Получи документы

Методическая разработка «Русский хоровод»

Лариса Рябинина
Методическая разработка «Русский хоровод»
▼ Скачать + Заказать документы

етодическая разработка серии занятий по приобщению дошкольников к истокам русской культуры средствами музыкального воспитания «РУССКИЙ ХОРОВОД»

АВТОР: Рябинина Лариса Александровна,

музыкальный руководитель

МБДОУ детский сад №7»Золотой ключик»

городского округа город Шарья

Костромской области

Пояснительная записка

Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю, культуру как свои собственные.

Публикация «Методическая разработка „Русский хоровод“» размещена в разделах

Глубокий, духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, сможет и у ребенка пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотического и нравственного воспитания лежит духовное самоопределение.

Моя педагогическая деятельность направлена на приобщение детей старшего дошкольного возраста к музыкальной культуре, обогащение музыкальных впечатлений детей при восприятии музыкальных произведений разного характера, развитие музыкального слуха, певческих навыков, движений под музыку, обучение игре на детских музыкальных инструментах, воспитание художественного вкуса.

Свою работу с детьми осуществляю в разных формах и видах детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Поставленные задачи реализую в непосредственно образовательной деятельности, ритмической гимнастике, танцевальных движениях и музыкально-речевых упражнениях, в совместных праздниках, развлечениях, досугах, в ходе индивидуальной работы с детьми по развитию музыкальных способностей. Широко использую игровые формы и методы обучения. Особое внимание уделяю созданию музыкальной предметно-развивающей среды в каждой возрастной группе, что позволяет более качественно и эффективно решать образовательные задачи.

Приоритетом в своей работе по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста считаю приобщение старших дошкольников к истокам русской народной культуры. Условно разделила на несколько направлений.

Во-первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Например, русские народные музыкальные инструменты. Это поможет детям с самого раннего детства понять, что они – часть великого русского народа.

Во-вторых, следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, стихи, хороводы). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками и загадками, пословицами и сказками, приобщаем детей к общечеловеческим нравственным ценностям. Потешки, прибаутки звучат как ласковый говорок, выражая доброту, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках восхваляются положительные качества или высмеиваются человеческие недостатки. На основе потешек проводятся музыкально-дидактические игры и хороводы, а на основе русских народных сказок - музыкальные постановки и мюзиклы.

В-третьих, большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции.

По моему мнению, именно в дошкольном возрасте необходимо закладывать все основы русской культуры, знакомить с различными народными жанрами искусства (в том числе и музыкой) и прививать детям любовь к родному краю; учить их любоваться красотой русских произведений живописи, музыки, архитектуры и других; развивать в них чувство патриотизма и гордости за свою Родину, где так много талантливых людей подарили миру шедевры.

Приобщение детей к истокам русского народа, нравственное, гражданское и патриотическое воспитание будущего поколения является одним из направлений государственной политики в сфере образования. Актуальность данной разработки заключается в обеспечении правильного подхода к формированию русской народной культуры на основе музыкального воспитания, с учетом возрастных возможностей детей старшего дошкольного возраста и их индивидуально-творческих проявлений.

Цель: Приобщать детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами музыкального воспитания.

Задачи:

Знакомить детей с русскими народными музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов и в оркестровой обработке.

Продолжать развивать у детей навыки восприятия музыкальных произведений. Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха.

Продолжать учить детей понимать дирижерские жесты и играть на детских народных музыкальных инструментах: трещотках, бубнах, треугольниках, шумелках; исполнять музыкальные произведения в дуэте, квинтете, оркестре.

Закреплять умение вовремя вступать со своей партией, внимательно слушать музыкальное сопровождение, игру своих товарищей.

Воспитывать у детей эстетический вкус, приобщать к музыкальной культуре своего народа. Развивать творческое отношение к музыке в передаче образов в русских народных музыкальных играх и хороводах, импровизации попевок.

Поставленные задачи возможно реализовать в различных формах организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста:

Непосредственно образовательная деятельность по музыкальному воспитанию на основе интеграции образовательных областей проводятся два раза в неделю.

Совместная образовательная деятельность в режимных моментах: музыкальные праздники, развлечения, музыкально – дидактические игры, хороводы, слушание музыкальных произведений

Создание условия для самостоятельной детской деятельности.

Дополнительное образование детей старшего дошкольного возраста в рамках вариативной части образовательной программы проводится два раза в месяц во вторую половину дня.

Таким образом, расписание образовательной деятельности по музыкальному воспитанию может выглядеть следующим образом:

В результате системы работы можно ожидать следующие результаты:

Интерес и отзывчивость детей старшего дошкольного возрастай к русским народным музыкальным произведениям и произведениям русских композиторов.

