Елена Алёшина
Занятие «Удивительные камни» по рисованию на природном камне в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель Алёшина Елена Леонидовна
Рисование на камешках по замыслу. Превращения камешков.
Задачи. Учить детей создавать художественные образы на основе природных форм (камешков). Познакомить с разными приёмами рисования на камешках разной формы. Совершенствовать изобрази-тельную технику (выбирать художественные материалы в соответствии с поставленной задачей и реализуемым замыслом). Развивать воображение.
Публикация «Занятие „Удивительные камни“ по рисованию на природном камне в подготовительной группе» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
Предварительная работа. Подготовка для занятия чистых и просушенных камешков разной формы, величины и расцветки. Рассматривание и обследование камней разных форм и размеров, с различной поверхностью (шероховатой, зернистой, гладкой, округлой, вытянутой, заострённой.). Игры с камнями : «Найди похожий», «Узнай на ощупь». Конструирование из природного материала (опредмечивание природных форм); рассматривание и обследование предметов мелкой пластики (скульптуры малых форм).
Материалы, инструменты, оборудование. Чистые и просушенные камешки разной формы, величины и расцветки; широкий ас-сортимент художественных материалов: мелки, пастель, карандаши, фломастеры, гуашевые краски, кисточки разного размера; баночки с водой, салфетки бумажные и матерчатые; скульптура малых форм (например, зайчонок, мышка, птичка, медвежонок, слоник, дельфин, грибок); поворотный диск для демонстрации мелкой пластики.
Содержание занятия.
Воспитатель показывает детям несколько скульптур малых форм (например, зайчонка, мышонка, птичку, медвежонка, грибок и т. д., выставляя их поочерёдно на поворотный диск. Спрашивает, знают ли дети, что это такое, подводит к выводу о том, что это не настоящие зайчонок, мышонок, грибок, а их изображения, причём изображения объёмные и называются они скульптурами.
Педагог рассказывает детям, что скульптура - это вид искусства, в котором художники - скульпторы - создают образы людей, животных, сказочных существ. Эти образы объёмные, поэтому мы можем посмотреть на них спереди, сзади, сбоку и сверху, даже можем обойти вокруг и осторожно потрогать, погладить. Бывают скульптуры очень большие - их устанавливают на улицах городов, в парках, возле театров и административных заданий. И бывают скульптуры совсем маленькие -такие, как вот эти (педагог ещё раз обращает внимание детей на мелкую пластику). Такие скульптурки можно увидеть в музеях, художественных салонах и на выставках. А ещё мелкие скульптуры продаются в магазинах, чтобы люди могли украсить ими свой дом. Скульптуру всегда делает мастер. Чаще всего скульптуры изготавливают из камня или дерева с помощью специальных инструментов.
Затем педагог предлагает детям самим создать необычные скульптуры из камней и камешков.
- Давайте представим, что мы с вами -скульпторы. Сейчас каждый из нас выберет камешек и превратит его в скульптуру. Я выбрала вот этот камешек. Держу его в ладошках, поглаживаю - он такой прият-ный на ощупь, гладкий и немножко шершавый. Рассматриваю камешек со всех сторон, поворачиваю и стараюсь понять, кого или что он мне напоминает. (Далее приведён пример опредмечивания конкретной природной формы; каждый воспитатель приводит свой пример с учётом особенностей того или иного камешка.) Если поверну вот так, - увижу грибок. Если посмотрю с другой стороны, - увижу жука. Кто из них мне понравился больше? Пожалуй, жук. Вот у него продолговатое туловище, а вот голова и будто крылышки раскрывает, чтобы взлететь. Надо усилить, подчеркнуть, «проявить» эти черты. Возьму фломастер и буду рисовать прямо на камешке : проведу линии по крылышкам, чтобы они стали более заметными, прорисую глазки. Теперь возьму пастель и раскрашу крылышки пятнышками. (Педагог рисует на камешке разными материалами, сопровождая показ комментарием.) Вот какой красивый жук! А теперь вы выберите камешки, которые вам нравятся, рассмотрите их и превратите в красивые скульптуры.
Воспитатель читает стихотворение В. Шипуновой «Картинки из лужи» :
Мамонт хоботом из лужи
Голубой воды набрал
И на камушках ненужных
Васильки нарисовал.
На скале - лоскутик неба.
На тропинке - мотылька.
Жаль, что мелковата лужа,
Жаль, что лужа не река.
Дети выбирают камешки, художественные материалы и начинают рисовать на камешках.
После занятия. Дети составляют рассказы о своих «оживших» камешках, проводят мини-выставку скульптур малой формы.
Чтение рассказа Г. Р. Лагздынь «Живой камушек» :
Берег моря сплошь покрыт мелкими камушками. Камушки круглые, плоские, продолговатые, овальные: серые, чёрные, с красными, зелёными, оранжевыми прожилками. Но больше всего серых, гладких, белёсых от высохшей на них морской соли. Море без конца катает их, шлифует, полирует.
Я рассматриваю камешки, глажу и подкидываю на ладони, складываю в кучки. Вдруг вижу: между камушков пробирается жучок. Жучок похож на божью коровку, только спинка песчаного цвета, со светлым мраморным рисунком. С камушка на камушек, ловко перебирая тремя парами лапок, карабкается жучок. Вот он соскользнул, перевернулся, полежал на своей мраморной тарелке, сложив на груди лапки, и снова побежал. Я попробовала его взять. И только прикоснулась, как замер жучок, лежит, словно мёртвый, лапок не видно, все под себя подобрал.
Положила я жучка на ладонь, на красивую мраморную спинку, ножками вверх. Тихо лежит жучок, только усики вздрагивают. Наверно, волнуется?.
- Беги, жучок! Беги!
Снова с камушка на камушек куда-то по своим делам пробирается жучок с полированной спинкой, так похожий на маленький, обкатанный морем камушек.
- Предлагаю сегодня рисовать на камушках, превратить при помощи красок невзрачные, серые камни в необычные, яркие образы: ягод, божьих коровок, других жучков, лягушек, цветы, все что захотите.
Воспитатель показывает детям образцы разрисованных камушков, дает возможность пофантазировать детям и выбрать то, что они хотят нарисовать. На доске и камнях показывает наглядно как нарисовать тот или иной рисунок. Дети самостоятельно работают за столами.
- Вам понравилось рисовать на камнях? (Ответы детей)
Дети рассматривают раскрашенные камушки, рассказывают, что интересного они узнали на этом занятии, что им понравилось, а что было сложно.