Давайте с вами вспомним, какие постройки были на территории крестьянского подворья, для чего они были нужны. (Дети собирают карточки с изображением построек, называя их).
Дети называют избу и играют в игру «Пень».
Дети занимают места по периметру избы, водящий в центре, ему кричат:
Пень, пень, дай конопель,
Трошку горошку.
Маслица с ложку.
И после слов меняются местами, водящий пытается занять чьё-либо место. Тот, кто остался, становится водящим.
Дети называют постройки, с которыми познакомились на занятии и раскладывают карточки с их изображением вокруг избы.
На этом наша встреча подошла к концу. До свидания, ребята!