Лариса Гришина
Занятие «Русский народный танец «Хоровод»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по теме
«Русский народный танец «Хоровод»
Место проведения МБДОУ № 110 «Мальвина», подготовительная группа,музыкальный зал.
Оборудование: рояль, магнитофон, мультимедийная установка, музыкальные инструменты для игры, платочки.
Публикация «Занятие „Русский народный танец „Хоровод“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Русские народные танцы
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
Цель: Создание атмосферы творческого взаимодействия детей и музыкального руководителя при реализации собственных танцевальных замыслов.
Задачи: 1) Совершенствовать технику исполнения русских шагов и элементов русского народного танца.
2) Познакомить детей с разными видами русского народного танца «Хоровод».
3) Развивать творческую инициативу и способность к самовыражению в танце.
4) Воспитывать в детях чувства бережного отношения к традициям танцевальной культуры русского народа.
План занятия :
1. Введение детей в атмосферу занятия.
2. Разминка по кругу, основанная на шагах в русском характере.
3. Разминка на середине зала.
4. Повторение движений в русском характере и построение из них танцевальных комбинаций.
5. Презентация обучающихся «Хоровод» - русский народный танец».
6. Исполнение композиции «Хоровод».
7. Показ рисунков о перестроениях в хороводе.
8. Сообщение детей о музыкальном сопровождении хоровода, игра «Арина», «Найди свой инструмент».
9. Подведение итогов.
Ход открытого занятия.
Выход детей в зал фигурой «змейкой», мелким шагом на полупальцах.
Поклон.
Педагог: Кто может ответить, какой характер у мелодии, под которую вы зашли в зал?
(напевная, грустная, мягкая, мелодичная, светлая, неторопливая).
Педагог: А к какому виду танца можно отнести эту мелодию?
- Да, правильно, к хороводу, танцу, который мы будем подробнее изучать на нашем занятии.
Как вы думаете, какие цели мы поставим перед собой?
Дети:
- я думаю, мы подробнее познакомимся с танцем хоровод.
- возможно, мы узнаем что –то новое о танцевальных костюмах.
- Я думаю, мы продолжим знакомиться с движениями в русском народном характере
- Узнаем о рисунках танца.
Педагог: Как обычно, мы начинаем круговую разминку, заводим на круг.
Дети перестраиваются в круг.
1. Исполнение комбинации «переменный шаг».
2. Шаг с остановкой на каблук.
3. Шаг с каблука.
4. Тройной притоп.
5. Танцевальный бег.
Дети встают на места лицом «на зеркало».
1 воспитанница: Если танца будет мало,
Есть у танца поворот.
Мы станцуем все сначала,
А потом наоборот.
Проводится разминка с использованием движений в русском характере, которые в старину исполнялись в игровых хороводах.
1. Руки и «гармошка».
2. Плечи и «елочка».
3. Деми плие и «каблучное» упражнение.
4. Шаг пятки – носки и гранд плие.
5. Поворот через правое и левое плечо и «подбивка»
6. «Ковырялочка».
7. «Молоточки» (комбинация)
Дети двигаются назад, в конец зала.
Исполняются прыжковые упражнения.
1. Притопы 4 одинарных, 2 тройных.
2. 4 бега и поворот с поджатыми ногами.
3. Прыжки по 6 раз и с поджатыми ногами.
Педагог: К этому занятию готовилась не только я, но и вы. О танце «Хоровод» расскажут нам Эвелина и Татьяна.
Презентация по теме «Хоровод – русский народный танец»
Музыкальный руководитель: Дети, русский народный танец является одним из наиболее распространенных древних видов народного творчества. Он возник на основе трудовой деятельности человека. В танце народ передает свои мысли, чувства, настроение, отношение к жизненным явлениям. Танец – это яркое, красочное творение народа, являющееся художественным образом его многовековой многообразной жизни. Народный танец очень содержателен.
Хоровод – танец массовый в котором могли принять участие все желающие, но чаще всего участником и организатором была молодежь. Хороводы исполняются в быстром, медленном и средних темпах, но все же при слове «хоровод» возникает картина плавного движения стройных девушек-лебедушек, медленная уверенная поступь парней «ясных соколов» и разнообразные замысловатые рисунки.
