елена красноперова
Занятие-практикум «Школа хороших манер»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Закрепить знания детей о правилах поведения и хороших манерах.
Задачи:
- активизировать знания учащихся по правилам этикета и культуры поведения;
- развивать интеллектуальные и творческие способности детей;
- воспитывать потребность неформального соблюдения правил вежливости и этикета.
Оборудование: презентация, видеоурок «Школа хороших манер»№10
Публикация «Занятие-практикум „Школа хороших манер“» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Культура поведения для детей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
«Угощение друзей», видеоурок «Школа хороших манер»№35 «Как правильно прощаться», аудиозапись «Песенка о вежливости».
[ b]Ход мероприятия[/b]
(слайд 1)
Педагог: - Добрый день, дорогие ребята. Каждый день мы встречаемся с вами в нашей школе. За эти года мы стали как одна семья. И это очень радует! Давайте встанем в круг, возьмемся за руки. Скажем следующие слова: «Будем мы всегда дружить, нашей дружбой дорожить!”. Я желаю вам хорошего настроения и интересного занятия.
(Обучающиеся присаживаются на стулья).
- Любому взрослому и маленькому человеку не достаточно уметь хорошо читать, писать, считать, рисовать. Также очень важно правильно и достойно вести себя в различных жизненных ситуациях. Посмотрите две сценки.
Сценки
1) Д: - Здорово, Вовка!
М: - Здорово, Танька!
Д:- Как дела?
М:- Да так, стремные дела.
Д:- Где тусуешься?
М:- С пацанами во дворе.
Д: - Слышь, а тебя предки отпускают?
М: - А меня как-то не колышет.
Д: - Ну, всё, пока.
М: - Пока.
2) 1М:- Здравствуй, Вова!
2 М:- Здравствуй, Саша!
1М:- Как твои дела?
2 М: - Спасибо, отлично. А твои?
1М: - Тоже хорошо.
2 М:- Как здоровье у мамы?
1М: - У неё всё хорошо.
2 М:- До свидания, Саша!
1М: - До свидания, Вова!
Педагог: - Ребята, скажите, чем отличаются эти ситуации? Кого из детей вам было приятнее слушать? Почему? (ответы детей)
А нужно ли учиться правилам хорошего тона, хорошим манерам? Об этом мы сегодня поговорим на занятии. Приглашаю вас в «Школу хороших манер».
- Как вы думаете, что такое манеры? (ответы детей)
(слайд 2)
Манеры - способ поведения, умение держаться в обществе. В обществе существуют правила, которые отличают воспитанных людей от невоспитанных. И эти правила необходимо соблюдать.
Люди встречаются и расстаются, знакомятся и прощаются, ходят в гости и принимают гостей, дарят подарки.
Бесчисленное количество раз это повторялось, и постепенно люди выработали самые удобные и разумные способы поведения в таких ситуациях. Так возник этикет.
Слово «этикет» французского происхождения. На одном из пышных приемов у короля Людовика XIV, имевшего громкое прозвище «король-солнце», гостям вручали карточки- этикетки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. Так произошло слово «этикет». За нарушение этикета назначались штрафы.
- Посмотрим, всегда ли вы проявляете хорошие манеры, бываете вежливыми, культурными? Я буду задавать вопросы, а вы отвечаете.
«Правила вежливости»
(подготовленные ребята показывают мини сценку с правильным ответом)
Вопросы для 3 класса: (слайд 3)
1. Кто здоровается первым, если встретились старший и младший? (Младший.)
2. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Да.)
3. Вы вошли в автобус на заднюю площадку и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Как надо с ними поздороваться? (Кивнуть головой.)
Вопросы для 4 класса: (слайд 4)
4. С вами, наверное, такое бывает: встречаете вы человека часто, например, по дороге в школу, но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться. (Да.)
5. Кто первым подает руку при приветствии: старший младшему или наоборот, мужчина женщине или наоборот? (Старший - младшему, женщина - мужчине.)
- Французы говорят: «Первым здоровается тот, кто вежливее».
(слайд 5)
Педагог: - В разных странах люди приветствуют друг друга по-разному.
В Индии здороваясь, совершают кивок головой, поднимая сложенные в ладонях руки на уровень груди.
В Японии кланяются.
В России говорят: здравствуй, улыбаются и приветливо слегка кивают головой, здороваются рукопожатием или обнимаются.