У детей старшего дошкольного возраста сформированы умения играть на детских музыкальных инструментах соло, дуэтом, в оркестре, умения вступать со своей партией, внимательно слушать музыкальное сопровождение, игру своих товарищей.

Использование воспитателями в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в ходе режимных моментов русских народных музыкальных игр и хороводов.

У детей старшего дошкольного возраста сформированы представления о народных праздниках и традициях, произведениях русского фольклора.

Дети старшего дошкольного возраста являются активными участниками музыкальных народных праздников и развлечений, музыкальных постановок русских народных сказок, творческих музыкальных конкурсов.

Созданы условия для самостоятельной деятельности детей.

Способами проверки результатов реализации данной разработки является педагогическое наблюдение образовательной деятельности по музыкальному воспитанию и достижения детей старшего дошкольного возраста (лауреаты и призеры) в творческих музыкальных конкурсах различного уровня.

Критерии освоения ребенком детской музыкальной деятельности.

Старшая группа

Интерес к игре на русских народных инструментах.

Объем исполняемых произведений.

Выразительность исполнения.

Техничность исполнения: правильность приемов игры на двух ложках и русских народных инструментах, ритмический ансамбль.

Легкое, непринужденное сочетание игры на ложках, русских народных музыкальных инструментах с пением и движением.

Подготовительная к школе группа

Эмоциональность исполнения.

Техничность, ритмичность исполнения приемов игры на двух, трех ложках, русских народных и самодельных музыкальных инструментах.

Творческие проявления.

Мой опыт в направлении приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской культуры средствами музыкального воспитания может быть полезным для воспитателей, музыкальных руководителей дошкольных образовательных организаций, а также студентам и родителям. Предлагаемые мной материалы ориентированы на организацию образовательной деятельности с детьми 5 – 7 лет.

Содержание работы в старшей группе

Содержание работы в подготовительной к школе группе

Методические рекомендации по обучению игре на детских музыкальных инструментах

Ударные народные инструменты особенно привлекательны для юных музыкантов. Обучение игре на большинстве ударных инструментов (рубель, трещотка, хлопушка и др.) не требует длительного времени и специальной подготовки, в то время как выработка соответствующих игровых навыков позволяет в дальнейшем без особого труда осваивать более сложные ударные инструменты, приемы игры (на трех, четырех и большем количестве ложек).

При игре на ударном инструменте главная роль принадлежит кисти руки, хотя в той или иной степени участвуют также плечо и предплечье. Подвижная, гибкая, эластичная кисть творить чудеса, выполняя замысловатые ритмические фигуры,

богатые тембровыми красками. Мышцы кисти руки не должны быть напряжены, что поможет избежать скованности и зажатости движений при игре на инструменте, а также быстрой утомляемости.

Инструмент следует держать в руках крепко, но без напряжения. Основным способом звукоизвлечения является удар, складывающийся из нескольких фаз: замах руки, направленное движение к источнику звука и воспроизведение звука, отскок – возвратное движение руки. Для получения красивого звука необходим постоянный слуховой контроль за направленностью, силой и качеством удара.

Развитие мышц кистей рук, координации движений достигается в процессе систематических занятий. С помощью специальных упражнений вырабатываются необходимые умения и навыки. Например, эффективно исполнять партию ритмического сопровождения в медленном темпе. По мере усвоения и закрепления исполнительских навыков, доведения их до автоматизма можно прибавлять темп. Рекомендуется исполнять ритмические рисунки, меняя динамику, что активизирует слуховое восприятие.

Процесс обучения игре следует начинать со специальной разминки рук без инструмента. Это позволит подготовить к игре исполнительский аппарат, сформировать и отрефлексировать необходимые для игры мышечные ощущения, развить координацию рук. Например, прежде чем дети начнут играть на трещотке (прием игры «Волна», с ними проводится игра-разминка «Шофер» : они имитируют движения рук шофера, крутящего руль автомобиля. Или перед тем как дети заиграют на коробочке, им предлагается, меняя руки, «побарабанить» по своим коленкам.

Приемы игры на двух ложках

Ударяют одной ложкой о другую.

Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт;

«Маятник» - это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном;

«Мячики» - в этом и последующих случаях обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена. Затем этот прием усложняют;

«Трещотка» самый распространенный исполнительский прием — ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью;

«Плечики» - ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева;

«Коленочки» - ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа;

«Качели» - ударяют ложками по колену и по кисти приподнятой до уровня глаз левой руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево, вправо. На сет «один» - удар по колену; «два» - полунаклон влево, удар по ложкам приподнятой левой руки; на счет «три» - удар по колену; «четыре» - полунаклон корпуса вправо, удар по приподнятой руке;

«Дуга» - на счет «один» - удар ложками по колену. На счет «два» - удар ложками по локтю левой руки;

«Глиссандо» по коленям. Обе ложки держат тыльными сторонами друг к другу в правой руке и выполняют скользящие удары по коленям;

«Линеечка» - ударяют ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и полу;

«Солнышко» - ударяют ложками по ладони левой руки, постепенно поднимая руки и обводя вокруг головы слева на право (получается круг);

«Круг» - ударяют по ладони левой руки, плечу левой руки, плечу правой руки, колену правой ноги;

«Капельки» - одиночные и двойные удары по коленям, по ладони, плечам, ладони и колену, левому и правому колену, левому и правому плечу.

Рекомендации по изготовлению народных

и самодельных музыкальных инструментов.

Цели и задачи этого подраздела программы следующие: приобретение детьми трудовых, конструкторских и изобретательских навыков, знакомство с развитием русской музыкальной инструментальной культуры и народных художественных промыслов, изготовление народных и самодельных музыкальных инструментов, ансамблевое исполнительство на изготовленных инструментах, формирование потребности передавать свои знания, умения, опыт младшим товарищам. В процессе такого и, музыкального, и трудового обучения происходит комплексное, всестороннее развитие детей.

Труд, ориентированный на четко поставленные цели, задачи и предсказуемый результат и имеющий художественную направленность, побуждает детей у продуктивной творческой деятельности.

В процессе формирования логического мышления у детей возникает интерес к причинно-следственным связям явлений и предметов. Дети интересуются: из чего сделан тот или иной инструмент, как образуется звук у музыкального инструмента, сравнивают его форму с формами знакомых предметов.

Самостоятельное изготовление музыкальных инструментов является одним из самых активных методов музыкального и трудового воспитания. Дети уже во время первого знакомства с народными инструментами выражают желание придумывать, создавать музыкальные инструменты.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Детский мастер-класс «Поделка из бросового материала «Русский хоровод»Детский мастер-класс «Поделка из бросового материала «Русский хоровод» ДЕТСКИЙ МАСТЕР - КЛАСС ИЗ БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА "РУССКИЙ ХОРОВОД"ЦЕЛЬ:Развитие творческих способностей детей. ЗАДАЧИ:Воспитывать аккуратность.

Методическая разработка «Играем в «Классики»Методическая разработка «Играем в «Классики» Классики – детская подвижная игра. У современных детей другие приоритеты – они заняты телевизором, компьютером и прочими благами техники.

Конспект занятия «Матрешек русский хоровод». Цель: Познакомить детей с малыми русскими фольклорными формами (загадками, считалками, чистоговорками, играми, частушками). Задачи: Образовательные:.

Методическая разработка «Бизиборд»Методическая разработка «Бизиборд» Ознакомившись с методикой Монтессори захотелось создать одно из пособий предлагаемых ею. Это бизиборд. Итальянский педагог и учёный Мария.

Методическая разработка «Бодрящая зарядка»Методическая разработка «Бодрящая зарядка» Наступило такое долгожданное лето. В детских садах началась летнее – оздоровительная работа. С чего же начинается день в детском саду.

Методическая разработка «Пластилинография»Методическая разработка «Пластилинография» Царьковой Анастасии ВВЕДЕНИЕ Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках.

Методическая разработка плана самообразования «Развитие речи дошкольников через русский фольклор» (средняя группа) План самообразования "Развитие речи дошкольников через русский народный фольклор". Средняя группа. План работы по теме самообразования 1.

Методическая разработка «Ветлуга деревянная» Методическая разработка Выполнила: Половинкина С. Н. МДОУ Детский сад №2 «Солнышко» Тема: Ветлуга деревянная Тип методической разработки:.

Фотоотчет «Проектная деятельность «Русский хоровод». Видео танцевальной композиции «Во саду ли в огороде»Фотоотчет «Проектная деятельность «Русский хоровод». Видео танцевальной композиции «Во саду ли в огороде» Уважаемые коллеги! Я всегда любила народную музыку, Пять лет пела сама в самодеятельном русском народном хоре. И в своей работе музыкального.

Методическая разработка «Занятие по изодеятельности» Интегрированные области: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие. Цель: Продолжать формировать представление детей о разнообразии.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методическая разработка «Русский хоровод»
Опубликовано: 19 декабря 2018 в 13:22
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка «Русский хоровод»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Рябинина (УИ 911735) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД