Olga
Занятие «Где прячется крахмал?»
▼ Скачать
Занятие
Тема: Где прячется крахмал?
Цель. Обогатить знания детей о картофеле, о крахмале и его свойствах. Опытным методом определить содержание крахмала в разных продуктах питания. Развивать мышление, логику, память, развивать способности к поисковой деятельности. Воспитывать аккуратность в работе.
Материал. Клубни картофеля, различные продукты питания, вода, емкости для опыта, ситечко, йод, пипетки, салфетки.
Публикация «Занятие „Где прячется крахмал?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Крахмал. Свойства крахмала
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
Ход занятия.
Мы начинаем очередное занятие исследовательского клуба «Эко и Я».
- Сегодня мы будем не просто детьми, а настоящими учеными исследователями.
- Скажите, кто такие ученые? Чем они занимаются? (ответы детей)
- Правильно, ученые занимаются научной деятельностью. Любая наука – это познание. Ученые проводят различные опыты, эксперименты. Сначала ученые задают вопросы, а потом сами пытаются на них ответить. Полученные результаты своих исследований учение обязательно фиксируют в специальных журналах.
- Поскольку, вы сегодня тоже будете учеными, то вам тоже предстоит поставить проблемный вопрос, найти на него ответ, проведя опыты, зафиксировать результаты своих опытов и конечно, сделать выводы.
- Ребята, а где ученые проводят свои эксперименты, исследования? (ответы детей)
- Вот и у нас с вами сейчас группа превратилась в мини лабораторию.
- Ребята, у вас на столах тарелочки с неизвестным веществом. Это и есть объект нашего исследования.
- Потрогайте это вещество.
- Что ощущаете? (поскрипывает на пальцах)
- Давайте опишем это вещество. Какое оно? (порошок белого цвета)
- А теперь я предлагаю вам проверить еще одно свойство этого вещества – растворимость в воде.
- Как можно это проверить? (добавить в воду и размешать)
- Добавьте в стакан с водой ложку этого вещества и размешайте.
- Какой вывод можно сделать? (это вещество в холодной воде не растворяется)
- Итак, давайте обобщим свойства, которыми обладает объект нашего исследования. (порошок белого цвета, не растворяется в воде, поскрипывает при сжатии)
- Чтобы узнать, как называется вещество, обладающее указанными свойствами вам нужно отгадать загадку:
Как хрустит он хорошо –
Этот белый порошок.
Он в блины идет, в кисель.
Очень вкусно, ты поверь.
Ты уж, верно, угадал?
То – картофельный … (крахмал)
- Итак, объект нашего исследования – крахмал.
- Ребята, кто знает или догадался, из чего получают крахмал?
- А зачем людям крахмал? Где его используют? (ответы детей)
- Правильно крахмал используют для приготовления киселя, при выпечке тортов, как компонент лекарственных средств – его добавляют в таблетки. А еще при помощи крахмала можно накрахмалить рубашки и юбки.
- Ребята, а как думаете, вы употребляете крахмал в пищу? (ответы детей)
- Конечно, ложками мы крахмал не едим. Но оказывается, что крахмал – это невидимое вещество, которое содержится в большинстве продуктов, которые мы с вами употребляем в пищу. Но просто так увидеть крахмал в продуктах мы не можем.
- Сегодня на занятии, в ходе проведенных экспериментов мы с вами должны будем ответить на следующие вопросы:
1. Как обнаружить крахмал?
2. Где прячется крахмал?
- Если в конце занятия мы сможем ответить на эти вопросы, то наше занятие прошло успешно.
- Итак, начинаем. Чтобы обнаружить, где содержится крахмал, нам понадобится «волшебная» жидкость – обычная настойка йода из домашней аптечки.
- Давайте сначала выясним, какого цвета йод.
- Капните йод при помощи пипетки на ватный диск на тарелочке.
- Что увидели? Какого цвета йод? (коричневого)
- А теперь давайте посмотрим, что произойдет, если капелька йода встретится с крахмалом.
- Для этого проведем следующий опыт.
ОПЫТ
- Возьмем 3 стакана с чистой водой.
В стакан добавлять ничего не будем.
Во стакан добавим 1 ложку крахмала.
В стакан добавим 1 ложку пищевой соды.
- А теперь добавим несколько капель йода в каждый из стаканов.
- Что наблюдаете? (ответы детей)
(В стаканах №1 и №3 раствор пожелтел. В стакане №2, где был раствор с крахмалом, йод изменил цвет на фиолетовый)
- Итак, какой вывод можно сделать? (если крахмала нет, то йод сохраняет свой цвет, а если есть крахмал, то йод меняет цвет на фиолетовый)
- Химики используют эту реакцию для того, чтобы установить, содержится ли в том или ином пищевом продукте крахмал.
- То есть присутствие крахмала во всех продуктах можно проверить одной каплей йода.
- Ребята, теперь вы можете ответить на первый вопрос нашего занятия?
- Так как же обнаружить крахмал? (при помощи йода)
- Итак, на первый вопрос ответ мы получили. Осталось выяснить - где прячется крахмал – «невидимка».
- Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам поработать в своих лабораториях и протестировать продукты питания на наличие крахмала.
Дети тестируют продукты питания муку, яблоко, картофель, морковь.
-Что произошло? (Ответы детей)
-Значит в картофеле есть крахмал. Чтобы получить самим крахмал нужно просто высушить сок картофеля.
(дети трут картофель на терке и отжимают сок, процеживают и ждут когда осядет, затем сливают осторожно воду и выкладывают для сушки).
- Дети вы пили кисель? (Ответы детей) Оказывается, чтобы кисель стал густым, в кипящий ягодный морс добавляют разведённый в воде крахмал. Сейчас мы его приготовим (воспитатель делает небольшое количество киселя, дети наблюдают)
Подведение итогов
Воспитатель: Давайте ребята вспомним, что мы узнали о картофеле.
(Ответы детей по схеме на доске)
Молодцы!
Угощайтесь.
Приятного всем аппетита. (пьют заранее приготовленный кисель)