Хороводы весьма разнообразны в своих построениях, но все -таки наиболее типичной начальной формой построения большинства хороводов является круг. Часто можно встретить двойной круг – круг в круге. Иногда танцующие образуют два круга, как бы переливаются один в другой и движение их образует рисунок «восьмерка». Большие круги и маленькие кружочки – очень распространенная форма построения русского хоровода.
Костюм – это не только внешняя форма танца, но и визитная карточка России; народная одежда, используемая в танце многообразна, отличается высоким художественным вкусом.
Костюм состоит из рубахи и сарафана. Рубаха может быть с красной вышивкой из батиста и кисеи, а так же белой гладкой. Шьется из прямых полотнищ холста с не выкроенными проймами. У шеи образуется густая сборка и обшивается узкой полоской ткани. Сарафан обязательно должен быть длинным. Цвета могут быть разными. Поверх сарафана одевают коротену (душегрея без рукавов из парчи).
На голове повязка – кокошник. Это высокая шапочка без дна завязывается сзади лентами. Дополняет костюм белый кружевной платочек, ожерелье из янтаря, серьги, перья и цветы. Сарафан может быть разного цвета, по предпочтительно малинового. Шьется из шелка, ситца и сатина и спереди украшается кружевом.
В современной обработке костюм шьется из легких тканей, используют укороченный вариант для быстрых, ритмичных плясок ; но покрой, цветовые особенности, вышивка и формы остаются неизменными.
Педагог: Спасибо, девочки за интересный рассказ.
А девочки из 2 –ой группы из ранее изученных фигур хоровода составили нам танцевальную комбинацию.
Воспитанница Даша: У Петровских, у ворот
Вьется, вьется хоровод,
Вьется, вьется хоровод,
Собирайся, народ!
Исполняется композиция «Хоровод».
После того, как закончилась композиция, девочки идут и берут в руки листочки с рисунками хоровода и встаю к зрителям спиной.
Педагог (обращаясь к остальным участникам) : Скажите, а какие фигуры использовали девочки в своей комбинации? И, когда они называют эти фигуры, девочки с рисунками поворачиваются и показывают правильно названную фигуру (листок).
Педагог играет русскую народную песню «Во поле береза стояла». На фоне музыки
педагог: Березонька моя, березонька,
Береза моя белая,
Береза кудрявая.
Стоишь ты, березонька,
Посреди долинушки
На тебе, березонька
Листья зеленые.
(обращаясь к воспитанникам) какая песня сейчас прозвучала? Слово предоставляется
3 –ей творческой группе, которую подготовила Лариса Викторовна.
Л. В. : Музыка – родная сестра хореографии. Хоровод неразрывно связан с песней.
Она не только основа танца, но и его художественная сущность. Танец должен быть органически связан с музыкой и должен раскрывать ее содержание. Танец и музыка дополняют, взаимораскрывая друг друга.
Настя: Хороводы исполняются в медленном, среднем и быстром темпах, но все же при слове «хоровод» возникает картина плавного движения стройных девушек – «лебедушек».
Лиза: Многочисленные песни, под которые водят хоровод, могут исполняться в различном темпе. Следовательно, и хороводы разнообразны по темпам. По песне определяется тема или содержание хоровода. В хороводных песнях существуют темы труда, воспевания природы, любви. Движение хоровода, его рисунок или игровые моменты всегда исходят из песни, сопровождающей хоровод.
Света: Хоровод, в песне которого имеются действующие лица, игровой сюжет, то содержание песни разыгрывается всеми участниками хоровода одновременно. Исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы и характеры героев. Часто персонажами песни являются животные, птицы, и тогда участники хоровода подражают их движениям, повадкам. Больше всего тем для игровых хороводов содержится в песнях, отражающих жизнь и быт народа.
Все воспитанники показывают игровой хоровод «Арина».
Педагог: Спасибо вам за выступление, а теперь давайте поиграем в игру «Найди свой инструмент».
Игра «Найди свой инструмент»
Музыкальный руководитель: на следующих занятиях мы продолжим изучать русский народный танец и будем знакомиться с танцем «Перепляс».
Я вас всех хотела бы поблагодарить за активное участие на этом занятии и за хорошую настроение на занятии.
Поклон.
Уход детей «змейкой» из зала.