Но у всех народов уклониться от приветствия считалось верхом неприличия и неуважения к окружающим.
Конкурс «Дорожка вежливых»
Педагог: - Мне нужно по 1 человеку от каждого класса. Делая шаг поочерёдно, 1-й ученик называет слова приветствия, 2-й ученик называет слова прощания.
- Здравствуйте! - До свидания!
- Добрый день! И т. д. – До встречи!
- Привет! - Всего хорошего!
– Пока!
Педагог: – Подумайте и ответьте, что в общении друг с другом помогает делать наши отношения теплее, добрее, искреннее? (вежливые слова)
– Конечно же, это добрые, вежливые слова. А теперь давайте узнаем, какие вежливые слова, вы говорите в разных ситуациях, которые встречаются вам каждый день.
1) Денис, когда ты заходишь в класс, что нужно первым сказать? (Здравствуйте)
2) Даша, встретив свою подругу с утра, скажет ей (Привет, доброе утро)
3) Саша, уходя из школы, на прощание скажет (До свидания)
4) Никита, нечаянно наступил Игорю на ногу, и он скажет ему (Извини)
5) Костя услышит что кто- то чихнул, скажет (Будь здоров)
6) Владу помогут подежурить по классу, он скажет (Спасибо)
7) Ярослава поблагодарят за помощь, а она в ответ им скажет (Пожалуйста)
8) Игорь ложится спать и говорит своим родным (Спокойной ночи)
- Молодцы! Вы назвали много вежливых слов.
А сейчас предлагаю отдохнуть.
Физминутка
Педагог: - Давайте поиграем в игру «Да - Нет».
Если вы согласны будете со мной, то хором отвечаете - «да!» и руки поднимайте вверх. Если не согласны, отвечаете - «нет!» и качаете головой.
Вы смелые? - Да!
Умелые? - Да!
Ленивые? - Нет!
Красивые? - Да!
Крикливые? - Нет!
Веселые? - Да!
Милые? - Да!
Послушные? - Да!
Драчливые? - Нет!
Счастливые? - Да!
Педагог: - Ребята, поднимите руку, кто любит ходить в гости к друзьям. Поднимите руку те, кто любит приглашать к себе друга или друзей в гости.
Если вы решили устроить дома вечеринку, то вам обязательно надо сначала познакомиться с этикетом, чтобы узнать, как правильно пригласить друга, как составить меню, которое всем придется по вкусу.
Сейчас мы посмотрим ситуацию, а потом разберём её. (слайд 6)
Отрывок из видеоурока «Школа хороших манер»№10
«Угощение друзей»
Педагог:- Как нужно готовиться к встрече? (продумать, чем будете заниматься, чем угощать. В комнате расставить тарелки, например с печеньем, бутербродами, стаканы для сока или лимонада, бумажные салфетки)
- Когда вечеринка подходит к концу, что нужно сделать? (навести в комнате порядок).
- Следующая ситуация. Смотрим внимательно. (слайд 7)
Отрывок из видеоурока «Школа хороших манер»№35
«Как правильно прощаться»
Педагог: - Всё ли мальчик сделал верно? Уходить по-английски, не прощаясь, — это прилично или нет? (ответы детей)
- Ребята, как правильно прощаться, если тебе нужно уйти пораньше? (ответы детей)
Прощаясь с хозяйкой нужно объяснить причину ухода, например, «уже поздно», «меня ждут дома». Далее выразить удовольствие проведенным временем, например, «Мы замечательно провели время вместе». Поблагодарить хозяйку, попрощаться и уйти.
Ребята из 4 класса покажут, как по правилам этикета прощаться.
Сценка «Прощание»
М: - Даша, извини, уже поздно, мне ещё уроки делать.
Д: - Очень жаль, что уходишь.
М: - Спасибо за интересный вечер, угощение.
Д: - И тебе спасибо, что пришёл.
М: - До завтра.
Д: - До завтра.
Педагог:- Подходит к концу наше занятие. О чем мы сегодня говорили? (говорили о правилах общения, об этикете, о нормах поведения в обществе)
- Чему вы сегодня научились? (ответы детей)
Я очень надеюсь, что после нашего занятия, вы будете следить за собой и своим поведением, задумываться о том, какое впечатление производите на окружающих и вести себя согласно правилам этикета.
Приглашаю всех в круг.
«Песенка о вежливости» (слайд 8)
Ученики повторяют слова и движения за педагогом
Педагог: - До новых встреч!