Ясуркаева Зарема
Конспект занятия в старшей группе «Уход за рыбками»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное обеспечение:
• Учить детей чистить аквариум; закреплять умение ставить перед собой цель и доводить начатое дело до конца; представлять последовательность трудового процесса с помощью моделей; устанавливать связь между потребностями рыбок как живых организмов и определенными условиями среды, созданием этих условий.
• Развивать умения детей доказывать, делать выводы; закреплять знания об аквариумных рыбках, среде их обитания; активизировать словарь: отстояться, пересаживать водоросли, ракушки.
• Воспитывать желание заботиться о рыбках, создавать для них благоприятные условия.
Темочки:
Оборудование и материалы: тряпочки, таз, ведро, шланг, передники, банка, модели потребностей, модели трудового процесса.
Предварительная работа: рассматривание рыбок и наблюдение за ними; кормление рыбок, уход за ними, составление моделей, помощь воспитателю при чистке аквариума.
Ход занятия
Воспитатель. Дети, давайте почистим аквариум и поменяем в нем воду.
Дети надевают фартуки, готовят необходимые инструменты. Появляется Винни-Пух. В руках он держит банку, накрытую салфеткой.
Винни-Пух. Здравствуйте, ребята. (Дети здороваются.)
Воспитатель. Винни-Пух, что ты принес?
Винни-Пух. Это рыбки. Я хочу вам их подарить.
Воспитатель. Спасибо, мы как раз сегодня моем аквариум.
Винни-Пух. Зачем его мыть? Он и так чистый.
Воспитатель. Дети, объясните Винни-Пуху, зачем мыть аквариум.
Дети объясняют, что стенки аквариума стали зелеными, на них появился налет, на дне и на водорослях — осадок от корма, вода уже застоялась и т. д. Рыбы в такой воде плохо себя чувствуют.
Винни-Пух. Можно я останусь посмотреть, как вы меняете воду? Я тоже хочу научиться.
Воспитатель. Можно, Винни-Пух. Что мы будем делать, чтобы рыбкам хорошо жилось? (Ответы детей.) Что нужно рыбкам для жизни? (Ответы детей.) Выберите модели потребностей рыб. (Дети выставляют модели потребностей Рыб.) Теперь я вам покажу модели, которые вам помогут сделать все по порядку. (Воспитатель выставляет модели последовательности трудовых действий при чистке аквариума.) Что мы сделаем сначала?
Дети. Пересадим рыбок.
Винни-Пух. Сейчас я их сам поймаю руками.
Воспитатель. Нет, Винни-Пух, этого делать нельзя. Пока мы будем мыть и чистить аквариум, рыбок мы пересадим в банку с чистой водой специальным сачком. (Воспитатель предлагает одному ребенку взять сачок и пересадить рыбок в банку.)
Винни-Пух. Я налью воду из-под крана в банку и туда пересадим рыбок.
Дети. Нет, нужна отстоявшаяся вода. (Ребенок пересаживает рыбок в банку сачком.)
Воспитатель. Винни-Пух, ты понял, как и куда пересаживают рыбок?
Винни-Пух. Да.
Воспитатель. Чтобы ты не забыл, вот картинка (показ моделей).
Винни-Пух. Теперь можно вылить воду.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, что теперь надо сделать?
Дети высказывают предположения; если не будет правильного ответа, воспитатель говорит: «Сейчас надо вынуть водоросли и ракушки». Дети вынимают, складывают в таз с водой.
Воспитатель. Чтобы Винни-Пух не забыл, что делать дальше, поставим картинку.
Винни-Пух. Теперь-то надо вылить воду.
Воспитатель. Да, сейчас я вылью воду. Это делается так.
Воспитатель с помощью шланга выливает воду в ведро. Дети помогают, поддерживают шланг, ведро. Воспитатель дает задание ребенку найти для Винни-Пуха картинку, чтобы он не забыл эти действия. Ребенок ставит модель.
Воспитатель. А сейчас необходимо вымыть аквариум, водоросли, камушки, ракушки.
Воспитатель помогает детям разделиться на три группы : первая моет водоросли; вторая - стенки и дно аквариума; третья - ракушки и камешки. Воспитатель показывает каждой группе, как надо выполнять задания.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Все стало чистым, вы справились с заданием.
Винни-Пух. Теперь можно запускать рыбок.
Воспитатель. Дети, как вы думаете, можно запускать рыбок?
Дети. Нет!
Воспитатель. Почему? (Ответы детей.) Конечно, в пустом аквариуме рыбки жить не могут. Сейчас нужно сделать все в обратном порядке (показывает модели, дети говорят, что нужно делать).
Дети. Сначала надо положить песок, камешки, ракушки, водоросли.
Дети с помощью воспитателя заполняют аквариум.
Винни-Пух. Сейчас я туда налью воды. Вот ведро, вылью ведро и все готово.
Воспитатель. Нет, Винни-Пух, воду надо лить тонкой струйкой. Как вы думаете, ребята, почему? (Ответы детей.) Да, если лить сильной струей, то весь песок поднимется, вода станет мутной. Посмотрите. (Воспитатель льет сильной струей воду в заранее подготовленный сосуд с песком.) Вот что получится, если вылить воду так, как хочет Винни-Пух.
Воспитатель наливает воду в аквариум.
Воспитатель. Чтобы Винни-Пух не забыл, поставим картинку (модель).
Винни-Пух. Наконец-то! Запускаем рыбок.
Воспитатель. Нет, Винни-Пух. Рыбок в аквариум после его чистки, после того как мы налили туда чистую воду, запускают через несколько дней. Ребята, как вы думаете, почему?
Дети высказывают предположения.
Воспитатель (обобщает, подводит итог). Чтобы в аквариуме сформировалась определенная среда, чтобы растения закрепились, чтобы осел песок, чтобы вода насытилась кислородом, который выделяют водоросли.
Винни-Пух. Хорошо, я приду через несколько дней и посмотрю, как вы сажаете рыбок.
Дети. Приходи, Винни-Пух.
Воспитатель. Винни-Пух, чтобы ты не забыл, как ухаживать за рыбками, мы покажем тебе картинки.
Дети выставляют модели последовательности трудовых действий при уходе за рыбами.