Ольга Мастьянова
Занятие с детьми старшего дошкольного возраста по формированию толерантности
▼ Скачать + Заказать документы
Неотъемлемой частью воспитания детей является воспитание толерантности. Мы живем в большом обществе, в котором люди имеют множество различий: национальность, внешность, физические особенности, вероисповедание, раса, привычка одеваться, мнения, образ жизни, обычаи. Важно научить ребенка уважать других людей независимо от всех наших различий, быть терпимыми к остальным, поддерживать мирные отношения с каждым, общаться с остальными людьми а равных. Также важным направлением в воспитании толерантности является пробуждение здорового интереса у ребенка в том, чтобы сравнить отличия между людьми, за счет чего ребенок сможет погрузиться в изучение истории, культуры, биологии и географии.
Публикация «Занятие с детьми старшего дошкольного возраста по формированию толерантности» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Конспекты занятий
- Темочки
Цель:
1. Учить детей доброжелательности друг с другом.
2. Формирование правильных социальных установок.
3. Развитие эмпатии и толерантности по отношению к сверстникам.
4. Знакомство детей с понятием «толерантность».
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте дети! Я рада вас видеть! Давайте с Вами поздороваемся и пожелаем друг другу хорошего дня.
Упражнение «Доброе утро»
Дети встают в круг и говорят:
Доброе утро, Миша! (Улыбнуться и кивнуть головой.)
Доброе утро, Даша! Доброе утро, Ольга Андреевна! (имя отчество воспитателя)
Доброе утро, солнце! (Все поднимают руки)
Доброе утро, небо! (Разводят в стороны)
Доброе утро всем нам! (Могут обнять себя или соседа, затем руки опускают). Молодцы!
Воспитатель: Сейчас я хочу прочитать вам сказку Г-Х. Андерсена «Гадкий утенок». (Сказка зачитывается детям до момента, когда утенок убегает с птичьего двора).
Воспитатель: Почему утенок убежал с птичьего двора? Теперь давайте наши пальчики превратятся в утят.
Пальчиковая гимнастика «Утята»
Стая маленьких утят поклевать еду хотят
Зерен, крупки и жучка и конечно червячка (По очереди соединяем большой палец с остальными пальцами, начиная с указательного, сначала на правой, а потом на левой руке)
Одного утенка обижали (дети грозят пальцем)
И к еде его не подпускали (стучат кулаком по столу)
Он взлетел на забор и покинул птичий двор (машут ладонями, как крыльями).
После пальчиковой гимнастики педагог читает сказку до момента, когда утенок узнает, что он лебедь. После этого обсуждаем, как дети поняли этот отрывок.
Воспитатель: Кого встретил утенок в своей жизни? Как к утенку относились те, кого он встречал? Почему с утенком никто не хотел дружить? Что чувствовал утенок, когда с ним плохо обращались? О чем мечтал утенок?
Дети отвечают на вопросы воспитателя. Педагог выстраивает беседу с детьми таким образом, чтобы подвести детей к соответствующим выводам о том, что мы все абсолютно разные, но у нас у всех есть желания, мечты и мы во многом похожи между собой, хотя внешне можем отличаться друг от друга.
Игра «Все мы разные»
Цель: Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста.
Дети становятся в две шеренги так, чтобы один ребёнок стоял напротив другого.
Воспитатель: «Ты на друга посмотри, в чём отличие назови». Дети по очереди должны назвать одно отличие себя от ребёнка, стоящего напротив в другой шеренге. Сначала говорят дети, стоящие в одной шеренге, потом — в другой. (у меня красное платье, а у Маши – белое, у меня косички, а у Даши – хвостики, у Сережи светлые волосы, а у меня – черные, у меня розовые бантики, а Никита не носит бантики и т. д.)
Игра «Все мы похожи»
Цель: Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Проводится так же, как игра «Все мы разные», но дети называют общее между собой и другом. Например: «я сегодня громко пела песню про маму и Наташа громко пела, у меня короткие волосы и у Миши короткие, у меня есть братик дома и у Алисы есть дома братик и т. д.»
После проведенных игр педагог заканчивает читать сказку и проводит завершающее обсуждение по всему содержанию сказки.
Воспитатель: Что почувствовал лебедь, когда узнал, кто он такой? Он чувствовал себя счастливым? Почему? Была ли у вас похожая ситуация, когда Вы были также счастливы как утенок-лебедь?
Педагог с детьми делает вывод о том, что нельзя оценивать человека по его внешности, а нужно быть добрым к другим, учиться терпимости, уважать любого человека, даже если он чем-то отличается от нас.
Релаксация «Утенок»
Дети ложатся на ковер, включается спокойная музыка.
Воспитатель: Представьте, что каждый из вас маленький утенок, свернитесь клубочком, потому что вы только вылупляетесь, вы становитесь больше и сильнее, медленно выпрямляетесь, ложитесь на спину. Но вам грустно, потому, что все на птичьем дворе издеваются, тыкают пальцем, вам приходится убегать, потому что они продолжают клевать и смеяться над вами. Ты еще маленький и испуганный, прячешься в травке. Тебе очень грустно и одиноко. Ты закрываешь глаза и засыпаешь. Во сне ты видишь красивых лебедей! Вы вытягиваете шею и крылья, но не можете пойти за ними. Ты прячешься в укрытие и ждешь весны. Наконец она пришла, выходишь из укрытия, расправляешь крылья и вытягиваешь шею. Ты идешь на озеро. Плаваешь в воде, смотришь на свое отражение и видишь какой ты красивый! Ты самый красивый лебедь! Все восхищаются тобой! Вам немного неловко, потому что к этому не привыкли, но ты очень-очень счастлив! Ты плывешь по воде, она теплая и радостная, вокруг тебя самые красивые птицы на свете, лебеди, твоя семья. Наконец-то ты дома! Просим детей открыть глаза, выключаем музыку.
Обсуждаем с детьми какие эмоции они получили от этого занятия. Обязательно закрепляем с ними полученную информацию о том, что важно уважать друг друга, не судить никого за его внешность, всегда поддерживать друг друга и оставаться добрыми и терпимыми к людям, которые в чём-то не похожи на тебя.