Безякина Наталья
Занятие учителя-логопеда в соответствии с требованиями ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
План.
I. Вступление.
II. Построение занятия в соответствии с требованиями ФГОС :
а) системно-деятельностный подход;
б) технологии обучения;
в) современная структура урока в рамках ФГОС;
г) этапы урока по ФГОС в начальной школе;
д) анализ урока на основе системно-деятельностного подхода.
III. «За и против».
I.Главный ресурс ФГОС — учитель, «…это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет…»
Публикация «Занятие учителя-логопеда в соответствии с требованиями ФГОС» размещена в разделах
Пришло время каждому учителю разобраться, к чему новому он должен быть открыт, что ему необходимо делать по-новому. Переосмысление возможно только на основе анализа учителем своей педагогической деятельности и сравнения её результатов с результатами установленными новыми стандартами обучения.
II.Основной идеей современного урока является единство обучения, воспитания и развития. Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели, цели урока.
Каждый урок – это не только расширение кругозора учащихся, но и развитие его личности: речи, культуры спора, ответа, личностных особенностей. Современный ребёнок должен уметь использовать свои знания для решения новых проблем. Поэтому современный урок должен быть основан на жизненных ситуациях, видении перспективных условий для решения задач, которые нам предлагает решать общество. Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.
Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.
Как же построить такой урок?
Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?
Современный урок должен быть основан на жизненных ситуациях, видении перспективных условий для решения задач, которые нам предлагает решать общество. Решение всех этих задач как нельзя лучше обеспечивает системно-деятельностный подход в процессе обучения.
а) Системно-деятельностный подход подразумевает выстраивание совместной деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока таким образом, чтобы цель урока стала личной целью ученика, чтобы ученик сам, используя различные средства, планировал свою деятельность и чтобы результат урока стал значимым для самого ученика.
Системно-деятельностный подход способствует развитию личности ребенка на основе универсальных учебных действий. Он выделяет ученика как деятеля в образовательном процессе, а учителю отводится роль организатора и управленца этого процесса.
Задача учителя – создавать для каждого ситуацию успеха, не оставляя места для скуки и страха ошибиться – того, что тормозит развитие. Внешние стимулы (оценка, поощрение, наказание) при этом теряют свою значимость и уступают место внутренним стимулам (познавательный интерес, творчество, потребность в качественном образовании).
Современный урок в контексте реализации ФГОС должен отвечать определённым требованиям :
- спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
- подвести учащихся к самостоятельному определению цели и задач урока;
- на уроке важно осуществлять индивидуальный подход каждому ученику;
- содержать разные виды деятельности;
- стимулировать развитие познавательной активности ученика, развивать у детей креативное мышление;
- урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.
Учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками, используя групповые формы работы, работу в парах, учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; вывод делают сами учащиеся; проводится самооценивание и взаимооценивание результатов учащимися; максимум творчества и сотворчества; учитель создает благоприятный психологический микроклимат, предупреждает гиподинамию путем разнообразных форм коллективной деятельности, способствует эмоциональному благополучию школьников; в центре внимания урока – дети; учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как стремление учащихся, настроение детей, их возрастные особенности; умение демонстрировать методическое искусство учителя; планирование обратной связи, рефлексия; урок должен быть добрым.
б) В современном уроке важны технологии обучения, обеспечивающие формирование у учащихся универсальных учебных действий, достижения метапредметных результатов. Таких технологий множество:
-технологии личностно ориентированного обучения;
-технология дифференцированного обучения;
-технология проблемного обучения;
- технология диалогового обучения;
-технология рефлексивного обучения;
-педагогика сотрудничества;
-проектные технологии;
-игровые технологии;
- ИКТ-технологии и другие.
в) Современная структура урока в рамках ФГОС – это последовательность отдельных этапов урока, их логическое взаиморасположение, а также взаимосвязь этапов урока и варианты их взаимодействия между собой, возникающие в процессе обучения.
Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере сосредоточивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.
Учебная деятельность включает в себя следующие компоненты:
- учебная задача;
- учебные действия;
- действия самоконтроля и самооценки.
Учебная деятельность - самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознает.
Учебная задача - цель, которую перед собой ставит ученик (Чему? Зачем).
Учебное действие - система существенных признаков понятия или алгоритм (Как).
Самоконтроль - определение правильности выполненного действия (Правильно).
Самооценка - определение правильности выполненного действия (Хорошо? Можно лучше).
Выделяется ряд показателей эффективности современного урока:
• логика изучения учебного материала соответствует логике изложения материала в учебнике;
• используются возможности дифференцированного подхода к слабоуспевающим и наиболее подготовленным ученикам;
• соблюдены нормы педагогической этики;
• темп урока оптимален для данного коллектива детей;
• в течение урока была обеспечена оптимальная для данного класса смена видов деятельности; соблюдены гигиенические условия учебного труда;
• созданы условия для формирования навыков общения и для активизации внимания детей;
• дидактическая задача урока решена.
Основной идеей современного урока является единство обучения, воспитания и развития. Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели.
Учитель должен уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации. В этом и состоит главная задача современного учителя.
г)
№ Этапы урока по ФГОС в начальной школе Дидактические задачи Показатели реального результата решения задачи
1 Организация начала занятия.
Подготовка учащихся к работе на занятии. Готовность группы и оборудования, быстрое включение учащихся в работу.
2 Подготовка к основному этапу занятия. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
3 Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.
4 Первичная проверка понимания. Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция. Понимание сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.
5 Закрепление знаний и способов действий. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.
6 Обобщение и систематизация знаний. Формирование целостной системы ведущих знаний по теме. Активная и продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации.
7 Контроль и самопроверка знаний. Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции. Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.
8 Подведение итогов занятия. Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.
9 Рефлексия. Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.
Никакой предмет нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным.
Таким образом, использование приёмов проблемного обучения и групповых форм работы даёт учителю возможность реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников. Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. У обучающихся формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе.
д) Анализ урока на основе системно-деятельностного подхода.
1. Время самостоятельной работы учеников (не менее 50% времени урока).
2. Время, в течение которого говорил учитель (не более 10 минут).
3. Сколько учеников отвечали на уроке и сколько времени (все).
4. Время, в течение которого ученики двигались (не менее 5 минут).
5. Сколько учеников готовы к восприятию нового материала (после проверки).
6. Сколько учеников ушли с урока с полным пониманием нового учебного материала (после проверки).